НАЛБАНДЯН, Ованес Аракелович (1871–1942)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

НАЛБАНДЯН (Налбандиан, Налбандьян, Налбандов), Ованес (Иоаннес, Ионес, Иоганес, Иван) Аракелович (Романович) (15/27 сентября 1871, Симферополь Таврической губ. Российской империи – 23 февраля 1942, Ташкент, Узбекистан) — скрипач, педагог. Профессор 1-й степени (1917, утверждено Государственным ученым советом в 1926). Заслуженный артист РСФСР (1926). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Надворный советник (1915). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1908), Св. Анны 3-й степени (1911), Св. Станислава 2-й степени (1914); светло-бронзовой медалью для ношения на груди «В память 300-летия Царствования Дома Романовых» (1913).

Родился в семье Карасубазарского мещанина (сына купца 2-й гильдии) Аракела Антоновича Налбандяна. Посещал школу при Армяно-католической церкви (1879–1980). В 9 лет начал учиться игре на скрипке. В 1882 впервые выступал публично в Симферополе и других городах Крыма.

В 1886 поступил в Консерваторию: обучался в кл. игры на скрипке Н. В. Галкина и Л. Ауэра (с 1888), окончил с аттестатом (1894). Среди педагогов — А. К. Лядов (элементарная теория и сольфеджио), Я. Витолс.

В 1894 был принят сверхштатным артистом Императорских театров и по рекомендации Л. Ауэра был командирован театральной дирекцией в Берлин для стажировки в Высшей школе музыки у Й. Иоахима (1894/1895).

С 1891 принимал участие в консерваторских и частных концертах в Санкт-Петербурге, а с 1898 начал давать сольные концерты в городах России и Европы, проходившие с большим успехом. Участвовал в концертах Общества музыкальных собраний и Вечерах современной музыки в Санкт-Петербурге (1895–1910), симфонических концертах Императорского Русского музыкального общества. В 1900 (май–октябрь) работал концертмейстером в Киевском симфоническом оркестре под управлением Р. Булериана и выступал в качестве солиста. В 1911 и 1914 гастролировал в городах Германии — Берлине, Дрездене, Лейпциге и других.

В дружеский круг общения Налбандяна входили художники И. К. Айвазовский, В. Е. Маковский, композитор А. А. Спендиаров.

Игра Налбандяна отличалась тонким художественным вкусом и изяществом. Высокую оценку критиков получили интерпретации многих камерных произведений. В его репертуар входили концерты для скрипки с оркестром И. С. Баха, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, Н. Паганини, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Вьетана, Ю. Конюса. Важное место в концертных программах отводил исполнению русской классической и современной музыки. Был первым исполнителем Концерта для скрипки и оркестра a-moll ор. 82 А. К. Глазунова (1906, Малый зал Консерватории, дирижер — автор), Концерта для скрипки и оркестра С. М. Ляпунова, для которого редактировал партию скрипки (1916, Малый зал Консерватории), Латышской фантазии Я. Витолса (посвящена Налбандяну), сонаты для скрипки с фортепиано Л. В. Николаева. В исполнительском репертуаре имел также пьесы собственного сочинения: Марш, «Меланхолия», «Восточное» (на тему А. А. Спендиарова).

В 1918–1921 состоял в концертной группе Балтийского флота, в составе которой выступал в краснофлотских частях Ленинграда и Кронштадта. Руководил музыкальными занятиями клуба Военно-хозяйственной академии (1921–1924). Организовывал просветительские концерты клуба, в которых участвовал в качестве исполнителя и лектора.

В Консерватории: адъюнкт кл. игры на скрипке Л. Ауэра (1895–1912), преподаватель обязательного класса игры на скрипке (1898–1900), специального класса игры на скрипке (с 1900–1942), старший преподаватель (1905), профессор 2-й степени (1908), профессор 1-й степени (1917–1942, утвержден в звании Государственным ученым советом в 1926); заместитель декана исполнительских факультетов (1926–1929), заведующий кафедрой скрипки (1938–1942).

Занимался с известными учениками Ауэра, среди них — И. Ю. Ахрон, М. С. Эльман, Е. А. Цимбалист, Я. Р. Хейфец, Ц. Г. Ганзен, К. Парлоу, М. Б. и И. Б. Пиастро.

Среди многочисленных выпускников и учеников кл. игры на скрипки Налбандяна — профессора и преподаватели Санкт-Петербургской консерватории А. М. Коган, И. А. Лукашевский, А. Д. Печников, И. А. Шпильберг, профессор музыкальной академии в Токио А. Д. Бубнова-Оно, профессор Московской консерватории Ю. И. Янкелевич, профессор Белорусской консерватории А. Л. Бессмертный, профессор Киевской консерватории Я. С. Магазинер, профессор Саратовской консерватории В. В. Зайц, доцент Свердловской (ныне Уральской) консерватории Г. Я. Гранат, директор Горьковского (ныне Нижегородского) музыкального училища и дирижер филармонического оркестра С. Л. Лазерсон, концертирующие солисты, ансамблисты, артисты симфонических оркестров А. А. Пранг, Г. С. Сарабян, Е. М. Хаит, А. Б. Скоморовский, Х. Шютц (Эстония) и др. В кл. игры на скрипке Налбандяна занимались также польско-американский скрипач и дирижер А. Хилсберг (1911/1912), эстонский дирижер Р. В. Матсов (1940/1941).

Член жюри 1-го и 2-го всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей (Москва, 1933; Ленинград, 1935), Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов (Москва, 1937).

Умер в эвакуации в Ташкенте.

Оставил в рукописи несколько глав из мемуаров, в которых содержатся воспоминания о П. де Сарасате и И. Иоахиме и других современниках. Личный фонд Налбандяна хранится в Национальной академии наук Республики Армения (ранее — МЛИ АН Армянской ССР. Ф. 59. 14 ед. хр. 1879–1942).

Библиография

Литература: Концерты в С.-Петербурге // Русская музыкальная газета. 1913. № 48. Стб. 1106. (Рецензия на концерт И. Р. Налбандяна); И. Р. Налбандян — профессор Ленинградской консерватории // Музыкальная жизнь. 1926. № 5. С. 22; Струве Б. А. И. Р. Налбандян // Музыкальные кадры. 1946. № 2. С. 4; Раабен Л. Н. Ауэр-педагог // Раабен Л. Н. Леопольд Семенович Ауэр: очерк жизни и деятельности. Л., 1962. С. 115–159. (О Налбандяне см. на с. 119); Письма к И. Р. Налбандяну // Из истории русско-армянских музыкальных связей: воспоминания, письма, 1827–1917. Ереван, 1971. С. 93–110; Оссовский А. В. Концерт И. Р. Налбандяна // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 77; Беляков М. М. Об И. Р. Налбандяне // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: [в 2 кн.]. Кн. 2. Изд. 2-е. Л., 1988. С. 154–155; Копытова Г. В. 1910 год: Петроградская консерватория. Налбандян // Копытова Г. В. Яша Хейфец в России: Из истории музыкальной культуры Серебряного века. СПб., 2004. С. 78–115; Из личного дела О. А. Налбандяна / [публ. Я. Ю. Гуровой] // Opera musicologica. 2010. № 3. С. 118–138. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM_05_Gurova_full.pdf.

Архивные источники

[Налбандян Иоганес Романович]. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава за 1930–1942 гг. Д. 52. Л. 1–2; Налбандиан И. Р. Архив СПбГК. Личные дела проф-преп. состава за 1886–1951 гг. Д. 163. Л. 104–239; Списки преподавателей и служащих, опросные листы, [1919]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 36. Л. 91–91 об., 207; Протокол правления ЛГК 22.11.1926. ГАОРССЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 318. Л. 94.

А. Н. Цветкова, 2013