ТИГРАНОВ, Георгий Григорьевич (1908–1991)

Музыковедческий факультет
Профессор

ТИГРАНОВ, Георгий Григорьевич (25 марта / 7 апреля 1908, Санкт-Петербург – 5 февраля 1991, Ленинград) — музыковед, просветитель, педагог. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1945). Доктор искусствоведения, профессор (1947). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1979). Член Союза советских композиторов (с 1940), член Правления Союза композиторов СССР (с 1957), Правления Союза композиторов Армянской ССР (1956-1962). Член Ученого совета Ленинградской консерватории и  Института искусств Академии наук Армянской ССР. Награжден Орденом «Знак Почета» (1947), Орденом Дружбы (1987), медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», «30 лет победы в Великой Отечественной войне» (1975), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне» (1985).

Родился в семье научного работника и учительницы музыки. Начал заниматься фортепиано с 8 лет с И. Д. Ханцин, О. К. Калантаровой, М. М. Черногоровым. Окончил Ленинградскую Единую трудовую школу № 52 (1919–1925).

Два года работал пианистом-аккомпаниатором в Кукольном театре, Театре новой классики. Был иллюстратором в кинотеатре рабочей молодежи «Володарский КРАМ», музыкальным руководителем в агитбригадах.

Учился на фортепианном отделении в Центральном музыкальном техникуме (1927–1929, класс О. К. Калантаровой). Окончил композиторский и историко-теоретический факультет Ленинградской консерватории (1929–1934). Среди учителей: Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, Р. И. Грубер, С. Л. Гинзбург, Ю. Н. Тюлин, Х. С. Кушнарёв, Б. А. Арапов. Проявлял большой интерес к вопросам музыкального театра. Посещал репетиции И. В. Ершова в Оперной студии. Экстерном окончил оперно-режиссерское отделение (1938, класс Э. И. Каплана).

Работал в Ленинградском Комитете радиовещания как музыкальный редактор (1934–1935).

Окончил аспирантуру под руководством Б. В. Асафьева (1934–1937). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Некоторые черты музыкальной драматургии Верди на основе анализа опер „Риголетто“ и „Отелло“» (1940).

В период обучения в Консерватории начал преподавать историю западноевропейской и русской музыки во Втором музыкальном техникуме (1931–1938). Вел лекционный курс истории музыки в Институте усовершенствования музыкальных педагогов (1935–1939) и в Институте усовершенствования музыкальных редакторов Радиокомитета (1939–1941).

С 1935 года активно занимался просветительской деятельностью как лектор-музыковед Ленинградской государственной филармонии и Ленсовета. Проводил лекции-концерты на Специальных курсах усовершенствования командного состава (СКУКС), Военно-медицинской академии и других подшефных Консерватории организациях. 

Во время Великой Отечественной войны участвовал в оборонных работах, выступал с музыкально-патриотическими лекциями в воинских частях, госпиталях, Доме ученых, Доме офицеров. Был эвакуирован в г. Гаврилов Ям (Ярославская область), а затем направлен в Ереван.

В Ереванской консерватории: профессор, заведующий теоретико-композиторской кафедрой (1942–1945; 1947–1949). 

Работал директором Музыкального научного кабинета имени Р. Меликяна, заведующим сектором искусств Академии Наук Армянской ССР. 

Вернувшись в Ленинград после эвакуации, защитил диссертацию на соискание ученой докторской степени «Пути развития армянской оперы» (1946), которая легла в основу фундаментальной работы «Армянский музыкальный театр» в 4-х томах (1956–1988) — истории развития оперно-балетного жанра в Армении от музыкально-обрядовых действ до современности.

В Ленинградской консерватории: ассистент (1935), преподаватель (1937), доцент (1940–1942), и. о. профессора (1945), профессор и заведующий кафедрой истории музыки народов СССР (1945–1951), профессор кафедры истории русской и советской музыки (1951–1991). Вел семинары по оперной драматургии и музыкальной критике. Выступал с музыкально-просветительскими лекциями в филармонии, по телевидению и на радио. Углубленно занимался методической работой. Как автор и член редколлегии участвовал в создании пятитомного учебника «История народов СССР» (1970). Совместно с Ю. В. Келдышем, Б. М. Ярустовским, С. Л. Гинзбургом создал программу для музыкальных вузов по истории музыки народов СССР после 1917 года. В центре внимания научно-исследовательской деятельности Тигранова было творчество Дж. Верди и Р. Вагнера, А. А. Спендиарова, А. И. Хачатуряна, К. С. Сараджева, которым он посвятил свои монографии, статьи и очерки.

Среди многочисленных выпускников, аспирантов и слушателей его лекций по истории музыки и оперной драматургии были Э. С. Барутчева, Е. К. Бонч-Осмаловская, И. М. Вызго, Л. Э. Гравитис, И. П. Богачёва, А. П. Петров, Г. В. Свиридов, Р. И. Тихомиров, О. А. Евлахов, В. А. Федотов, Е. В. Образцова, Е. Е. Нестеренко, А. П. Никитин, А. М. Вавилина-Мравинская и многие другие выдающиеся музыканты.

Библиография

Сочинения: Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы. Ереван: Айпетри, 1956. Т. 1. 386 с; Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы. Ереван: Айпетри, 1960. Т. 2. 303 с.; Опера и балет Армении. М.: Музыка, 1966. 239 с.; Аро Степанян. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1967. 128 с.; Александр Афанасьевич Спендиаров. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1971. 287 с.; Балеты Хачатуряна. Изд. 2-е, доп. Л.: Музыка, 1974. 143 с.; Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы. Т. 3. Ереван: Айастан, 1975. 250 с.; Арам Ильич Хачатурян. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1978. 190 с.; Балеты Эдгара Оганесяна. Ереван: Советакан грох, 1981. 102 с.; Артисты, спектакли, музыка. Ереван, 1983. 138 с.; Музыка в борьбе за гуманизм и прогресс. Очерки. Л.: Музыка, 1984. 238 с.; Арам Ильич Хачатурян. М.: Музыка, 1987. 189 с.; Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы. Т. 4. Ереван: Айпетри, 1989. 190 с.

Редакция и составление: Константин Соломонович Сараджев. Дирижер. 1877–1954: Статьи. Воспоминания / сост., ред. и автор биографического очерка Г. Г. Тигранов. М.: Сов. композитор, 1962. 191 с.; Акимова-Ершова С. В. Воспоминания певицы / предисловие Г. Г. Тигранова. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1978. 96 с.

Литература: Будагян А. Человек интересной, счастливой судьбы // Советская музыка. 1978. № 11. С. 12–15. [творческий портрет Г. Г. Тигранова]; Худабашян К. Первое систематическое исследование // Советская музыка, 1978. № 3. С. 103–105 [о труде Г. Г. Тигранова «Армянский музыкальный театр»]; Будагян А. Г. Тигранов Георгий Григорьевич // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1981.Стб. 521; Барутчева Э. Кавалер Ордена Дружбы народов // Музыкальные кадры. 1988. № 6. 1 апреля. С. 4; Барутчева Э. С. Театр в жизни и творчестве Г. Г. Тигранова // Петербургские страницы русской музыкальной культуры. СПб., 2001. С. 179–184; Барутчева Э. С. Ленинград-Петербург. Моя консерватория // Эра Барутчева. …И сердце мое не забудет: Портреты современников. СПб.: Сударыня, 2004. С. 79–110 [о Г. Г. Тигранове]; Тигранов Георгий Григорьевич (вспоминают коллеги и друзья) // Павел Алексеевич Серебряков. К 100-летию со дня рождения. СПб.: Политехнический университет, 2007. С. 184–185; Георгий Григорьевич Тигранов. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Воспоминания. СПб.: СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, 2008. 400 с.; Барутчева Э. Георгий Григорьевич Тигранов (1908–1991) // Musicus. 2008. № 3 (12). С. 27Аветисян Н. Диалог культур // Musicus. 2008. № 3 (12). С. 29–31Молзинский В. В. Незабываемая личность // Musicus. 2008. № 3 (12). С. 32Панченко Ф. В. Научно-практическая конференция «Традиции и пути развития исторического музыкознания в XXI веке» (8–9 апреля 2008 года) // Musicus. 2008. № 3 (12). С. 3; Георгий Григорьевич Тигранов – 100 / сост. Н. Аветисян. Ереван, 2008. 88 с.

Архивные источники

Личное дело Г. Г. Тигранова. Архив СПбГК. Личные дела педагогов и студентов за 1929–1952. Д. 226. Л. 112–196; Личное дело Г. Г. Тигранова. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 1991. Д. 263. Л. 56–163.

Н. Б. Селиверстова, 2017