ТИХОМИРОВ, Роман Иринархович (1915–1984)

Кафедра режиссуры музыкального театра
Профессор

ТИХОМИРОВ, Роман Иринархович (24 июня / 6 июля 1915, Саратов – 3 августа 1984, Ленинград, Северное кладбище) — режиссер музыкального театра и кино, педагог, либреттист, сценарист, исследователь, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1967). Народный артист РСФСР (1973). Профессор (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Награжден Орденом Знамени Венгерской Народной Республики, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1975), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1983), грамотами Президиумов Верховных Советов Киргизской, Молдавской и Туркменской ССР.

Окончил по классу скрипки Саратовский музыкальный техникум (1928–1932) и Рабфак при Консерватории (1932–1936). В 1936 поступил на оркестровое отделение Консерватории в класс скрипки М. Б. Рейсона, в 1937 — на оперно-режиссерский ф-т в класс Э. И. Каплана. В 1945 окончил Консерваторию по специальности «оперная режиссура».

В Консерватории: ассистент режиссера Оперной студии (1936–1938), ассистент оперного кл. С. Д. Масловской (1946–1949) на каф. оперной подготовки; преподаватель (1962), доцент (1963–1974, утв. 1965), зав. кафедрой (1963–1969, утв. 1965; 1977–1984), профессор (1974–1984) кафедры музыкальной режиссуры. 

Режиссер-практикант Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1938–1940). Ассистент режиссера киностудии «Ленфильм» (1939–1941). Режиссер и музыкальный руководитель Киностудии художественных фильмов (Ташкент, 1941–1944). Режиссер киностудии «Ленфильм» (1944–1948). Начальник отдела Главка музыкальных театров Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР и директор Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской (Москва, 1948–1952). 

Преподаватель класса оперной подготовки (руководитель мастерской) ГМПИ имени Гнесиных и преподаватель ф-та режиссуры ГИТИС’а имени А. В. Луначарского, мастерская профессора Л. В. Баратова (1949–1952). 

Главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета (1952–1958). В Новосибирске (1952–1958) вел музыкально-педагогическую и театроведческую лекционную работу в университете, вузах, музыкальном и театральном училищах.

Художественный руководитель центрального телевидения (Москва, 1958–1960). Художественный руководитель Пятого творческого объединения киностудии «Мосфильм» (1960–1962). Главный режиссер Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1962–1977).

Преподавал оперную режиссуру. Сыграл важнейшую роль в восстановлении в Консерватории оперно-режиссерской кафедры (1962). В педагогической деятельности продолжал и развивал идеи Каплана. Внес ценный вклад в методику преподавания музыкальной режиссуры, оперной подготовки и актерского мастерства; для студентов ф-та музыкальной режиссуры составил учебные программы по музыкальной режиссуре и учебный план обучению специальности. Руководил аспирантами и ассистентами-стажерами. Среди учеников — режиссеры И. А. Габитов, С. Л. Гаудасинский, В. И. Гончаренко, Л. Г. Куколев, Л. Д. Михайлов, А. Е. Почиковский, В. Я. Раку, Д. Д. Рождественский, В. Савинов, А. О. Степанюк, В. Шкаровский и многие другие.

Ученик и творческий соратник Э. И. Каплана, Тихомиров прошел школу режиссуры у таких мастеров, как М. И. Ромм, С. А. Герасимов, братья Васильевы, В. А. Лосский, Л. В. Баратов, Н. В. Смолич, С. Э. Радлов, С. Д. Масловская. 

Режиссерский дебют в музыкальном театре — дипломная работа: постановка детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (Оперная студия, 1946). Лучшие работы: в Саратовском театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского — «Майская ночь» Римского-Корсакова (1950), «Севильский цирюльник» (1951), в Новосибирском театре оперы и балета — «Хованщина» (1952), «Князь Игорь» (1954), «Демон» (1955), в Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова — «Лоэнгрин» (1962, режиссерская разработка Каплана), «Волшебная флейта» (1966), «Царская невеста» (1966), «Тихий Дон» И. Дзержинского (2-я часть, 1967), в Ленинградском театре музыкальной комедии — «Баядера» Кальмана (1965), в Государственном академическом Большом театре СССР — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1984), Ереванский государственном академическом театре оперы и балета имени А. А. Спендиарова — «Золотой петушок» (1984). Впервые в СССР поставил оперы «Сила судьбы» Верди и «Питер Граймс» Бриттена (ГАТОБ имени С.М. Кирова, 1963 и 1965), «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (МАЛЕГОТ, 1968) и другие.

В советском кинематографе один из первооткрывателей жанров фильма-оперы, фильма-балета и фильма-оперетты. Признание публики и критики получили фильмы-оперы «Евгений Онегин» (1958), «Пиковая дама» (1961), «Князь Игорь» (1970), «Чио-Чио-Сан» (1980), «Флория Тоска» (1981). Впервые в сов. кинематографе применил совмещение игры актеров с фонограммой оперного пения («Евгений Онегин»). Способствовал становлению и развитию нового вида искусства — массовых представлений на крупнейших стадионах страны, театрализованных концертов во дворцах спорта и больших концертных залах.

Тихомирову посвящены док. фильмы: «Память сердца», фильм-воспоминание, к 80-летию со дня рождения (режиссер В. И. Гончаренко, 1995); передача «Место в истории: Роман Тихомиров», посвященная 90-летию со дня рождения (режиссер Л. А. Безобразова, канал «Культура», 2005). 

Среди партнёров — дирижёры А. С. Бубельников, Д. Э. Далгат, А. С. Дмитриев, А. Г. Катанян, А. И. Климов, Е. Ф. Светланов, К. А. Симеонов, В. А. Федотов, Б. Э. Хайкин и другие.

Автор киносценариев и либретто, в т. ч. оперы «Марюта-рыбачка» Д. А. Толстого (совместно с В. А. Мануйловым). Опубликовал в журналах и газетах десятки статей о музыкальном театре и режиссуре, о воспитании певца-актера. Ряд работ издан в книге «Роман Тихомиров. Кадры из жизни» (2002). Составитель учебной программы по режиссуре музыкального театра ГИТИС’а и учебной программы сценической подготовки для студентов вокального факультета ГМПИ имени Гнесиных. Участвовал в редактуре книги «Э. И. Каплан. Жизнь в музыкальном театре».

Член художественных советов по музыкальным театрам Министерств культуры СССР и РСФСР, член художественных советов Главного Управления культуры Ленгорисполкома и ГАТОБ’а имени С. М. Кирова, председатель оперной комиссии в Союзе композиторов СССР. Член Правления Центрального ВТО, руководитель лаборатории заведующих литературными частями музыкальных театров ВТО, заместитель председателя Ленинградского отделения ВТО. Член рабочей комиссии Исполкома Международного института театра при ЮНЕСКО, член Президиума Ленинградского отделения общества «СССР – Великобритания».

Основная сценография

Основные режиссерские постановки в театрах [с 1946 по 1984] // Дмитриев С., Гончаренко В. Роман Тихомиров. Кадры из жизни. СПб.: Канон, 2000. С. 239–242; Художественные фильмы, поставленные Р. Тихомировым [с 1959 по 1981] // Дмитриев С., Гончаренко В. Роман Тихомиров. Кадры из жизни. СПб.: Канон, 2000. С. 242.

Библиография

Основные литературные сочинения: [Перечень публикаций Р. И. Тихомирова в периодической печати с 1954 по 1982] // Дмитриев С., Гончаренко В. Роман Тихомиров. Кадры из жизни. СПб.: Канон, 2000. С. 243–244.

Основная литература: Поплавский Г. Опера на экране и на сцене // Музыкальная жизнь. 1975. № 14. С. 18–19: 1 ил. [Беседа с Р. И. Тихомировым]; Штоколов Б. На магистральных путях: (к 60-летию со дня рождения Р. Тихомирова) // Театральная жизнь. 1975. № 21. Ноябрь. С. 14–15: 1 ил.; Игнатьева М. Все звенья профессии // Советская культура. 1982. № 82. Декабрь. С. 5: портр.; Гликман И. Д. Неиссякаемая сила творческой преемственности: (отделению музыкальной режиссуры 50 лет) // Музыкальные кадры. 1985. № 4. Апрель. С. 3; Дмитриев С., Гончаренко В. Роман Тихомиров. Кадры из жизни. СПб.: Канон, 2000. 248 с.: ил.

Архивные источники

Дело на утверждение в ученом звании профессора Р. И. Тихомирова в 1976. Архив СПбГК. Д. 2216. 39 л.; Личная карточка Р. И. Тихомирова. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих за 1984. Л. 9–18; [Сведения о педагогической и научно-методической деятельности Р. И. Тихомирова]. Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученом звании профессора Р. И. Тихомирова в 1976. Д. 2216. Л. 20–23 (прим.: краткое описание педагогической (1946–1976) и научно-методической деятельности (до 1976), перечень учеников-режиссеров (до 1976)); [Сведения о творческой деятельности Р. И. Тихомирова]. Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученом звании профессора Тихомирова Р. И. 1976. Д. 2216. Л. 25–27 (прим.: перечни постановок оперных спектаклей (1945–1976), оперетт (1965–1967), драматических спектаклей (1954), кинофильмов (1958–1970), правительственных и специальных театрализованных концертов (1951–1976), массовых представлений, декад и недель советского искусства в Союзных республиках, написанных Р. И. Тихомировым киносценариев и пьес).

М. И. Алейников, 2012