СМИРНОВ, Валерий Васильевич (1937–2023)

Кафедра истории зарубежной музыки
Профессор

СМИРНОВ, Валерий Васильевич (9.7.1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 29.12.2023, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском православном кладбище) — музыковед, музыкально-общественный деятель, редактор, педагог. Доктор искусствоведения (1981). Профессор (1983, учен. звание). Заслуженный деятель искусств РФ (2002). Член научно-методического совета при Министерстве культуры РСФСР (1978). Почетный член международного Общества К. М. фон Вебера (Дрезден, 1994/1995) и международного Общества П. И. Чайковского (Тюбинген – Москва, 1993). Награжден почетными грамотами Министерства Культуры СССР «За успешное проведение гастролей в США и Канаде» (1974), в качестве художественного руководителя Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, и Всероссийской аттестационной комиссии «За успешную подготовку научных кадров высшей квалификации» (2007); почетным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (1993), медалями «В память 300-летия Петербурга» (2004), «За доблестный труд» (2005), «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (2009), «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (2013), памятным знаком Санкт-Петербурга «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (2013).
С отличием окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки (1945–1954). Среди педагогов — П. А. Богданов (сольфеджио, гармония, хор), Г. А. Дмитревский (анализ музыкальных форм, полифония), С. Г. Ингал (фортепиано), Е. П. Кудрявцева (чтение хоровых партитур).
С отличием окончил теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории (1954–1959). Среди педагогов — А. Н. Дмитриев (полифония), Н. Г. Привано (гармония), Г. Т. Филенко (история зарубежной музыки), Б. Я. Шнитке (индивидуальные занятия по полифонии). В качестве дипломной работы по специальности представил исследование «Фортепианные сочинения М. Равеля» (руководитель Г. Т. Филенко).
В 1959–1962 работал в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств) в качестве концертмейстера, позже преподавал музыкально-теоретические дисциплины. Участвовал в музыкальном оформлении спектаклей по пьесам Ж. Б. Мольера («Проделки Скапена»), А. П. Чехова («На большой дороге», «Три сестры») и др.
Окончил аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1961–1964) и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Творческое формирование И. Ф. Стравинского» (1968, научный руководитель Ю. А. Кремлёв).
В Научно-исследовательский отделе Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Российский институт истории искусств): младший научный сотрудник (1965), старший научный сотрудник (1970–1973, 1976–1982), заведующий научно-исследовательским отделом (1982–1985).
Сфера научных исследований — творческое наследие К. Дебюсси, музыкально-критические труды А. В. Оссовского, музыкальная культура рубежа XIX–XX веков, процесс формирования советской оперы, творчество композиторов-современников. В дальнейшем состоял членом редколлегии и автором изданий «Вопросы теории и эстетики музыки», «Современные проблемы советской музыки», «Музыка ХХ века»; опубликовал серию статей, посвященных И. Ф. Стравинскому и М. Равелю.
В Ленинградской государственной филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича): художественный руководитель (1973–1976). Организовал дебюты И. В. Вербицкому, В. С. Синайскому; сотрудничал с Г. Н. Рождественским, Ю. И. Симоновым; организовал выступления П. Ардженто, Ш. Брюка, Р. Кемпе, Б. Хайтинка, М. Янсонса, Н. Ярви; участвовал в приглашении солистов — Д. Поллака, Э. Вирсаладзе. Устраивал гастрольные поездки в Австрию, Болгарию, Германию, Канаду, США, Турцию, Чехословакию и Японию. Организовал первый авторский вечер Б. И. Тищенко; концертное исполнение оперы «Узник» Л. Даллапикколы (солисты А. Л. Володось, А. Ф. Манухов, Н. Ю. Юренева; хор — ленинградская Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки под руководством В. А. Чернушенко; дирижер Ш. Брюк); первое в России исполнение (без купюр) «Страстей по Матфею» И. С. Баха (дирижер Н. Ярви), кантат «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. И. Танеева (дирижер А. С. Дмитриев). По инициативе В. В. Смирнова был основан концертный абонемент «Музыка ХХ века».
Во Всероссийском научно-исследовательском институте искусствознания (ныне — Государственный институт искусствознания, Москва) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «Морис Равель и его творчество» (1979).
С начала 1970-х годов вел активную научную работу как редактор, рецензент, автор статей, участник научно-практических конференций как в России (Московская, Саратовская, Нижегородская консерватории, РИИИ и др.), так и за рубежом (Латвийская музыкальная академия имени Я. Витола, Институт имени П. Хиндемита и др.), инициатор и организатор фестивалей и научных конференций, посвященных О. Мессиану, А. В. Оссовскому, Г. В. Свиридову.
В 1991–2001 вел курсы лекций по вопросам истории музыки и музыкального образования в профильных вузах Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Канады, США, Южной Кореи, Японии. В 1993 году работал над архивом И. Ф. Стравинского в фонде Пауля Захера в Берне.
Руководил защитой кандидатских диссертаций Н. Лориа «Грузинская детская музыка» (ЛГИТМиК, 1982), В. П. Кадочникова «Черты симфонизма в поздних вокально-инструментальных сочинениях Й. Гайдна» (ЛОЛГК, 1989), Ан Сун Мин «Стиль синчангак в эстетике и творчестве Ким Тон Дина» (СПбГК, 2002), Т. И. Твердовской «Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси» (СПбГК, 2003), Н. А. Кулыгиной «Опера „Франциск Ассизский“ Оливье Мессиана: особенности воплощения замысла» (ГИИ, 2012) и др., и также докторской диссертацией В. В. Азаровой «Античность во французской опере 1890–1900-х годов» (СПбГК, 2003).
В Ленинградской/Санкт-Петербургской консерватории: старший преподаватель (1969–1972, 1973/1974), доцент (1974), профессор (1979–2016) кафедры истории зарубежной музыки музыковедческого факультета; председатель Государственной экзаменационной комиссии теоретико-композиторского факультета (1973–2016); заведующий кафедрой истории зарубежной музыки (1985–2008); проректор по научной работе (2004–2008); председатель Диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций (1994–2018). В течение ряда лет вел спецкурс «Современная музыка» на музыковедческом отделении теоретико-композиторского факультета и на факультете повышения квалификации для педагогов музыкальных училищ и вузов.

Библиография
Сочинения:
монографии: Клод-Ашиль Дебюсси: краткий очерк жизни и творчества. Л., 1962. 88 с.; Клод-Ашил Дебюсси. София, 1964. 103 с.; Творческое формирование И. Ф. Стравинского. Л., 1970. 152 с.; Клод-Ашиль Дебюсси, 1862–1918: краткий очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. Л., 1973. 88 с.; Морис Равель и его творчество. Л., 1981. 222 с.; Морис Равель, 1875–1937: популярная монография. Л., 1989. 64 с.; Оглядываясь на век минувший: избранные статьи, заметки и очерки. СПб., 2007. 309 с.; Игорь Федорович Стравинский: учебное пособие. СПб., 2008. 80 с.; Игорь Стравинский: метаморфозы стиля: сборник статей. СПб.: Скифия-принт, 2020. 272 с.
статьи: О предпосылках эволюции Стравинского к неоклассицизму // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. Л., 1967. С. 142–169; Возродить славу театра // Советская музыка. 1967. № 4. С. 27–33. Прим.: о театре им. Кирова; О новом сборнике трудов А. В. Оссовского // А. Оссовский (1871–1957): воспоминания, исследования / общ. ред. Ю. А. Кремлёва. Л., 1968. С. 15–24; Эстетика и стиль «Жар-птицы» И. Стравинского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 8. Л., 1968. С. 44–84; У истоков композиторского пути И. Стравинского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 8. Л., 1968. С. 85–98; О значении ленинской концепции отражения художником противоречий эпохи // Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания / ред. колл.: А. А. Гозенпуд и др. Л., 1969. С. 110–129; Ю. А. Кремлев: [некролог] // Музыкальная жизнь. 1971. № 17. С. 21; О сборнике музыкально-критических статей А. В. Оссовского // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912) / общ. ред. Ю. А. Кремлёва. Л., 1971. С. 12–19; Зарождение экспрессионизма в музыке // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. / ред.-сост. Л. Н. Раабен. М., 1972. С. 244–263; Постановление ЦК КПСС о литературно-художественной критике и некоторые задачи советской музыкальной науки // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 11. Л., 1972. С. 3–13. Прим.: в соавт. с Л. Н. Раабеном; «Виринея» С. Слонимского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 11. Л., 1972. С. 50–69; Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм И. Стравинского // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. / ред.-сост. Л. Н. Раабен. Вып. 2. М., 1973. С. 139–169; Творческая весна Игоря Стравинского // Рассказы о музыке и музыкантах / сост. М. Г. Арановский. Л.; М., 1973. С. 55–79; А. Н. Бенуа либреттист «Петрушки» // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова. М., 1973. С. 155–162; Морис Равель // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л., 1975. С. 102–156; О Кремлеве и новом сборнике его работ // Кремлёв Ю. А. Избранные статьи / общ. ред. В. Смирнова. Л., 1976. С. 3–12; Равель // Музыка ХХ века. Ч. 1. Кн. 2. М., 1977. С. 275–325; Несколько штрихов к портрету И. Ф. Стравинского // Стравинская К. Ю. О И. Ф. Стравинском и его близких / общ. ред. В. Смирнова. Л., 1978. С. 5–18; Оссовский Александр Вячеславович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 128–129; Раабен Лев Николаевич // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 508; Равель Морис Жозеф // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 511–516; Дирижирует Шарль Брюк // Ленинградская правда. 1978. № 23. С. 3; Наставник // Музыкальные кадры. 1980. № 15. С. 2. Прим.: о работе С. Н. Богоявленского; Развивая традиции конфликтного симфонизма // Современные проблемы советской музыки / ред.-сост. В. В. Смирнов. Л., 1983. С. 52–63; Опера продолжает жить // Советская музыка. 1984. № 5. С. 30–32. Прим.: рецензия на постановку «Укрощение строптивой» В. Шебалина; Еще раз о «Мертвых душах» Р. Щедрина // Современная советская опера: сб. науч. трудов ЛГИТМИК’а. Л., 1985. С. 10–24; Морис Равель // История зарубежной музыки: учебник. Вып. 5. / ред. И. В. Нестьев. М., 1988. С. 106–139; Власть дирижерской руки // Театральная, 3. 2001. № 1 (802). С. 1, 3; Неизвестный А. В. Оссовский // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. ст. и материалов / ред.-сост. Л. Г. Данько, Т. В. Брославская. СПб., 2001. С. 88–93; «Нам внятно все — и острый галльский смысл…» // Русско-французские музыкальные связи: сб. науч. ст. / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб., 2003. С. 5–18; «Дафнис и Хлоя» Равеля в «Русских сезонах» // Русско-французские музыкальные связи: сб. науч. ст. / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб., 2003. С. 67–82; Мимолетные, но незабываемые встречи // Наше святое ремесло: Памяти В. В. Нильсена (1910–1998) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 2004. С. 210–214; Вспышки памяти // Ленинградская государственная консерватория в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945 / ред.-сост. Е. А. Пономарёва. СПб., 2005. С. 80–84; Чайковский и Никиш (по оценкам современников) // Русско-немецкие музыкальные связи: сб. ст. / ред.-сост. А. К. Кенигсберг. СПб., 2006. С. 109–116; «Музыка кучеров»? Глинка — Стравинский // М. И. Глинка: к 200-летию со дня рождения. Т. 1. М., 2006. С. 278–286; «Все в ней гармония…» // Приношение Надежде Голубовской / ред.-сост. Т. Зайцева, С. Закарян-Рутстайн, В. Смирнов. СПб., 2007. С. 323–324; О Галине Тихоновне Филенко, какой ее я знал // Памяти Галины Тихоновны Филенко: к 100-летию со дня рождения / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб., 2011. С. 128–145; Стравинский. Грани творчества (к проблеме периодизации) // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 5 (40). С. 206–215; А. В. Оссовский и «новая музыка» // Музыковедение. 2018. № 11. С. 13–17; Петербургские школы исторического музыковедения и французская музыка // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 6. С. 231–244; «Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие…» // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 4. С. 113–125; Тайна биографии А. В. Оссовского // Musicus. 2021. № 2. С. 3–9; Čajkovskij und Stravinskij // Čajkovskij–Studien: Internationales Čajkovskij–Symposium, Tübingen 1993 / hrsg. von Th. Kohlhase. Mainz, 1995. Bd. 1. S. 253–258; «…c’est du Tchaïkowsky à travers Stravinsky» // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung, 1994. № 7. April. S. 27–29.
Литература: Голутва А. А. Правительственная телеграмма Смирнову Валерию Васильевичу // Musicus. 2007. № 8. С. 9; Зайцева Т. А. Неюбилейные строки о дорогом юбиляре // Musicus. 2007. № 9. С. 53–55; Смирнов Валерий Васильевич // Who is Who в России: биографическая энциклопедия успешных людей России / основатель и отв. ред. Ralph Hübner. 4-е изд. Zug (Schweiz), cop. 2010. С. 2173; Гуревич В. А. Приношение Стравинскому // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 4. С. 160–164.
Редактура: Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования / общ. ред. и вступит. ст. Ю. А. Кремлева; сост., подг. к публ., предисл. и примеч. В. Смирнова. Л., 1968. 440 с.; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи, 1894–1912 / общ. ред. Ю. А. Кремлева; сост., подг. к публ., предисл. и примеч. В. Смирнова. Л., 1971. 373 с.; Кремлев Ю. А. Избранные статьи / общ. ред. В. Смирнова. Л., 1976. 232 с.; Стравинская К. Ю.О Стравинском и его близких / общ. ред. В. Смирнова. Л., 1978. 232 с.; Современные проблемы советской музыки: сб. ст. / отв. ред. и сост. В. В. Смирнов. Л., 1983. 144 с.; История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Вып. 6: начало XX века — середина XX века / сост. и общ. ред. В. В. Смирнова. СПб., 1999. 628 с.; Русско-французские музыкальные связи: сб. науч. ст. / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб., 2003. 293 с.; Голубовская Н. И. Искусство исполнителя / ред.-сост. Т. Зайцева, С. Закарян, В. Смирнов. СПб., 2007. 487 с.; Устилуг–Hollywood: о Стравинском и его творчестве: сб. ст. / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб., 2011. 212 с.; Памяти Галины Тихоновны Филенко (к 100-летию со дня рождения): сб. ст. / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб., 2011. 240 с.; Sztravinszkaja K. J. Stravinskyról / [ред., авт. вступ. ст. В. В. Смирнов]. Budapest, 1978. 179 p.

Иконография
Смирнов, Валерий Васильевич (1937–2023). Фото на документы (30 х 25 мм.) 1954 г. // Личное дело В. В. Смирнова. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1959. Д. 116. Л. 3, 11; Смирнов, Валерий Васильевич. Фото на документы (65 х 50 мм.) 1972 г. // Личное дело В. В. Смирнова. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и служащих за 1972. Д. 143. Л. 85; Смирнов, Валерий Васильевич. Фото на документы (41 х 30 мм.) 1976 г. // Дело на утверждение в ученых званиях доцента. 1975–1976 гг. Архив СПбГК. Д. 2128. Л. 216; Смирнов, Валерий Васильевич. Фото на документы (54 х 39 мм.) 1983 г. // Дела на утверждение в ученом звании профессора. 1983 г. Архив СПбГК. Б/н. Л. 75.


Архивные источники
Личное дело В. В. Смирнова. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1959. Д. 116. Л. 2–20; Личное дело В. В. Смирнова. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и служащих за 1972. Д. 143. Л. 81–91; Дело В. В. Смирнова на утверждение в ученом звании доцента. 1976 г. Архив СПбГК. Д. 2128. Л. 211–236; Дело В. В. Смирнова на утверждение в ученом звании профессора. 1983 г. Архив СПбГК. Б/н. Л. 70–101; [Личное дело В. В. Смирнова]. СПбГК. Отдел кадров. Л. 1–98.

М. В. Михеева, 2024