ДМИТРИЕВ, Анатолий Никодимович (1908–1978)

Кафедра теории музыки
Профессор

ДМИТРИЕВ, Анатолий Никодимович (15/28 марта 1908, г. Саратов – 5 декабря 1978, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Доктор искусствоведения (1966). Профессор (1967). Награжден орденами: Красной Звезды (1944), «Знак Почета» (1953); медалями: «За боевые заслуги (1943), «За оборону Ленинграда» и «За победу над фашистской Германией» (1945).

Родился в семье школьного учителя пения. Мальчиком участвовал в составе детского хора в спектаклях Саратовского оперного театра под руководством дирижера К. С. Сараджева («Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе).

В 1918 поступил в Саратовскую консерваторию и окончил ее по кл. фортепиано, обучаясь сначала у Э. Я. Гаека, потом П. К. Прейса (1926) и по кл. композиции у Л. М. Рудольфа (1927). Одновременно получил общее образование в Саратовском промышленно-экономическом техникуме.

Поступил в Ленинградскую консерваторию на научно-композиторское отд. инструкторско-педагогического ф-та (1927), окончил как историк и теоретик музыки под руководством Б. В. Асафьева (1931). Среди учителей — выдающиеся музыканты В. В. Щербачёв, М. Г. Климов, Х. С. Кушнарёв, М. М. Чернов, П. Б. Рязанов, Ю. Н. Тюлин, А. И. Кедрова и другие.

Во время учебы начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Детской художественной студии имени З. И. Лилиной (Ленинград, 1928–1931) и на Музыкальных курсах для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова (1929–1931). Вел курсы по подготовке в консерваторию рабочих завода Красный Треугольник. Состоял в музыковедческой ударной бригаде по устройству лекций и концертов (1930).

По рекомендации Б. В. Асафьева стал концертмейстером и помощником художественного руководителя Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова В. А. Дранишникова (1929–1937).

В Ленинградской консерватории: преподаватель курса специальной гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм и стилей, чтения партитур, оперной драматургии и истории западной и русской музыки (1932–1935), доцент (1935–1941, 1946–1957), и. о. профессора (1957–1962) каф. теории музыки; и. о. профессора (1962), профессор (1967/1978 уч. г.) каф. музыкальной режиссуры. Заведующий каф. теории и истории музыки (1949–1953), заместитель директора по научной и учебной работе (1949/1950), заведующий каф. истории русской советской музыки и музыки народов СССР (1969–1978). 

В 1948 защитил кандидатскую диссертацию «Рукописи А. П. Бородина. Опыт анализа его творческого метода». В 1966 защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведении на тему: «Полифония как фактор формообразования. На материале русской классической и советской музыки».

Разработал авторский курс полифонии, анализа музыкальных форм и оперной драматургии. Вел аспирантский класс. В течение многих лет руководил студенческим научным обществом теоретико-композиторского ф-та. Среди многочисленных учеников — Б. А. Тищенко, С. М. Слонимский, Т. А. Хопрова, Л. Г. Данько, Е. В. Титова, Г. Г. Белов, Е. Е. Нестеренко и другие.

Совмещал работу в Консерватории с деятельностью музыкального редактора, консультанта по репертуару и дирижера оперно-симфонического отдела Ленинградского радиокомитета (1936–1940), а также был ответственным редактором Ленинградского отделения Музгиза, занимаясь редактурой клавиров, симфонических партитур, камерно-инструментальной литературы, учебных музыкальных пособий (1937–1941).

Во время Великой Отечественной войны был капельмейстером 1066-го стрелкового полка 281-й стрелковой дивизии Волховского и Ленинградского фронтов (1941–1944). Дал свыше 2500 концертов на передовых позициях, исполняя классическую музыку, в том числе — увертюру из оперы «Князь Игорь», аранжированную Дмитриевым для реального состава музыкантов. После тяжелого ранения стал художественным руководителем ансамбля Белорусско-Литовского военного округа в Минске (1944–1946), где в качестве доцента преподавал на каф. теории музыки в Белорусской консерватории (1945/1946).

Вернувшись в Ленинград, продолжил преподавательскую деятельность и стал заведующим литературной частью и консультантом по репертуару в ГАТОБ имени С. М. Кирова (1949–1960).

Работал в Фонограммархиве Пушкинского дома АН СССР (1948–1949). 

В течение всей жизни занимался активной лекционно-просветительской деятельностью в университетах культуры, Военно-Медицинской Академии, Балтийском и Адмиралтейском заводах.

Обладал редкой музыкально-литературной эрудицией, широким кругом научно-творческих интересов, уникальным даром читать с листа партитуры. Помимо русской музыкальной классики, среди научных приоритетов Дмитриева было изучение творчества современников: Б. В. Асафьева, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. В. Кочурова, В. В. Волошинова, Ю. А. Шапорина, а также П. Хиндемита, А. Берга, Д. Энеску и других.

Являлся членом редколлегии и автором ряда статей в сборниках «55 советских симфоний» (1961), «Советские симфонии за 50 лет» (1967), а также автором-составителем клавиров и переложений для фортепиано в 4 руки (в том числе — Симфония Д. С. Бортнянского, квартеты Д. Д. Шостаковича). Редактировал академические издания сочинений П. И. Чайковского (тт. 1, 3, 9, 12, 34, 41, 57) и Н. А. Римского-Корсакова (тт. 1, 3, 5, 10, 12, 15, 29, 38, 40), а также стал редактором первого в России издания оперы А. Берга «Воццек».

Нотография

Список трудов доктора искусствоведения, профессора А. Н. Дмитриева: нотография / сост. Т. П. Дмитриевой-Мей // Дмитриев А. Исследования. Статьи. Наблюдения. Л., 1989. С. 281–285.

Библиография

Сочинения: Музыкальная драматургия оркестра М. И. Глинки: к 100-летию со дня смерти М. И. Глинки. Л., 1957. 125 с.; Применение приемов оркестрового письма в полифонической музыке // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 3: Основы оркестровки / том подгот. А. Н. Дмитриевым. М., 1959. С. 569–781; Развитие взглядов Н. А. Римского-Корсакова на курс оркестровки // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Л., 1959. С. 94–106; Полифония как фактор формообразования. Теоретическое исследование на материале русской классической и советской музыки. Л., 1962. 488 с.; В годы Великой Отечественной войны // Воспоминания о Б. И. Загурском. Л., 1971. С. 46–48; Мой дорогой учитель // Воспоминания об Асафьеве. Л., 1974. С. 113–134; Балетное творчество Б. В. Асафьева // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Л., 1974. С. 109–140; А. П. Бородин в работе над оперой «Князь Игорь» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. М., 1977. С. 311–316; Л. В. Николаев — композитор // Л. В. Николаев: статьи и воспоминания современников, письма. Л., 1979. С. 61–95; Мои любимые учителя // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Изд. 2-е. Кн. 1. Л., 1987. С. 140–148; Поэма о русском солдате // Иван Дзержинский: статьи, воспоминания. М., 1988. С. 46–49; Стереть с лица земли живое нельзя // Советская музыка. 1988. № 6. С. 78–85; Список трудов доктора искусствоведения, профессора А. Н. Дмитриева: библиография / сост. Т. П. Дмитриевой-Мей // Дмитриев А. Исследования. Статьи. Наблюдения. Л., 1989. С. 273–281; Исследования. Статьи. Наблюдения / ред.-сост. Л. Данько. Л., 1989. 288 с.; Музыкальная драматургия оркестра М. И. Глинки: фрагмент о музыкальной драматургии в партитуре оперы «Руслан и Людмила». М., 2004. 47 с.; Струнные квартеты Д. Д. Шостаковича: комментарии. СПб., 2008. 129 с.; Список публикаций А. Н. Дмитриева, составленный автором // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: статьи, воспоминания, документы / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб., 2008. С. 356–366.

Литература: Ямпольский И. М. Дмитриев Анатолий Никодимович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 264. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2641/ДмитриевКондратьев А. Разносторонний музыкант // Советская музыка. 1982. № 10. С. 124–126; Хопрова Т. А. Из воспоминаний о А. Н. Дмитриеве // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Л., 1987. С. 216–220; Нестеренко Е. «Я буду благодарен ему всю жизнь» // Дмитриев А. Исследования. Статьи. Наблюдения. Л., 1989. С. 10–12; Слонимский С. Анатолий Никодимович Дмитриев — музыкант, педагог, человек // Дмитриев А. Исследования. Статьи. Наблюдения. Л., 1989. С. 12–24; Кондратьев А. В. Легенда консерватории (А. Н. Дмитриев) // Наши учителя: сборник воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории СПб., 2006. С. 44–52; Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: статьи, воспоминания, документы / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб., 2008. 409 с.; Белов Г. Г. Труды А. Н. Дмитриева по полифонии и оркестровке // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: статьи, воспоминания, документы / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб., 2008. С. 226–242; Материалы защиты докторской диссертации А. Н. Дмитриева в Диссертационном совете Московской консерватории (21.04.1966) // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: статьи, воспоминания, документы / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб., 2008. С. 296–355; Письма Д. Д. Шостаковича к А. Н. Дмитриеву / публ. и коммент. Титовой Е. В. // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: статьи, воспоминания, документы / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб., 2008. С. 367–404; Данько Л. Из архива А. Н. Дмитриева // Musicus. 2008. № 3 (12). С. 20–23. URL: http://library.conservatory.ru/fulltext/Musicus/Musicus_2008_3_(12)/20-23_musicus_12.pdf; Воспоминания // Петербург и национальные музыкальные культуры: материалы Междунар. науч. конф. (СПб, 25 нояб. 2010). СПб., 2010. С. 20–28; Трембовельский Е. Б. Вспоминая учителя // Музыкальная академия. 2009. № 2. С. 168–174; Васильцова М. А. А. Н. Дмитриев: к 100-летию со дня рождения // Opera Musicologica. СПб., 2012. № 2 (12). С. 122–126. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM12_Vasilzova.pdf

Иконография

Дмитриев, Анатолий Никодимович (1908–1978). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; То же: Данько Л. Из архива А. Н. Дмитриева // Musicus. 2008. № 3. С. 20–23; Выставка Информационно-библиографического отдела «Е. М. Орлова, П. А. Вульфиус, А. Н. Дмитриев, Г. Г. Тигранов» // Musicus. 2008. № 2 (11). 2, 3 с. обл.

Архивные источники

Личное дело Дмитриева А. Н. Архив СПбГК. Д. 79. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих, аспирантов и студентов за 1926–1957. С. 213–237; Личное дело Дмитриева А. Н. Архив СПбГК. Д. 161. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1978. С. 48–119; Дело на утверждение в ученом звании профессора А. Н. Дмитриева. 15.04.1967. Архив СПбГК. Д. 1457. С. 26–41.

Н. Б. Селиверстова, 2016