КРЕМЛЁВ, Юлий Анатольевич (6/19 июня 1908, Ессентуки – 19 февраля 1971, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед, композитор, педагог, общественно-музыкальный деятель. Доктор искусствоведения (1963). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Родился в семье юриста, литератора и театрального деятеля Кремлёва Анатолия Николаевича, организатора Первого Всероссийского Съезда сценических деятелей (1897) и Всероссийского Съезда деятелей народного театра (1917). В 1908 семья переехала в Санкт-Петербург.
Окончил Единую советскую трудовую школу № 16 Центрального р-на Ленинграда (1916–1925). С 1920 успешно обучался игре на фортепиано в музыкальной школе.
Поступил в Консерваторию в кл. фортепиано М. В. Юдиной (1925–1929). Музыкально-артистическое дарование Кремлёва высоко оценивали Л. В. Николаев, А. В. Оссовский, В. В. Щербачёв, Юдина, Б. В. Асафьев. Посещал курс мелодики и полифонии у П. Б. Рязанова (1928). В 1929 вынужден был перейти с исполнительского ф-та на 2-й курс музыковедческого отд. научно-композиторского ф-та по причине тяжелого заболевания (туберкулез костей), приковавшего его к постели. Заочно окончив Консерваторию как историк и теоретик музыки (1929–1933), поступил в аспирантуру, которую завершил под руководством Б. В. Асафьева (1933–1937).
С 1934 начал печататься в периодических изданиях, обнаружив широкий круг музыкально-эстетических интересов, в который входили вопросы развития различных музыкальных стилей, история русской музыкальной критики, анализ творчества русских и зарубежных классиков, очерки о жизни и творчестве французских композиторов рубежа XIX–XX веков и т. д. Направление его разносторонней научной деятельности в значительной степени связано с идеями его учителя Асафьева, для которого не было границ между различными сферами музыкознания (теорией, историей, источниковедением, эстетикой, социологией).
К 75-летию Консерватории, по заданию руководства, подготовил издание по истории вуза (1937).
В Консерватории: и. о. доцента (1938–1940) историко-теоретического ф-та. Член Ученого совета.
В Государственном музыкальном научно-исследовательском институте (ГНИИ театра и музыки): научный сотрудник (1937), старший научный сотрудник (1942), заведующий сектором музыки (1957–1969), заместитель директора по научной части (1960–1961); профессор (1969–?).
Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему: «Русская мысль о музыке» (1963).
Автор многочисленных трудов о русской, советской и зарубежной музыке, в том числе о явлениях западноевропейского музыкального искусства начала ХХ века. Явился инициатором и бессменным членом редколлегии издания научных сборников «Вопросы теории и эстетики музыки» (№ 1–9, ЛГИТМиК).
Автор ряда музыкальных произведений, в том числе: симфонии (1943, 2-я ред. 1946), 15 фортепианных сонат, романсов, оркестровой сюиты.
Библиография
Сочинения: А. П. Бородин. Л., 1934. 88 с.; Франц Лист. Л., 1935. 56 с.; Вольфганг Моцарт: краткий очерк жизни и творчества. Л., 1935. 56 с.; Жорж Бизе: краткий очерк жизни и творчества. Л., 1935. 48 с.; Джакомо Мейербер: очерк жизни и творчества. Л., 1936. 46 с.; Ленинградская государственная консерватория, 1862–1937. М., 1938. 177 с.; Третья симфония («Божественная поэма») А. Н. Скрябина. Л., 1941. 46 с.; Вопросы музыкальной эстетики. М., 1953. 76 с.; Фридерик Шопен. М.; Л., 1949. 410 с. Прим.: 2-е изд. (в нов. ред.) М., 1960. 704 с.; Фортепианные сонаты Бетховена. М., 1953. Прим.: изд. 2-е 1970. 335 с.; Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в ХIХ веке: [в 3 т.] Т. 1: 1825–1860. М., 1954. 287 с.; Симфонии П. И. Чайковского. М., 1955. 304 с.; Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М., 1957. 249 с.; Эдвард Григ: очерк жизни и творчества. М., 1958. 237 с.; Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в ХIХ веке: [в 3 т.] Т. 2: 1861–1880. М., 1958. 624 с.; Избранные статьи и выступления. М., 1959. 307 с.; Эстетические проблемы советской музыки. Л., 1959. 107 с.; Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в ХIХ веке: [в 3 т.] Т. 3: 1881–1894. М., 1960. 368 с.; Василий Павлович Соловьев-Седой: очерк жизни и творчества. Л., 1960. 219 с.; Эстетика природы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. М., 1962. 110 с.; Тихон Хренников: очерк жизни и творчества. М., 1963. 47 с.; Избранные статьи и выступления. М., 1969. 204 с.; Выразительность и изобразительность музыки. М., 1962. 52 с.; Познавательная роль музыки. М., 1963. 61 с.; Что такое музыкальная тема. М.; Л., 1964. 52 с.; Клод Дебюсси: очерк жизни и творчества. М., 1965. 792 с.; Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. М.; Л.,1966. 155 с.; О месте музыки среди искусств. М., 1966. 63 с.;Прошлое и будущее романтизма. М., 1968. 78 с.; Жюль Массне: очерк жизни и творчества. Л., 1969. 248 с.; Национальные черты русской музыки. Л., 1968. 120 с.; Очерки творчества и эстетики композиторов «Новой венской школы». Л., 1970. 136 с.; Камиль Сен-Санс: очерк жизни и творчества. М., 1970. 328 с.; Йозеф Гайдн. М., 1972. 320 с.
Литература: Ямпольский И. М. Кремлёв Юлий Анатольевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 36–37. URL: http://www.musenc.ru/html/k/kremlev.html (без библиогр.), То же с библиогр.: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4017/Кремлёв; Ковнацкая Л. Г. Ю. А. Кремлев в диалогах о Д. Д. Шостаковиче: вокруг Десятой симфонии // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского. Вып. 98: Мир музыковедения: стратегии, дискурсы, сюжеты. Киев, 2011. С. 110–135.
Архивные источники
Личное дело Кремлева Ю. А. Архив СПбГК. Д. 124. Личные дела преподавателей, рабочих и студентов за 1934–1950. С. 162–241; Личная карточка Кремлёва Ю. А. Архив СПбГК. Д. 48. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1930–1942. С 85–86.
Г. А. Некрасова, Н. Б. Селиверстова, 2015