НИЛЬСЕН, Владимир Владимирович (1910–1998)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

НИЛЬСЕН, Владимир (Вольдемар Самуил) Владимирович (Вольдемарович) (24 сентября / 5 октября 1910, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 7 октября 1998, г. Пушкин) — пианист, органист, педагог. Профессор (1951). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).

Игре на фортепиано обучался в Музыкальной школе-десятилетке имени Н. А. Римского-Корсакова в кл. В. В. Шабановой-Рогинской (1921–1924). Окончил подготовительную группу по кл. фортепиано у Н. И. Рихтера (1924–1927), а также общеобразовательные курсы при Консерватории. В 1927 поступил на фортепианный ф-т в кл. Н. И. Рихтера, с которым продолжил занятия в Музыкальном техникуме имени М. И. Глинки. В 1931 окончил Консерваторию по кл. органа у И. А. Браудо; в 1935 — аспирантуру по кл. фортепиано у Н. И. Голубовской.

В 1931–1934 преподавал кл. специального фортепиано в Детской художественной школе (ДХШ) Выборгского р-на Ленинграда.

В Консерватории: ассистент в кл. фортепиано Н. И. Голубовской (1935); доцент (1938–1941, утвержден в 1940), профессор (1948, утвержден в 1951) кл. специального фортепиано.

В годы Великой Отечественной войны, в период эвакуации Ленинградской консерватории преподавал в Саратовской (1941–1944) и Московской консерваториях (доцент каф. специального фортепиано). 

В 1949–1950 работал по совместительству в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, в 1950–1952 — в Средней специальной музыкальной школе (ССМШ) при Ленинградской консерватории, в 1955/1956 — в Киевской консерватории.

Концертирующий пианист и органист, Нильсен зарекомендовал себя как художник, обладавший уникальным даром, тонким вкусом, яркой артистической индивидуальностью. Лауреат конкурсов Союза советских композиторов на лучшее исполнение произведений советских композиторов (1936, 1 премия), I Всесоюзного конкурса пианистов (Москва, 1938, 2 премия).

Имя Нильсена олицетворяет высокую культуру, глубокое и одухотворенное служение музыке. В памяти слушателей он остался прежде всего «поэтом фортепиано», проникновенным лириком. Вместе с тем его репертуар отличался обширным диапазоном, включавшим произведения разных стилей — от Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха (и его сыновей), венских классиков (почти всего Л. Бетховена), до романтиков (Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Листа и др.) и французских импрессионистов, а также русскую музыку — от Д. С. Бортнянского до С. С. Прокофьева.

Пианист любил выступать в качестве ансамблиста, демонстрируя и в данной сфере исполнительства высочайшую художественную культуру и безупречную партнерскую дисциплину. 

Органный репертуар Нильсена включал как старинную музыку (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. Пахельбель и др.), так и музыку XX века (Хр. С. Кушнарёв, М. А. Юдин, Г. А. Мушель). Артист концертировал в разных городах России и за рубежом: Чехословацкая социалистическая республика (1957), ГДР (1958), Польша (1959), Франция (1991, 1992, 1993, 1994), США и др.

Партнёры-дирижеры — А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, Н. Г. Рахлин, И. А. Мусин, Н. С. Рабинович, А. К. Янсонс, К. И. Зандерлинг и другие.

В исполнительской и педагогической деятельности Нильсен творчески развивал принципы и традиции школы своего учителя Н. И. Голубовской. За долгие годы работы в Ленинградской консерватории воспитал большое количество музыкантов (всего 226 человек) высокой квалификации, среди которых профессора, доценты и преподаватели консерваторий, концертирующие пианисты и концертмейстеры, работающие в России и странах ближнего и дальнего зарубежья — США, Германии, Франции, Италии, Израиле. Польше, Болгарии, Финляндии, Корее, Китае, ЮАР.

В разные годы у Нильсена учились не только известные ныне пианисты — Э. В. Базанов, В. Э. Берзон, В. С. Вишневский, А. М. Сандлер, И. А Комаров, С. А. Урываев, Е. В. Шишко и другие, но и композиторы — А. С. Леман и С. М. Слонимский, дирижеры В. И. Вербицкий, А. Э. Витлин, Д. Е. Зубов, К. Корд (Польша), певица В. А. Козырева, органистка Е. В. Лисицина (Латвия). Некоторые из его учеников стали исполнителями-универсалами, в равной степени владеющими фортепиано, органом и клавесином — Л. А. Болдырев, Е. А. Серединская, Р. Е. Сварцевич, Ю. Б. Стоянов, В. Ю. Шапошников. Среди иностранных студентов — Имо-ди-Аммо (Франция), М. Катыч (Югославия), А. Коваляк (Польша) и другие.

Нильсен являлся членом жюри Республиканского смотра-семинара музыкальных училищ Украины (1975), принимал участие в работе жюри Всероссийского смотра-конкурса студентов музыкальных вузов (Саратов, 1981), входил в состав жюри Всесоюзного конкурса пианистов, посвященного 110-летию со дня рождения С. В. Рахманинова (Москва, 1983).

В Консерватории установлена мемориальная доска у кл. №10 (открытие сост. 7 окт. 1999). Имя Нильсена присвоено концертно-выставочному залу Школы искусств в г. Коммунар Ленинградской области (27 октября 2000).

Дискография

Список звукозаписей В. В. Нильсена // Наше святое ремесло: Памяти В. В. Нильсена (1910–1998) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 2004. С. 366–368.

Библиография

Сочинения: Былое и думы (Из бесед с Т. А. Зайцевой) // Балакиреву посвящается: сб. статей к 160-летию со дня рождения композитора (1836–1996) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб.: Канон, 1998. С. 203–211. 

Литература: Наше святое ремесло: Памяти В. В. Нильсена (1910–1998) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 2004. 390 c.; Владимир Нильсен — артист и учитель / ред.-сост. С. Денисов, Н. Цивинская, В. Шекалов. СПб., 2004. 592 с.; Список учеников В. В. Нильсена // Владимир Нильсен — артист и учитель. СПб., 2004. С. 545–549; Список публикаций о В. В. Нильсене // Владимир Нильсен — артист и учитель. СПб., 2004. С. 550–558; Зайцева Т. А. Владимир Нильсен: Мысли вслух. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2016. 192 с.; Зайцева Т. «Сказки» Н. К. Метнера и В. В. Нильсена // Николай Метнер. Незабытые мотивы. К 140-летию композитора: сб. статей и материалов / ред.-сост. Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. М.: МГК, 2021. С. 288–300.

Архивные источники

Личное дело В. В. Нильсена за 1998. Архив СПбГК. Д. 763 (за 1956). С. 59–69; Д. 465-а (за 1950). С. 159–177.

Т. С. Меликова, 2012