БОГОЯВЛЕНСКИЙ, Сергей Николаевич (1905–1985)

Кафедра истории зарубежной музыки
Профессор

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, Сергей Николаевич (16 ноября 1905, Бейрут, Сирия – 3 сентября 1985, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед. Ученый-исследователь, педагог, общественный деятель. Кандидат искусствоведения (1944). Доцент (1944). И. о. профессора (с 1945). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).

Родился в семье учителя, возглавлявшего в 1905–1908 русские школы в Бейруте (Сирия, ныне Ливан). Детство и юность провел в Екатеринодаре (ныне Краснодар). С раннего возраста свободно владел европейскими языками (французским, немецким, английским, итальянским, испанским, латынью) и проявлял интерес к музыке. Брал уроки игры на фортепиано. Окончил 2-е реальное Екатеринодарское училище (1914–1920).

Окончил Кубанский индустриальный техникум (бывший Политехнический институт) по административно-хозяйственной специальности (1920–1925). Учился на курсах иностранных языков, получив диплом преподавателя французского языка (1924–1925). Начал преподавать в школе при иностранных курсах, одновременно занимаясь на промышленно-экономических курсах Союза Совработников. Получил квалификацию счетовода (1925).

Окончил Кубанский государственный музыкальный техникум (бывший Музыкальный институт, 1923–1929) по классу фортепиано у Н. Д. Яковлева, ученика Н. К. Метнера. Учился композиции в классе А. Г. Гефельфингера (1928/1929 учебный год). Занимался теорией музыки под руководством преподавателя И. К. Войтехова. Вел активную общественно-профсоюзную работу.

В годы учения преподавал историю музыки на хормейстерских курсах при Кубанском музыкальном техникуме (1926/1927 учебный год). Давал частные уроки по фортепиано и истории музыки. Выступал как пианист в концертных программах и на радио. Испытал сильное влияние музыковедческих работ Б. В. Асафьева. Начал читать лекции по истории музыки в рабочих клубах.

Продолжил образование в Ленинграде. Поступил в Центральный музыкальный техникум, в класс композиции П. Б. Рязанова (1929). Занимался частным образом игрой на фортепиано с Л. В. Николаевым (1929–1931). Проявил себя как хороший организатор, принимая активное участие в общественной работе техникума. Был назначен завучем и преподавателем по музыкально-историческим и теоретическим дисциплинам на Рабочих курсах, организованных при техникуме. Обладал широчайшей музыкальной эрудицией и теоретическими знаниями.

Через год поступил сразу на 2-й курс композиторского отделения Ленинградской консерватории, окончил по классу композиции у Х. С. Кушнарёва (1930–1934).

В Консерватории: преподаватель-почасовик, ассистент А. В. Оссовского (1932, преподавал историю музыки, вел семинары на теоретико-композиторском и исполнительском факультетах); завуч и преподаватель историко-теоретических дисциплин в Вечерней рабочей консерватории (Рабфак) (1932/1933 учебный год).

Заведующий историко-теоретическим кабинетом 1-го Ленинградского музыкального техникума (1933–1935). Вел годичный курс лекций по истории музыки на Районных курсах Музыкального образования имени Н. А. Римского-Корсакова. Член музыкального Методического совета при Массовом отделе Ленсовета (1933–1935).

Проходил композиторскую практику в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ). Был участником композиторского семинара Б. В. Асафьева (1931–1934). Среди ранних сочинений Богоявленского сохранилась музыка к драматическому спектаклю «Круг» неизвестного автора (1931, рукопись. НИОР НМБ СПбГК. Инв. № 7601). В числе неизданных сочинений 1930-х годов — прелюдии, вариации, соната для фортепиано, струнный квартет (1936), соната для кларнета соло, вокальные циклы на стихи Э. Верхарна, П. Шелли, М. М. Антакольского, Э. Г. Багрицкого, симфония (1939). Композиторский стиль Богоявленского испытывал влияние экспрессионизма позднего А. Н. Скрябина и эстетики раннего А. Шёнберга.

В результате резкого несогласия с эстетической платформой Ленинградской ассоциации пролетарских музыкантов (ЛАПМ), пережил кризис композиторского творчества и углубился в научную работу в области истории и теории музыки. Завоевал популярность как лектор. Был приглашен Наркомпросом Грузии для чтения цикла лекций по истории музыки в Тбилисской консерватории для студентов и аспирантов (1934–1936). Изучал народную и профессиональную грузинскую музыку и работал над документами о жизни и творчестве З. П. Палиашвили.

Главное место в научных интересах Богоявленского принадлежало проблемам оперы, итальянской и австро-немецкой музыке рубежа XIX–XX веков, а также исследованию творчества западнославянских и англо-американских композиторов.

Под влиянием Асафьева опубликовал первые брошюры и статьи к театральным спектаклям (в помощь зрителю): «Что надо знать об опере „Отелло“», «„Кармен“ Бизе», „Золото Рейна“ Вагнера» (1933), «Музыка балета „Пламя Парижа“» (1937), «Б. В. Асафьев и его балет „Кавказский пленник“» (1938) и др., вышедшие в издательстве ГАТОБа и в периодической печати. Сделал переводы, вступительные статьи и комментарии к советскому изданию писем Ж. Бизе, Дж. Верди (1936), «Избранных писем Густава Малера» (1939).

В рукописях остались такие крупные исследования, как «Дж. Мейербер: Опыт характеристики» (1934), «Б. Сметана и А. Дворжак: Две характеристики» (1938), «Музыка в Англии XIX и начала XX веков» (1938), «Г. Малер — дирижер» (1938), «Григ, Свендсен, Синдинг: Характеристики» (1939), «Американская музыка: Доклад на научной сессии консерватории» (1942), «Ш. Кёхлен и его „Эволюция гармонии“» (1945). В 1946 году был завершен монументальный труд «Музыкальная культура Италии XIX — начала XX веков», который вышел из печати только в 1986. Будучи в эвакуации в Ташкенте (1941–1944), защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: «Работа Верди над оперным либретто в свете развития его как композитора и драматурга» (1944).

В Консерватории: преподаватель (1932), заведующий историко-теоретическим отделом (1935/1936), декан историко-теоретического факультета (1936–1938); и. о. доцента кафедры всеобщей истории музыки (1938–1944), доцент (утверждено в 1944), и. о. профессора (1944–1947), заведующий кафедрой всеобщей истории музыки, и. о. заместителя директора по учебной и научной работе (1947–1949); доцент (1968), и. о. профессора и заведующий кафедрой истории зарубежной музыки (1969–1985). В годы сталинских репрессий был отстранен от должности заместителя директора и заведующего кафедрой всеобщей истории музыки «как не обеспечивший необходимую идейно-политическую направленность в работе кафедры» (22.03.1949, приказ ГУУЗ № 170).

В Государственном музыкальном научно-исследовательском институте: ученый секретарь (1937–1941).

В Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского: заведующий кафедрой музыкального воспитания актеров, режиссеров и театроведов (1952–1968). Вел занятия по музыкальной грамоте, истории зарубежной русской и советской музыки, музыке в театре. Привлек в институт авторитетных специалистов, молодых музыковедов и композиторов, превратив кафедру музыкального воспитания актеров, режиссеров и театроведов в одну из ведущих в институте. Открыл отделение музыкальной комедии. Продолжал заниматься научно-исследовательской деятельностью в области теоретического музыкознания.

Автор многих статей в научных сборниках по истории оперного и балетного искусства, а также теоретическим проблемам советского музыкознания и педагогики.

В 1968 вернулся на работу в консерваторию, продолжив интенсивную учебно-педагогическую и организационно-административную работу. Читал лекции, вел дипломные работы студентов, руководил кандидатскими диссертациями, посвященным проблемам зарубежной музыки нового и новейшего времени. Среди таких исследований диссертации: Г. Т. Филенко «Французский романс XIX века» (1944), Р. Г. Лаула («Стиль и композиционная техника А. Шёнберга», 1972), В. Б. Линденберг («Черты оперной драматургии Б. Бриттена», 1973), Д. Д. Воробьёва («Идейная эволюция и творческий метод А. Берга», 1980), Н. И. Дегтярёвой («Поздний период творчества Г. Малера», 1981), И. Г. Глущенко («Оперное творчество Э. Сухоня», 1982), И. Л. Ивановой («Музыкальный театр А. Буша», 1984), М. Г. Малкиель («Музыкальный театр К. Вайля», 1984), О. Л. Девятовой («Оперное творчество С. Прокофьева 1910–1920-х годов», 1986), Г. А. Еременко («Экспрессионизм и творчество композиторов новой венской школы 1910-х годов», 1987).

Среди защитивших диплом под руководством Богоявленского — Е. А. Ручьевская, А. Н. Сохор, Д. Э. Финкель, Л. Я. Батхан, Ю. В. Шалыт, С. В. Суетин и многие другие.

Библиография

Сочинения: «Кармен»: комическая опера в 4-х актах. Л., 1933. 62 с.; Что надо знать об опере «Отелло». Л., 1933. 88 с.; «Пламя Парижа». Л., 1934. 40 с. Примечание: в соавторстве с Б. В. Асафьевым и Ю. Н. Харламовым; Музыка балета «Пламя Парижа» // Глебов И. Пламя Парижа. Л., 1937. С. 19–32; Работа Верди над оперным либретто: дис. ...канд. иск. Л., 1944. 392 с.; Верди и Шекспир // Шекспир и музыка. Л., 1964. С. 109–170; Советское теоретическое музыкознание (1941–1966) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 6–7. Л., 1967. С. 164–194; Старейшина советского музыкознания: [Творческий портрет Ю. Н. Тюлина в связи с его 75-летием] // Советская музыка. 1969. № 2. С. 28–31; Как сделать педагогов педагогами? // Советская музыка. 1973. № 4. С. 113–114; Очерки по истории зарубежной музыки XX века / сост. Богоявленский С. Н. Л.:, 1983. 120 с.; Композиторы Италии // Музыка XX века: очерки, 1917–1945. Кн. 2. Ч. 4. М., 1984. С. 467–506; Итальянская музыка первой половины XX века: очерки. Л., 1986. 144 с.; Из воспоминаний о Б. В. Асафьеве // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Изд. 2-е, доп. Л.:, 1987. С. 148–151; Выдающийся мастер Ленинградского исполнительского искусства (из статьи) // Анатолий Никитин, музыкант и педагог / сост. Н. Дегтярева. СПб., 1996. С. 140–142; Список опубликованных музыковедческих трудов // С. Н. Богоявленский: к 100-летию со дня рождения / ред.-сост. Н. И. Дегтярева, Н. А. Брагинская. СПб., 2006. С. 337–338.

Литература: С. Н. Богоявленский. Памяти ушедших: [некролог] // Советская музыка. 1986. № 2. С. 148; Ручьевская Е. А. О Ю. В. Кочурове и С. Н. Богоявленском // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Изд. 2-е, доп. Л., 1987. С. 198–204; Ковнацкая Л. Г. Вернуть Стравинского на родину, вернуть — Родине // Музыкальная академия. 1995. № 4–5. С. 195–229. С. 204–208. Примечание: публикация протокола обсуждения книги М. С. Друскина «Игорь Стравинский» в ЛОЛГК от 19 апреля 1975 г.; Доклад С. Н. Богоявленского в защиту исследования; Дегтярёва Н. И. Из переписки С. Н. Богоявленского // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 84–87; Язовицкая Э. Э. Письма Язовицкой Э. Э. Богоявленскому С. Н. и Филенко Г. Т. // Ленинградская консерватория в годы Великой отечественной войны, 1941–1945 / ред.-сост. Е. А. Пономарева. СПб., 2005. С. 114–121; С. Н. Богоявленский: к 100-летию со дня рождения: статьи, материалы и документы, воспоминания / ред.-сост. Н. И. Дегтярева, Н. А. Брагинская. СПб., 2006. 346 с.; Афонина Н. Ю. Неповторимый облик музыканта и учителя // Musicus. 2007. № 9. С. 72–73. Примечание: рецензия на книгу «С. Н. Богоявленский: к 100-летию со дня рождения: статьи, материалы и документы, воспоминания». URL: http://old.conservatory.ru/files/72-73_musicus_09.pdf; Миллер Л. А. Б. В. Асафьев и С. Н. Богоявленский: из истории сотрудничества и дружбы // Страницы истории музыкальной культуры. Новые архивные материалы: сб. статей. СПб., 2012. С. 142–174. (Петербургский музыкальный архив; вып. 10).

Иконография

Богоявленский, Сергей Николаевич (1905–1985). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Богоявленский Сергей Николаевич за роялем. Фотография. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личная карточка Богоявленского С. Н. // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих за 1952. С. 20–23; Личное дело Богоявленского С. Н. // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов за 1925–1952. Д. 20. С. 1–62; Личное дело Богоявленского С. Н. // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов за 1936–1955. Д. 34. С. 156–192.

Н. Б. Селиверстова, 2015