САМОЙЛОВИЧ, Тамара Самойловна (1914–1981)

Кафедра камерного ансамбля
Доцент

САМОЙЛОВИЧ, Тамара Самойловна (6/18 ноября 1914, Санкт-Петербург – [?] апрель 1981, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианистка, ансамблистка, педагог. Доцент (1970). Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945» (1946) и «250 лет Ленинграду» (1955).

Родилась в семье юрисконсульта акционерного общества «Взаимного кредита». С 1916 по 1921 год семья жила в Харькове, затем вернулась в Петроград. Уроки фортепиано брала частным образом. Окончила Единую трудовую школу (1930) и поступила в архитектурный техникум (1930–1933). Начала работать в качестве техника в тресте «Ленпроект» (1933–1934). От производства была направлена в Консерваторию. 

Поступила сразу на 2-й курс в класс Л. В. Николаева (1934–1939), у которого окончила аспирантуру (1940–1943). 

Участвовала в конкурсе Ленинградского Союза композиторов на лучшее исполнение произведения советских композиторов (1936, 2-я премия).

В период обучения вела фортепиано в кружке Дома Журналиста (1938–1939). Преподавала класс фортепиано в музыкальной школе Дома культуры имени С. М. Кирова Василеостровского района (1939–1940). Была концертмейстером в Доме пионеров и школьников Октябрьского района (1940–1941). 

Во время войны стала помощником начальника клуба госпиталя № 2010 (1941). Затем была эвакуирована в Ташкент вместе с Консерваторией в качестве начальника клуба Госпиталя № 1264 (1942–1943).

Вернувшись из эвакуации, давала сольные концерты и участвовала в программах Малого зала консерватории и на Ленинградском радио (1945–1955). В 1955 году была принята в штат Ленфильма как пианистка-солистка. Выступала с сольными концертами, участвовала в смешанных программах Радио, Филармонии и Консерватории. 

В Консерватории: концертмейстер (1943–1946), преподаватель (1946–1960), старший преподаватель, и. о. доцента (1960–1968) кафедры общего курса фортепиано (дирижерский факультет); старший преподаватель (1959–1968), и. о. доцента (1968–1970), доцент (1970–1979) кафедры камерного ансамбля, где преподавала предмет «фортепианный дуэт». 

Участвовала в создании методических пособий на кафедре. Делала доклады на тему «Некоторые особенности преподавания ОКФ на дирижерском факультете» и «Методическая работа над техникой для ОКФ дирижерского факультета». Участвовала в комиссии по обследованию педагогической работы в музыкальном училище имени М. П. Мусоргского. Была редактором факультетской газеты «Пианист» (1950-е годы).

Студенты Самойлович по классу фортепианного ансамбля принимали участие во внутривузовских конкурсах на лучшее исполнение произведений советских композиторов-выпускников Консерватории (1960, 1962), а также в Первом Всероссийском конкурсе камерных ансамблей в Москве (1967, II премия).

В течение трех десятилетий была постоянной участницей ансамбля «Фортепианный дуэт Ленинградской консерватории» с Г. И. Ганкиной (1950–1979). Ансамбль значительно расширил дуэтный репертуар, включая в свои программы музыку современных зарубежных и советских композиторов: Б. Бриттена, А. Копленда, А. Бенджамена, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, К. К. Караева, первыми представив публике многие ансамблевые произведения В. И. Цытовича, А. С. Бубельникова, Х. С. Кушнарева, Ю. Н. Тюлина, И. Я. Пустыльника, Г. О. Корчмара и других.

Впервые в СССР дуэт «Ганкина-Самойлович» исполнил «Интродукцию и рондо в стиле бурлески» Б. Бриттена, «Маленькую сонату» Ф. Пуленка, «Вариации на тему Паганини» В. Лютославского и др. В репертуар дуэта вошли авторские переложения исполнителей для двух фортепиано: «Маленькая сюита» К. Дебюсси, сцена «Смерти Изольды» из оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда», редакция сюиты В. И. Цытовича и другое.

Дуэт с успехом гастролировал от Ленконцерта в Малом зале Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, ленинградской академической Капелле имени М. И. Глинки, Концертном зале у Финляндского вокзала, в Доме искусств имени К. С. Станиславского, в Союзе композиторов, Малом зале консерватории и других концертных площадках Ленинграда, а также во многих городах СССР: Баку, Ереване, Минске, Горьком (Нижний Новгород), Свердловске (Екатеринбург), Новосибирске, Одессе, Киеве, Вильнюсе, Иркутске, Запорожье, Днепропетровске и др. (всего более ста городов). 

Библиография

Сочинения: Играет Г. М. Бузе / Концертная жизнь // Музыкальные кадры. 1964. № 5, 25 марта. С. 4; В конце 30-х годов // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников, письма. М.: Советский композитор, 1979. С. 173–175; Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля // О мастерстве ансамблиста. Сб. научных трудов. Л.: ЛОЛГК, 1986. С. 21–33.

Литература: Самойлович Тамара Самойловна. 100 лет Ленинградской консерватории (1862–1962). Исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962. С. 269; Т. С. Самойлович / Некролог // Музыкальные кадры. 1981. № 6, 20 апреля. С. 4; Ганкина Г. И. Жизнь. Музыка. Судьба. Записки профессора Санкт-Петербургской Консерватории // История Петербурга. № 3 (13). 2003. С. 12–13 [о творческом сотрудничестве с Т. С. Самойлович].

Архивные источники

Личное дело Самойлович Т. С. Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих и студентов за 1925–1955 год. Д. 205. Л. 218–235; Личное дело Самойлович Т. С. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1979 год. Д. 165. Л. 91–121; Личное дело Самойлович Т. С. Архив СПбГК. Ученый совет от 8 мая 1956 года. Конкурс на замещение штатных должностей профессорско-преподавательского состава по кафедре ОКФ. Д. 767. Л. 40–50; Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей профессорско-преподавательского состава. На должность доцента кафедры ОКФ — Самойлович Т. С. Архив СПбГК. Ученый совет от 29. 06. 1960 года. Д. 995. Л. 102–111; Личное дело Самойлович Т. С. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1979 год. Д. 2496. Л. 33–40 об. 

Н. Б. Селиверстова, 2018