ГАНКИНА, Груня Исааковна (24 мая / 6 июня 1914, Киев – 10 октября 2007, Санкт-Петербург) — пианистка, преподаватель. Доцент (1973). Профессор. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; почетной грамотой Министерства культуры РСФСР и профсоюза работников культуры «За хорошую производственную работу» (1962).
Обучаться музыке начала на детском отделении Киевской консерватории. В 1929 уехала с семьей в Мексику, где ее музыкальное воспитание проходило под руководством С. Ордоньеса в его частной музыкальной академии (Мехико). В 1932 вернулась в СССР, поступила в Ленинградскую консерваторию (1933), которую окончила по кл. фортепиано у О. К. Калантаровой (1938), затем окончила аспирантуру под ее руководством, а также В. В. Софроницкого (1941). Занималась также в кл. Е. О. Брик-Ирадовой. Была ассистенткой Калантаровой в Школе-десятилетке при консерватории (1940–1941). Преподавать начала там же (1943–1950) и в Музыкальном училище при консерватории (1945–1953), где вела кл. специального фортепиано.
Ганкина — наследница традиций школы А. Н. Есиповой – О. К. Калантаровой, в том числе и традиций ансамблевого музицирования. Сотрудничала со многими известными музыкантами. С 1950 в течение 30 лет выступала в составе фортепианного дуэта с Т. С. Самойлович на концертных площадках Ленинграда (Малый зал консерватории, Малый зал Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, ленинградской академической Капеллы имени М. И. Глинки, Концертный зал у Финляндского вокзала, Концертный зал Дома композиторов и др.) и многих городов СССР, в том числе Риги, Таллина, Минска, Баку и Еревана, дав более 700 концертов.
По инициативе ректора консерватории П. А. Серебрякова ансамбль Ганкиной и Самойлович получил название «Фортепианный дуэт Ленинградской консерватории». В репертуар дуэта помимо популярных классических сочинений, таких как Трио-соната № 6 G-dur И. С. Баха (BWV 530, переложение для 2-х фортепиано В. Бабина), Соната D-dur Моцарта (KV 448), «Приглашение к танцу» К.-М. Вебера (переложение для 2-х фортепиано Л. Годовского), Рондо C-dur Ф. Шопена (op. 73), «Вариации на тему Й. Гайдна» И. Брамса, Концерт-фантазия на мотивы из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта – Ф. Листа, «Славянские танцы» А. Дворжака, Концертная парафраза П. Пабста на темы из оперы «Евгений Онегин», Прелюдия и фуга gis-moll С. И. Танеева (соч. 29), Сюита из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (переложение для 2-х фортепиано Э. Л. Лившица), «Концертино» Д. Д. Шостаковича (ор. 94), входили менее известные опусы композиторов XVIII–XIX веков, а также новейшие произведения композиторов-современников, обработки и переложения, многие из которых исполнялись впервые. Так, дуэт стал первым исполнителем в России некоторых сочинений Б. Бриттена («Шотландская баллада» для 2-х фортепиано с оркестром), А. Бенджамина («Ямайская румба»), А. С. Бубельникова («Шутка»), А. Копленда (El Salon Mexico), Х. С. Кушнарёва (Соната h-moll), П. Морис («Cosmorama», ноты были привезены Серебряковым), И. Я. Пустыльника (Концерт для 2-х фортепиано, валторны и камерного оркестра, исполнено в 1978), В. И. Цытовича (Сюита для 2-х фортепиано, созданная специально для дуэта и посвященная исполнителям, исполнено в 1960), Ф. Шопена («Вариации» для фортепиано в 4 руки, исполнено в 1974). Авторами переложений, выполненных специально для дуэта, были такие композиторы как Г. О. Корчмар (Прелюдия и фуга D-dur И. С. Баха, BWV 532), Пустыльник («Триана», «Кордова» и «Наварра» И. Альбениса; Прелюдия и фуга Des-dur Д. Шостаковича для 2-х фортепиано), Ю. Н. Тюлин (авторские «Симфонические вариации» в транскрипции для 2-х фортепиано) и др. В соавторстве с Самойлович Ганкина была исполнительским редактором Сюиты Цытовича и автором переложений для 2-х фортепиано «Маленькой сюиты в 4-х частях» К. Дебюсси, концертной пьесы «Смерть Изольды» Р. Вагнера (рукописи).
Дуэт выступал совместно с симфоническими оркестрами азербайджанской, грозненской, челябинской, запорожской областных филармоний и другими коллективами, выпустил записи сочинений Б. Бриттена (Интродукция и рондо alla Burlesca d-moll), Ф. Пуленка (Соната для 2-х фортепиано), Цытовича (Сюита для двух фортепиано). После смерти Самойлович, Ганкина продолжила выступления в дуэте с И. В. Васильевой (1984–2004).
В Консерватории: концертмейстер в кл. скрипки Ю. И. Эйдлина, М. М. Белякова, М. Б. Полякина (1941–1960); преподаватель кл. специального фортепиано, преподаватель кафедры камерного ансамбля (1962), старший преподаватель (1967), доцент (1969), профессор (2002–2007). В результате работы Ганкиной в учебный план был введен новый предмет — «фортепианный дуэт».
Среди учеников — концертирующие пианисты и концертмейстеры, лауреаты международных конкурсов и преподаватели вузов И. В. Васильева (аспирантка), М. В. Воротной, Е. М. Гиллярович (аспирантка), П. Ю. Зарукин, Л. И. Мельникас, А. В. Соколов, Ю. С. Федосеева, Н. Н. Фурманкова, С. и Л. Хатины (дуэт скрипка и фортепиано), А. А. Штром, И. и Ю. Элькины (фортепианный дуэт) и другие.
В классе № 3 (историческое здание на Театральной площади) находится памятная фотография с изображением дуэта Г. И. Ганкиной и Т. С. Самойлович.
Нотография
Концертные ансамбли для двух фортепиано. Из репертуара дуэта «Груня Ганкина и Тамара Самойлович». СПб., 2011. 50 с.
Дискография
Концерт, посвященный 80-летию Г. И. Ганкиной. И. С. Бах. Анданте; Д. Д. Шостакович. Концертино; В. Лютославский. Вариации на тему Паганини; Д. Мийо. Сюита «Скарамуш»; С. С. Прокофьев. Полька для клавесина: обработка для 2-х фортепиано К. Лившица; А. Бенжамин. Ямайская румба. Исполнители: Г. Ганкина и И. Васильева. СПбГК, Малый зал имени А. К. Глазунова, 11.03.1994. (Видеокассета из личного архива И. Васильевой, хранится в фонотеке консерватории).
Библиография
Основные сочинения: Пражский фортепианный дуэт: [рецензия на концерт И. Гурника и П. Штепана] // Музыкальные кадры. 1968. № 8 (17 июня). С. 1 (в соавторстве с Т. С. Самойлович); Тамара Самойловна Самойлович: [некролог] // Музыкальные кадры. 1981. № 5 (20 апреля). С. 4 (в соавторстве с группой товарищей); Жизнь. Музыка. Судьба: Записки профессора Санкт-Петербургской консерватории // История Петербурга. 2003. № 3 (13). С. 6–14; Жизнь. Музыка. Судьба // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории: [сб. ст.]. СПб., 2005. С. 87–98.
Основная литература: Растопчина Н. [О фортепианном дуэте Г. Ганкиной и Т. Самойлович] // Советская музыка. 1970. № 8. С. 58; Потапова Н. Дуэт двадцатого века // Вечерний Петербург. 1999. № 48 (19 марта). С. 2. [Рецензия на концерт класса Г. Ганкиной «Вечер камерной музыки»]; Полторак С. Н. 90-летие автора и читательницы «Истории Петербурга» Г. И. Ганкиной // История Петербурга. 2004. № 4 (20). С. 98; Селиванова И. Ее родина – Консерватория: [О юбилейном концерте, посвященном 90-летию Г. Ганкиной] // Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 16 ноября; Лукьянова Н. В., Гаккель Л. Е. Служение музыке // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 110–113; Михайлов И. К истории кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории: [сб. ст.]. СПб., 2005. С. 81–87; Свой последний концерт она сыграла в 90 лет!: [Некролог Г. И. Ганкиной] // Конса.ру. 2007. № 2 (ноябрь). С. 5; Лукьянова Н. В. Корифеи жанра // Петербургский фортепианный дуэт: музыкально-исторические очерки: [сб. ст.]. СПб., 2007. С. 309–326;
Архивные источники
Дело студентки и аспирантки Г. И. Ганкиной. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, аспирантов и студентов. Д. 64; Дело доцента Г. И. Ганкиной. Архив СПбГК. Дела на утверждения в ученых званиях за 1971; Личное дело Г. И. Ганкиной. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава за 2007; Личная карточка Г. И. Ганкиной. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 2007; Личный архив А. Б. Исаченко (дочь Г. И. Ганкиной); Личный архив И. В. Васильевой.
А. Н. Цветкова, 2017