Заслуженный профессор (1904)
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Николай Андреевич (6/18 марта 1844, г. Тихвин – 8/21 июня 1908, усадьба Любенск, близ г. Луги, ныне Псковская обл.; захоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладб., в 1937 перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры) — композитор, создатель композиторской школы, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Заслуженный профессор (1904). Дворянин.
Первоначальное музыкальное образование получил дома, проявляя исключительные способности с раннего детства. Продолжил занятия музыкой во время обучения в Санкт-Петербургском Морском корпусе (1856–1862). Брал уроки игры на фортепиано у пианиста Ф. А. Канилле (1858–1860), который руководил его первыми композиторскими опытами и ввел в 1861 Римского-Корсакова в музыкальный кружок М. А. Балакирева (позже получившего название «Могучая кучка»). Под руководством Балакирева Римский-Корсаков создал 1-ю симфонию ми-бемоль минор (1865), Увертюру на темы трех русских песен (1866), «Сербскую фантазию» (1867), ранние романсы, симфоническую музыкальную картину «Садко» (1867), 2-ю симфонию «Антар» (1868) и оперу «Псковитянка» (1868–1872).
В 1872 женился на пианистке Н. Н. Пургольд (1872).
Летом 1871 Римский-Корсаков получил приглашение преподавать от директора Консерватории М. П. Азанчевского.
В Консерватории: профессор кл. практического сочинения, теории композиции и инструментовки, руководитель оркестрового кл. (1871–1908); профессор 1-й степени (1881), заслуженный профессор (1904–1908).
Не получив систематического музыкального образования, самостоятельно совершенствовал свои знания по гармонии, контрапункту, инструментовке (1871–1875). Выработал целостную педагогическую систему преподавания композиции и теоретических предметов, которая вела от простого к сложному: от освоения строго стиля по методу И. Фукса и Г. Беллермана — к сочинению аккомпанемента для мелодий в различных стилях — к построению фуги и сонатной формы.
По воспоминаниям учеников Римского-Корсакова (М. Ф. Гнесина, М. О. Штейнберга, Я. Витолса, Б. В. Асафьева и других), он воздействовал на студентов обаянием личности и огромного мастерства. Был очень пунктуален и добросовестен в занятиях, требуя того же от учеников. Частичным обобщением педагогического опыта Римского-Корсакова является «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1908). Ему принадлежат статьи «О музыкальном образовании» (1892) и «Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях» (1901). Оставил литературные работы, среди них — «Летопись моей музыкальной жизни» (1876–1906), рецензия на оперу Э. Ф. Направника «Нижегородцы» (1869), статья «Вагнер и Даргомыжский» (1892) и др. Преподавал гармонию в Императорской Придворной певческой капелле (1883–1894).
За 37 лет работы в Консерватории Римский-Корсаков воспитал блистательную плеяду композиторов самых разных художественных направлений, среди которых русские, украинские, армянские, грузинские, белорусские, прибалтийские, итальянские композиторы. Среди учеников по кл. практического сочинения — А. К. Лядов, А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, М. Ф. Гнесин, М. О. Штейнберг, Н. Н. Черепнин, Н. Я. Мясковский, А. И. Капп, М. А. Баланчивадзе, Н. В. Лысенко, Я. Витолс, А. А. Спендиаров, В. А. Золотарёв, О. Респиги, а также крупные историки и теоретики Л. А. Саккетти, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, дирижеры Г. О. Дютш, М. Г. Климов, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов, Л. П. Штейнберг, и др. (всего около 200 учеников). Все они унаследовали от учителя высокий профессионализм, тягу к просветительству и живой интерес к народным истокам музыкального творчества.
Одновременно с преподавательской и композиторской деятельностью инспектировал Музыкантские хоры (военные духовые оркестры) Морского ведомства (1873–1884), а также был директором и дирижером симфонических концертов Бесплатной музыкальной школы (1874–1881). Изучая русский фольклор, составил сборник «100 русских народных песен» (1875–1876), гармонизовал 40 народных песен (1875–1882), создал оперы «Майская ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881), вдохновленные украинским и русским фольклором.
Самоотверженно работал над музыкальным наследием ушедших из жизни друзей-композиторов. Гармонизовал и оркестровал неоконченную оперу М. П. Мусоргского «Хованщина» (постановка в 1886). Вместе с А. К. Глазуновым завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (постановка в 1890).
Возглавлял общественную, издательскую и концертную деятельность Беляевского кружка. В качестве дирижера участвовал в «Русских симфонических концертах» (1885–1900), пропагандируя произведения русских классиков, творчество членов «Могучей кучки» и композиторов-современников: А. К. Глазунова, А. К. Лядова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. В этот период создал «Испанское каприччио» (1887), симфоническую сюиту «Шехеразада» (1888), увертюру «Светлый праздник» (1888), оперу-балет «Млада» (1889). Успешно выступал с «Русскими симфоническими концертами» в Париже (1889).
В начале 1890-х переживал кризис, связанный с потерей близких, разрывом отношений с Балакиревым и недоброжелательным приемом оперы «Ночь перед Рождеством» (1895) со стороны петербургской критики и дирекции Императорских театров. Сотрудничал с Частной оперой С. И. Мамонтова в Москве, где поставил оперы «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1899) и «Кащей бессмертный» (1902).
Во время революции 1905 выступил в защиту революционно настроенных студентов. В качестве оппозиционера властям был уволен из состава профессоров. Вернулся после предоставления Консерватории частичной автономии по отношению к Санкт-Петербургскому отделению Императорского Русского музыкального общества и смены руководства (директором Консерватории стал А. К. Глазунов).
В последние годы жизни создал оперы «Сервилия» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) и «Сказка о Золотом петушке» (1908).
Многогранная деятельность Римского-Корсакова оказала значительное влияние не только на отечественных, но и на западноевропейских композиторов, среди которых К. Дебюсси, М. Равель, О. Респиги, А. Бакс.
Именем Римского-Корсакова названа Консерватория.
Перед зданием Консерватории установлен памятник работы скульпторов В. Я. Боголюбова и В. И. Ингал (1952). Бюст композитора ранее находился на втором этаже Консерватории, перед входом в учебный корпус.
Нотография
Сочинения: Степанов О. Б. [Сочинения Римского-Корсакова Н. А.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 646–647. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6482.
Библиография
Литературные сочинения: Степанов О. Б. [Литературные сочинения Римского-Корсакова Н. А.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 647–648; URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6482; Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Изд. 8-е. М., 1980. 453 с. (9-е изд. — 1992 г.).
Основная литература: Список учеников Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории / сост. Т. А. Хопрова // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: статьи и материалы / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 258–270; Библиография Н. А. Римского-Корсакова, 1917–1957 / сост. С. М. Вильскер // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: статьи и материалы / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 273–319; Степанов О. Б. Римский-Корсаков Николай Андреевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 632–652. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6482; Мейлих Е. Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908): Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1978. 120 с.; Соловцов А. Н. А. Римский-Корсаков: Очерк жизни и творчества. М., 1984. 400 с.; Н. А. Римский-Корсаков: альбом. М., 1988. 192 с.; Кунин И. Ф. Н. А. Римский-Корсаков. Изд. 3-е. М., 1988. 156 с.; Барсова Л. Н. А. Римский-Корсаков. 2-е изд. Л., 1989. 85 с.; Н. А. Римский-Корсаков. Черты стиля: сб. ст. / сост. Е. Л. Александрова. СПб., 1995. 233 с.; Рахманова М. П. Римский-Корсаков и Вагнер // Русско-немецкие музыкальные связи / ред.-сост. И. И. Никольская, Ю. Н. Хохлов. М., 1996. С. 179–214; Память о великом земляке. Сохранение, восстановление и использование памятников и памятных мест, связанных с именем великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: материалы науч. конф., март 1994. Вып. 1. Тихвин, 1999. 103 с.; Римская-Корсакова Т. В. Н. А. Римский-Корсаков в семье. Из семейной переписки. СПб., 1999. 372, [16] с.; Н. А. Римский-Корсаков: [К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти: сб. ст.] / ред.-сост. А. И. Кандинский. М., 2000. 170 с. (Научные труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 30); Цетлин М. И. Пятеро и другие: [новеллы-эссе о великих русских композиторах «Могучей кучки»]. М., 2000. 407 с.; Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб., 2002. 396 с.; Шак Т. Ф. Гармоническая система в оперной драматургии Н. А. Римского-Корсакова. Краснодар, 2003. 123 с.; Римский-Корсаков: сб. ст. / отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб., 2008. 319 с. (Петербургский муз. архив; Вып. 7); Н. А. Римский-Корсаков. Исследования и материалы / [ред.-сост. З. М. Гусейнова, Г. А. Некрасова]. СПб., 2009. 288 с.; Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: материалы межд. музыковедческой конф., 19–22 марта 2010 г. / [сост. Л. О. Адэр]. СПб., 2010. 455 с.; Сквирская Т. З. Рукописное наследие Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2011. 27 с.; Лобзакова Е. Э. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова. Ростов-н/Д, 2012. 77 с.; Грибовский В. Ю. Римские-Корсаковы. Морская династия на службе Отечеству. СПб., 2013. 151 с.
Н. Б. Селиверстова, 2012
УЧЕНИКИ
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861–1906) |
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (1884–1949) |
ВИТОЛС, Язепс |
ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865–1936) |
ГНЕСИН Михаил Фабианович (1883–1957) |
ДЮТШ Георгий Оттонович (1857–1891) |
ЗОЛОТАРЁВ Василий Андреевич (1872–1964) |
КАПП Артур Иосифович (1878–1952) |
КЛИМОВ Михаил Георгиевич (1881–1937) |
ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855–1914) |
МАЛЬКО Николай Андреевич (1883–1961) |
МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич (1881–1950) |
ОССОВСКИЙ Александр Вячеславович (1871–1957) |
САККЕТТИ Ливерий Антонович (1852–1916) |
ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич (1873–1945) |
ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич (1883–1946) |