ВИТОЛC, Язепc (Jāzeps Vītols) (1863–1948)

Кафедра теории музыки
Профессор

Профессор 1-й степени (1911)

ВИТОЛC (Vītols, Витол, Витоль), Язепc (Jāzeps, Язеп, Язеп Янович, Иосиф Иванович) (14/26 июля 1863, Вольмар Лифляндской губ. Российской империи, ныне Valmiera, Латвия – 24 апреля 1948, Любек, Германия) — композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор 1-й степени (1901). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1897), Св. Анны 3-й степени (1901), серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III».

Родился в семье учителя. Детство и отрочество провел в Елгаве. Окончил полный курс Митавского реального училища (1871–1878). Музыкальные способности и склонность к композиции проявились очень рано. Обучался игре на фортепиано и скрипке, изучал теорию музыки под руководством К. Раппа и Р. Постеля. Играл на скрипке и альте в гимназическом оркестре под руководством композитора и дирижера Н. Алунана.

В 1880 поступил в Консерваторию в кл. игры на альте И. Вейкмана. Игре на фортепиано обучался в кл. Ф. Ф. Черни и К. ван Арка. Получал практику аккомпанемента в оперном кл. К. Эверарди. Среди других преподавателей — А. Р. Бернгард (обязательный кл. гармонии), Л. Ауэр (кл. квартета). Играл в оркестре под управлением К. Ю. Давыдова.

В 1885 окончил Консерваторию по кл. канона и фуги под руководством Ю. Иогансена. В 1886 — по кл. практического сочинения под руководством Н. А. Римского-Корсакова, которому посвятил свою сонату си-бемоль минор (1885). Удостоен диплома на звание свободного художника, награжден малой золотой медалью и оставлен преподавателем теории музыки.

В Консерватории: преподаватель (1886), старший преподаватель (1896), профессор 2-й степени (1901), профессор 1-й степени (1911–1918) кл. теории музыки. Преподавал гармонию и музыкальную форму (энциклопедию). С 1908, после смерти Римского-Корсакова, вел его кл. музыкальной формы. С 1914 наследовал кл. свободной композиции А. К. Лядова. Член Временного комитета по управлению Консерватории (1905). Избран Почетным членом Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1911).

Среди учеников по кл. теории музыки (гармония, музыкальная форма) — П. В. Акимов, В. М. Беляев, С. С. Богатырёв, В. П. Виноградова, А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Н. Н. Загорный, А. Н. Кобылянский, А. И. Лабинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, П. И. Углицкий, Н. З. Хейфец, М. И. Штейман, В. В. Щербачёв, А. И. Ямпольский и другие.

Был введен Н. А. Римским-Корсаковым и К. Ю. Давыдовым в Беляевский кружок (1886). Член Беляевского попечительского совета (1914–1933), пожизненный почетный член Совета (1933–1948).

Руководил латышскими хорами при Евангелическо-Лютеранской Церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (1886–1918).

Был постоянным музыкальным обозревателем в ежедневной газете «St. Petersburger Zeitung» на немецком языке под псевдонимом «-to-». Опубликовал около 1000 рецензий, посвященных концертной и музыкально-театральной жизни Санкт-Петербурга (1897–1914). Автор биографических очерков и воспоминаний о деятелях русской и латышской культуры, статей о Й. Гайдне, В. Моцарте, Л. Бетховене, Ф. Шуберте, Р. Вагнере, К. Дебюсси.

Близкий друг А. К. Лядова, А. К. Глазунова, Ф. М. Блуменфельда, Н. А. Соколова, Н. С. Лаврова. Творчество Витолса высоко ценили П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов.

В 1918 уехал в Ригу, где стал директором Латышской оперы (1918), а затем основателем, ректором и профессором Латвийской консерватории (1919–1935, 1937–1944, ныне Латвийская музыкальная академия имени Я. Витолса). Возглавлял латышский праздник песни (1920–1930-е). Был одним из основателей и председателем Общества латышских композиторов (1923–1940).

В композиторском наследии Витолса синтезировалось влияние русской классической музыки и национальных тенденций латышской музыкальной культуры. Его музыка отличается строгостью стиля, стройностью форм, ярким национальным колоритом. Тяготел к программности. Особенно известны произведения композитора, посвященные латышской теме: симфоническая картина «Праздник Лиго» (1889), «Латышская сельская серенада» (1895, 1934), баллада для хора с оркестром «Беверинский певец» (1900, 1-е исполнение в 4-м русском симфоническом концерте под управлением Н. А. Римского-Корсакова), увертюра «Спридитис» (1908), «Рапсодия» (1909), Фантазия на темы латышских народных песен для скрипки с оркестром (1910), кантата «Северное сияние» (1913) и др. Создал свыше 300 обработок латышских народных песен, более 80 фортепианных миниатюр, два цикла вариаций, струнный квартет (1899), произведения для скрипки, альта, виолончели, органа, свыше ста хоров a cappella, песни для голоса с фортепиано (92), дуэты (4), музыку к драматическим спектаклям, ораторию «Иисус в Назарете» (1942) и другие.

Нотография

[Соч. Я. Витола] // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 806. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1661/Витол.

Библиография

Сочинения: Творчество Ан. К. Лядова: критический очерк // Ан. К. Лядов. Пг., 1916. С. 137–173; Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1969. 336 с.; Годы учения // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Изд. 2-е. Л., 1987. С. 24–28.

Литература: Витол (Витоль) Язеп Янович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 231; Гинзбург С. Л. Я. Витол // Гинзбург С. Л. Музыкальная литература народов СССР. Л., 1963. С. 67–87; Дмитриев А. Памяти Язепа Витола: К 100-летию со дня рождения // Музыкальные кадры. ЛОЛГК. 1964. № 1 (15 янв.) С. 3; Витолинь Е. Е. Язеп Витол в латышской музыке // Витол Я. Я. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1969. С. 3–10; Мушке В. Витол — музыкальный критик // Витол Я. Я. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1969. С. 109–120; Витолинь Е. Е. Из эпистолярного наследия Язепа Витола // Витол Я. Я. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., 1969. С. 263–266; Витолинь Е. Е. Витол, Витолс Язеп (Витоль Иосиф Иванович) // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 805–806. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1661/ВитолПисьменная Л. Я. Язеп Витол и латышская хоровая культура. Л., 1976. 136 с.; Брославская Т. В. Язеп Витол — ученик Н. А. Римского-Корсакова (по материалам ОР СПбГК) // Памяти Михаила Кесаревича Михайлова: сб. материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904–2004) / сост. и отв. ред. Г. А. Некрасова. СПб., 2005. С. 289–299; Язеп Витолс – 150 / [сост. А. Клотыньш, пер. на рус. О. Петерсоне]. Рига, 2012. 15 с.; [«Язеп Витолс — личность, творчество, контексты», Межд. науч. конференция (Рига, 10–12 октября 2013 г.): К 150-летию со дня рождения: программа конференции и тезисы докладов / Латв. Акад. муз. им. Я. Витола, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова]. Рига, 2013. 42 с.

Иконография

Витолс (Vītols, Витол, Витоль), Язепс (Jāzeps, Язеп, Язеп Янович, Иосиф Иванович) (1863–1948). Фотопортерт (фотокопия). Фонда иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Витол, Язеп. Портрет работы Я. Тильберга. 1937.

Архивные источники

Формулярный список за 1905 г. [Витолс И. И.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 3. Д. 32. Л. 1–3. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Протоколы Художественного совета 1897–1905 гг. [Витоль И.] РО ЛГК. № 11. Л. 27. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Витол Я. Письмо к Коптяеву Александру Петровичу. 1903, 19 сент. ОР ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 566 (арх. А. П. Коптяева). Ед. хр. 16, 2 л.; Витол Я. Письма (2) на визитных карточках к Полонскому Борису Яковлевичу. 1908, 4 мая; б. д. ОР ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 241 (арх. Я. П. Полонского). Ед. хр. 243. 2 л.

М. И. Алейников, Н. Б. Селиверстова, 2014