ЛЯДОВ, Анатолий Константинович (1855–1914)

Кафедра теории музыки
Профессор

ЛЯДОВ, Анатолий Константинович (29 апреля / 11 мая 1855, Санкт-Петербург – 15/28 августа 1914, усадьба Полыновка, близ Боровичей, ныне Новгородская обл.; захоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладб.; в 1936 перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры) — композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Профессор (1886). Почетный член Санкт-Петербургского Общества камерной музыки. Сын К. Н. Лядова.

В детстве занимался музыкой под руководством отца и сестры матери, пианистки В. А. Антиповой. Редкая одаренность Лядова проявлялась в склонности к музицированию, рисованию и поэтическому творчеству. Сохранились его стихотворения и рисунки. Музыку начал сочинять с 9 лет.

В 1867 был зачислен в Консерваторию в кл. игры на скрипке А. А. Панова и обязательный кл. игры на фортепиано И. О. Рыбасова (1867–1870). Занимался в специальном кл. игры на фортепиано Ф. И. Беггрова (1870/1871), Н. А. Дубасова (1871–1873) и Ф. Ф. Черни (1873/1874). Среди преподавателей Консерватории — А. И. Рубец (элементарная теория, 1867–1870), Ю. И. Иогансен (теория, гармония и контрапункт, 1870–1874). Окончил Консерваторию по кл. композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1874–1878). Стипендиат почетной персональной Стипендии имени К. Н. Лядова.

Был введен Римским-Корсаковым в содружество «Могучая кучка» (1873) и творчески воспринял художественные идеалы новой русской композиторской школы. В 1876 опубликовал первые композиторские сочинения: 4 романса (соч. 1) и «Бирюльки» (соч. 2, 1876). В качестве дипломной работы представил кантату «Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру» (1878), высоко оцененную учителем.

Приобрел известность как автор фортепианных миниатюр и фортепианных циклов, отличающихся экономией средств, изяществом и прозрачностью фактуры, тонкой тембровой нюансировкой.

В Консерватории: преподаватель элементарной теории и сольфеджио в младших классах (1878), профессор элементарной теории, обязательной гармонии и сольфеджио для студентов-исполнителей (1886), профессор специальных теоретических и композиторских классов (1900–1914).

Как педагог требовал неуклонного соблюдения теоретических правил и ограничений в выполнении заданий по гармонии и контрапункту. Подлинное мастерство видел в сочетании творческого начала с точностью и тщательностью отбора технических приемов. Стремился выработать у учеников строгий вкус, понимание зависимости формы от содержания, расширял их музыкальный и общегуманитарный кругозор.

Среди учеников — композиторы С. С. Прокофьев, Б. В. Асафьев, Н. Н. Мясковский, М. Ф. Гнесин, В. В. Щербачёв, В. А. Золотарёв, М. О. Штейнберг; музыковеды В. М. Беляев, А. В. Оссовский; дирижеры Н. А. Малько, М. А. Бихтер, А. М. Пазовский, Л. П. Штейнберг; оперные певцы П. З. Андреев, И. В. Ершов и другие известные музыканты.

В 1905 вместе с А. К. Глазуновым покинул Консерваторию в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова. Вернулся в Консерваторию вместе со своим учителем, после назначения директором Глазунова (1905).

В 1879 начал дирижерскую деятельность. Выступал в концертах Санкт-Петербургского Кружка любителей музыки, Музыкально-драматического кружка и в Русских симфонических концертах с произведениями современных русских и зарубежных композиторов.

С середины 1880-х годов принимал активное участие в деятельности Беляевского кружка, где вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым выполнял работу по отбору, редактированию и изданию новых сочинений. Произведения Лядова постоянно исполнялись на музыкальных собраниях, известных как Беляевские пятницы. С 1884 преподавал теоретические дисциплины в инструментальных классах Императорской Придворной певческой капеллы.

С 1904 входил в Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов. С конца 1890-х годов с увлечением занимался обработкой народных песен, собранных экспедициями Императорского Русского географического общества. Создал более 200 обработок старинных крестьянских песен, среди которых знаменитый цикл миниатюр для оркестра «Восемь русских народных песен» (соч. 58, 1906), основанный на подлинных народных напевах — эпических, лирических, плясовых, обрядовых, хороводных.

Последний период творчества Лядова (1905–1914) связан с сочинением программных симфонических миниатюр, в которых изысканно-сложные гармонии, идущие от А. Н. Скрябина и позднего Н. А. Римского-Корсакова, интегрируются со старинными диатоническими ладами. Среди симфонических шедевров композитора — «сказочные картинки» «Баба-Яга» (соч. 58, 1906), «Волшебное озеро» (соч. 62, 1909), «Кикимора» (соч. 63, 1909), а также музыка к пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса» (соч. 60, 1906), симфоническая картина «Из Апокалипсиса» (соч. 66, 1912), «Скорбная песнь для оркестра» (соч. 67, 1914).

К последнему периоду жизни Лядова относятся замыслы двух балетов — «Жар-птица» и «Лейла и Алалей», а также симфоническая картина «Купальская ночь» по мотивам произведений А. Ремизова.

Библиография

Сочинения: Кандинский А. И. [Соч. Лядова] // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 368. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4593/Лядов; Перечень произведений А. К. Лядова // Михайлов М. К. А. К. Лядов: очерк жизни и творчества. Изд. 2-е, доп. Л., 1985. С. 199–205.

Литература: Кандинский А. И. Лядов Анатолий Константинович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 366–369. URL:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4593/ЛядовМихайлов М. К. А. К. Лядов: очерк жизни и творчества. Изд. 2-е, доп. Л., 1985. 208 с.; Бочкарева О. А. Лядов и художественная культура России его времени: Некоторые проблемы // Актуальные вопросы искусствознания: мат. докладов конф. Петрозаводск, 1986. С. 51–55; Бочкарева О. А. Заметки Асафьева о Лядове как источник для характеристики композитора // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева: сб. науч. тр. Л., 1987. С. 158–172; Соколова А. М. А. К. Лядов // История русской музыки: в 10 т. Т. 9: кон. XIX – нач. XX вв. М., 1994. С. 275–337; Михайлов М. К. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов // Михайлов М. К. О русской музыке: исследования, воспоминания. СПб., 1999. С. 79–90; Зайцева Т. А. Под сенью балакиревской музы: глава «новой русской школы» и Лядов // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. ст. и мат. СПб., 2000. С. 26–35; Зайцева Т. А. Из архива Петербургской музыкальной семьи Лядовых: (по материалам коллекции А. Е. Помазанского) // Три века Петербурга: музыкальные страницы: сб. ст. и тез. / С.-Петерб. гос. консерватория; сост. З. Гусейнова. СПб., 2003. С. 124–130; Композитор А. К. Лядов и Боровичский край: краевед. сб. / Боровичский краевед. музей; авт.-сост. Л. В. Подобед. СПб., 2005. 112 с.; Непознанный А. К. Лядов: сб. ст. и мат. / С.-Петерб. гос. консерватория; [ред.-сост. Т. А. Зайцева]. Челябинск, 2009. 400 с.

Н. Б. Селиверстова, 2012