КАМЕНСКИЙ, Александр (Авраам, Абрам) Данилович (1900–1952)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

КАМЕНСКИЙ, Александр (Авраам, Абрам) Данилович (27 ноября 1900, Женева, Швейцария – 7 ноября 1952, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Богословское кладб.) — пианист, клавесинист, педагог, композитор. Профессор (1945). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Член Ленинградского союза композиторов (ЛСК, 1934; по некоторым источникам с 1932), руководил исполнительской секцией (с 1935). Муж А. Д. Бушен.

Систематически обучаться игре на фортепиано начал в 11 лет под руководством матери, выпускницы Варшавской консерватории. Занимался частным образом у А. Меровича (Харбин, 1914–1915). Окончил Читинское реальное училище (1915).

Обучался в Консерватории в кл. игры на фортепиано у Н. А. Дубасова (1915–1917). В 1917 получил аттестат зрелости в 11-й (выборгской) гимназии и поступил в Петроградский университет сначала на юридический ф-т, затем — на философское отд. историко-филологического ф-та. В августе 1917 вслед за Дубасовым вместе с его классом переехал в Саратов, где продолжил учебу в  Саратовской Императорского Русского музыкального общества Алексеевской консерватории и в университете.

В Саратове состоялся первый сольный концерт Каменского (1918), положивший начало его непрерывной с этого момента концертной деятельности. В 1918 вернулся в Петроград, возобновил учебу в Петроградской консерватории и в университете. В 1919 вновь прервал занятия в Консерватории и оставил учебу в университете (окончил 2 курса), переехал в Киев, где в течение лета занимался у Ф. М. Блуменфельда (фортепиано) и у Б. Л. Яворского (композиция). По словам Каменского, «занятия с ними дали большой толчок дальнейшей самостоятельной работе» (Архив СПбГК. Д. 107. Л. 10).

Окончил Петроградскую консерваторию экстерном (1923). Учился на академических курсах консерватории в студии Л. В. Николаева (1923–1927) и на композиторском отд. в кл. В. П. Калафати (1923–1924), посещал классы композиции М. М. Чернова и В. В. Щербачёва (до 1927). Окончил аспирантуру фортепианного отд. исполнительского ф-та Консерватории как сверхштатный аспирант под руководством Николаева (1927–1930; по некоторым источникам: 1925–1928, 1926–1930). В 1928 планировал поездку в Германию для совершенствования мастерства под руководством А. Шнабеля и В. Гизекинга, а также для исследования проблем современного фортепианного стиля в его исполнительском и композиторском аспектах. Разрешение на поездку не получил.

Работал преподавателем фортепиано в Институте живого слова и 1-й красноармейской музыкальной школе, явился членом-учредителем Кружка искусств «Арион» (Петроград, 1918–1919). Заведующий подотделом искусств и заведующий музыкальной секцией Наробраза Донецкой губернии (Бахмут и Луганск, 1919–1920; по некоторым источникам 1919–1921 или 1920/1921). Заведующий школой и преподаватель в музыкальных школах Бахмута и Луганска (1919/1920). Организовал Донецкое отделение Всесоюзного профессионального союза работников искусств. Преподаватель Ростовского музыкального техникума (1920/1921 уч. г.).

В Донской консерватории (Ростов-на-Дону): профессор кл. специального фортепиано (1920–1923; по некоторым источникам 1921–1923); среди учеников — Л. И. Зелихман.

Преподаватель Четвертого государственного музыкального техникума (1923–1930; с 1924 — Государственный техникум музыкального просвещения, ТЕМП; с 1926 — Третий государственный музыкальный техникум; с 1930 — Второй государственный музыкальный техникум).

Преподаватель Второго государственного музыкального техникума (1924–1926; по некоторым источникам 1923/1924 уч. г., 1925–1927).

Преподаватель и председатель фортепианного отд. Ленинградского центрального музыкального государственного техникума (1926–1932 и 1934–1935; по некоторым источникам 1932–1934); среди учеников — А. Г. Фридлендер.

В издательском кооперативном товариществе «Тритон»: член правления, член ревизионной комиссии, член редколлегии (1929–1936).

Профессор Сектора музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа (1932–1934; по некоторым источникам 1931–1934, 1932–1935); проводил (преимущественно с вокалистами) педагогическую работу над стилистическими принципами исполнения старинной музыки.

В Ленинградском союзе композиторов (ЛСК): член бюро (с 1934), председатель исполнительской секции (с 1935).

Пианист-солист Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ, 1929–1939; по некоторым источникам 1928–1934), Концертного бюро Ленинградской филармонии (1936–1941; по некоторым источникам 1934–1941), театрального агитвзвода Театра народного ополчения (август – декабрь 1941).

Преподаватель Музыкальной школы-десятилетки при Консерватории (1936–1941; Средней специальной музыкальной школы при Консерватории, 1945–1948). Консультант фортепианной фабрики «Красный Октябрь» (с 1945).

В Ленинградской консерватории: доцент (1934–1940, утвержден 1936), профессор (1940–1952, утвержден 1945) каф. специального фортепиано. Заместитель декана (1940–1941), декан (1945–1947) фортепианного ф-та, руководитель расширенного кл. фортепиано органного ф-та (с 1947). Помимо основной педагогической деятельности — преподавания специального фортепиано, — в 1930-х вел исполнительский стилевой семинар в Школе высшего мастерства. Среди учеников — пианисты М. Н. Слесарева (лауреат 1-й премии, Прага, 1951) и А. С. Бернгардт (преподаватель РАМ имени Гнесиных), композитор Д. А. Толстой.

Сочинял музыку с 11 лет. В 1918–1927 написал ряд произведений: пьесы для фортепиано, песни для голоса и фортепиано, музыку для струнного квартета, Фортепианное трио, симфоническую поэму «Остров мертвых» (не оркестрована). С 1926 сосредоточился на свободных концертных обработках для фортепиано музыки других композиторов. Особенности: 1) широкий стилистический диапазон — произведения зарубежных и русских композиторов XVII–XX вв. (Г. Муффат, Ж. Бизе, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и др.), особенное внимание уделял творчеству современных авторов (Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский, Х. Эйслер, Б. В. Асафьев, И. И. Дзержинский, В. В. Желобинский и др.); 2) разнообразная манера обработки как в плане подхода к материалу: обработки свободные и концертные, «фантазии на темы», — так и в плане трактовки звучности рояля: и подражание монументальному, красочному звучанию симфонического оркестра, и мастерское использование сугубо фортепианного колорита звучания. Высоко оценивали эту сторону творческой деятельности Каменского Асафьев, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Коган, Х. С. Кушнарёв и другие; особое признание получила сделанная Каменским Сюита из музыки балета Стравинского «Весна священная». Транскрипции Каменского входили в репертуар самого пианиста, а также М. В. Юдиной, фортепианного дуэта Э. Г. Гилельс и Я. В. Флиер.

Вел активную концертную деятельность, выступал в качестве солиста, ансамблиста и аккомпаниатора. Обладал исключительной музыкальной памятью. Огромный репертуар пианиста уникален по стилистической многогранности и «географии» (все стилевые эпохи от зарождения клавирного искусства до современности, музыка России, Франции, Германии, Австрии, Италии, Испании, Венгрии, Норвегии, Польши, Англии, США, Чехословакии), по жанровому разнообразию (более 60 различных сольных программ, произведения для фортепиано с оркестром, камерно-инструментальная и камерно-вокальная музыка), по количеству имен композиторов — более 100, в т. ч. Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Альбенис, К. Дебюсси, М. Равель (почти все фортепианные произведения), М. де Фалья, Ф. Бузони, А. Шёнберг, композиторы «Шестёрки», К. Шимановский, З. Кодай, П. Хиндемит, И. Ласковский, А. Гурилев, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Асафьев, А. Баланчивадзе. Впервые исполнил в СССР большое количество музыки современных зарубежных композиторов, сыграл множество премьер произведений советских композиторов. Особенно ярко интерпретировал музыку русских композиторов XIX в., импрессионистов, русских и зарубежных композиторов XX в. Для Каменского-пианиста было характерно свободное отношение к авторскому тексту (например, «Картинки с выставки» исполнял в своей «аранжировке»). Давал тематические концерты: музыка английских вёрджинелистов XVII–XVIII вв.; У. Шекспир в музыке и англо-американская музыка; концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Чайковского; музыка композиторов французской «Шестерки»; песни американских индейцев в обработках для фортепиано современных американских композиторов и др.

Работая в Секторе музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа, проводил творческо-исследовательскую работу над стилистическими особенностями исполнения произведений XVII–XVIII вв. Результатом явился ряд исторических концертов-выставок, организованных Каменским совместно с С. Л. Гинзбургом, Ю. И. Эйдлиным, А. Б. Мееровичем: «Французская музыка XVII–XVIII вв.», «Итальянская музыка XVII–XVIII вв.», «Германская музыка эпохи империализма» и др. (1932–1935). На концертах-выставках музыканты играли на подлинных старинных музыкальных инструментах из коллекции, ныне хранящейся в Санкт-Петербург. гос. музее театрального и музыкального искусства (СПбГМТиМИ). Для участия в этих концертах К. освоил игру на клавесине и старинном фортепиано, расширил свой репертуар произведениями Д. Скарлатти, Б. Галуппи, Ж.-М. Леклера, Дж. Тартини, К. В. Глюка, Н. Мегюля и др.; аккомпанировал вокалистам при исполнении фрагментов из «Кольца Нибелунга» Р. Вагнера.

Выступления Каменского проходили в Ленинграде (Большой зал Филармонии, Малый зал Консерватории, зал Ленинградской государственной академической капеллы, зал Общества друзей камерной музыки), Москве (Большой и Малый залы Московской консерватории, Зал имени П. И. Чайковского), Астрахани, Баку, Ереване, Киеве, Кисловодске, Одессе, Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске, Сочи, Таганроге, Ташкенте, Тбилиси (Зал Ш. Руставели), Харькове, Ялте и др.

Был одним из первых пианистов, выступивших в концертах Радиокомитета (1927); дал цикл радиоконцертов по программам, разработанным Асафьевым и С. Л. Гинзбургом (1929). Неоднократно записывался на грампластинки (1929, 1937, 1948).

Партнеры-дирижеры — К. С. Сараджев, Ф. Штидри, А. Коутс, Э. Ансерме, Е. А. Мравинский, А. Цемлинский, Г. Фительберг, А. В. Гаук, А. Ш. Мелик-Пашаев, В. А. Дранишников, Н. С. Рабинович и др. Оркестры: Персимфанс, Ленинградской филармонии, ленингр. ГАТОБа, ГСО СССР, Московской филармонии, Харьковской филармонии, Тифлисской филармонии.

Партнеры-инструменталисты — С. С. Прокофьев, Й. Сигети, М. Б. Полякин, Ю. И. Эйдлин, П. А. Серебряков, И. А. Браудо и другие.

Партнеры-вокалисты — И. В. Ершов, К. Н. Дорлиак, С. В. Акимова, Г. А. Боссе, С. П. Преображенская, А. И. Кернер и другие.

Партнеры-ансамбли — квартет Радиокомитета, Квартет имени А. К. Глазунова, Квартет имени Л. С. Ауэра, Ленинградский квартет; выступал в составе трио: А. Д. Каменский, В. И. Шер, Е. Висневский (1928–1930–?).

Искусство пианиста заслужило признание крупнейших музыкантов, в т. ч. С. С. Прокофьева, А. Онеггера, П. Хиндемита, Д. Мийо, А. Шнабеля, В. С. Горовица, Арт. Г. Рубинштейна, Й. Сигети, Е. А. Мравинского, Э. Ансерме, М. Н. Бариновой. Б. В. Асафьев писал в 1937: «Мне думается, вся музыкальная натура Каменского в целом и смысловая специфичная характерность его исполнительства — одно из самых интересных и ярких явлений нашей музыкальной жизни» (Архив СПбГК. Д. 107. Л. 86.). Среди рецензентов, освещавших исполнительскую деятельность Каменского, — А. М. Аврамов, Асафьев, В. М. Богданов-Березовский, А. Н. Дроздов, В. Г. Каратыгин, В. И. Музалевский и другие.

В течение всего периода Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, участвовал в более чем 500 концертах, исполнил циклы концертов на радио, продолжал занятия со студентами Консерватории, сочинил ряд произведений на военные темы (песни, марши). В 1947 сыграл эпизодическую «роль профессора А. Д. Каменского», выступающего во время блокады в шефском концерте, в художественном фильме А. Файнциммера «За тех, кто в море».

Нотография

Сочинения опубликованные: для фп.: Сюита-фантазия на темы из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова: для фп. Л.; М., 1948. 43 с.; для гол. и фп.: «Винтовочка»: массовая песня / сл. Н. Асеева. Л., 1929. 1 с.; «Ленинград — Сталинграду» (Песня о Сталинграде): для меццо-сопр. и фп. / сл. А. Каменского. М., 1943. 6 с.

Сочинения неопубликованные: для фп.: Четыре китайских эскиза (из детских тетрадей): для фп. Рукопись. 5 с.; Индусские танцы: для фп. Рукопись. 4 с.; Три прелюдии: для фп. Рукопись. 4 с.; Фантазия: для двух фп. Рукопись. 34 с.; Героический марш: для фп. Рукопись. 6 с.; для хора, сол. и фп.: «Гвардейский марш»: для тенора, хора и фп. / сл. Н. Уткина. Рукопись. 6 с.; «Клятва мести»: для смеш. хора, 4-х солистов и фп. / сл. Воронцовых. Рукопись. 14 с.; для хора и фп.: «Марш Ленинградской милиции»: для 2-х голосного хора и фп. / сл. Воронцовых. Рукопись. 8 с.; «Здравствуй, великий день Октября»: массовая песня / сл. А. Каменского. Рукопись. 2 с.; для гол., альта и фп.: «Жди меня»: для голоса, альта и фп. / сл. К. Симонова. Рукопись. 6 с.; для гол. и фп.: Две песни на сл. Р. Тагора: для жен. голоса и фп. Рукопись. 7 с.; «Красная Армия — армия победы»: песня для баса и фп. / сл. А. Прокофьева. Рукопись. 2 с.; «Балтийцы» дуэт для высокого и сред. голоса с фп. / сл. А. Прокофьева. Рукопись. 3 с.; «Марш Всеобуча»: для голоса и фп. / сл. Воронцовых. Рукопись; «Песнь моряка»: для тенора и фп. / сл. К. Симонова, Н. Брауна. Рукопись. 4 с.; «За Ленинград»: для голоса и фп. / сл. Б. Тимофеева. Рукопись. 3 с.; «Песня о дружбе»: для голоса и фп. / сл. неизв. авт. Рукопись; для дух. орк.: Походный марш «К победе»: для духового оркестра. Рукопись. 8 с.

Переложения опубликованные: для фп.: Кшенек Э. Фокстрот из оперы «Прыжок через тень» / обр. для фп. А. Каменского. Л., 1927. 9 с.; Кшенек Э. Блюз из оперы «Джонни наигрывает» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л., 1928. 5 с.; Муффат Г. Сюита: для фп. / свободная обр. А. Каменского. Л., 1929. 9 с.; Бизе Ж. Антракт к IV картине [действию] оперы «Кармен» / свободная обр. для фп. А. Каменского. Л., 1930. 4 с. Прим.: Переизд. Л., 1932; Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л., 1930. 8 с. Прим.: Переизд. Л., 1932; Госсек Ф. Траурный марш / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л., 1933. 5 с.; Бородин А. П. Хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь» / свободная обр. для фп. А. Каменского. Л., 1934. 10 с.; Желобинский В. В. Вальс из оперы «Именины»: [соч. 22] / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л., 1934. 9 с.; Желобинский В. В. Цыганский танец из оперы «Именины»: [соч. 22] / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л., 1934. 7 с.; Дзержинский И. И. Антракт к VI картине оперы «Тихий Дон» / конц. обр. [для фп.] А. Каменского. Л., 1938. 9 с.; Дзержинский И. И. Увертюра к опере «Поднятая целина» / конц. обр. [для фп.] А. Каменского. Л., 1938. 13 с.; Асафьев Б. В. Элегия и «Полет Вакулы» из балета «Ночь перед Рождеством» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л.; М., 1939. 15 с.; Штейнберг М. О. Хоровод из балета «Тилль Уленшпигель» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Л., 1939. 13 с.; Мусоргский М. П. Трезвон и Слава из оперы «Борис Годунов» / конц. обр. для фп. в 2 руки А. Каменского. М., Л., 1949. 18 с.; Хачатурян А. И. Песня о Сталине / конц. обр. для фп. А. Каменского. М., 1949. 13 с.; для гол. и фп.: Эйслер Г. «Коминтерн» («Заводы, вставайте») / свободная обр. для 2-х голосов и фп. А. Каменского. Л., 1933. 8 с.; Эйслер Г. «Тайный поход» / свободная обр. для муж. голоса с фп. трио А. Каменского. Л., 1933. 9 с.; Эйслер Г. «Песня безработного» / свободная обр. для муж. голоса с фп. трио А. Каменского. Л., 1933. 10 с.

неопубликованные: для фп.: Асафьев Б. В. Импровизация Люсьена из балета «Утраченные иллюзии» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 5 с.; Асафьев Б. В. Полонез из балета «Бахчисарайский фонтан» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 6 с.; Баланчивадзе А. М. Колыбельная из балета «Сердце гор» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 5 с.; Баланчивадзе А. М. Танец Маниже из балета «Сердце гор» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись; Бородин А. П. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» / свободная конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 25 с.; Вагнер Р. «Заклинание огня» из оперы «Валькирия» / обр. для фп. А. Каменского. Рукопись; Гокиели В. Р. «Восход солнца» из балеты «Витязь в тигровой шкуре» / обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 10 с.; Дешевов В. М. Сюита из оперы «Лед и сталь» / свободная обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 20 с.; Дзержинский И. И. «Скачка казаков» из оперы «Тихий Дон» / обр. для фп. А. Каменского. Рукопись; Кабалевский Д. Б. Рондо и/или Хор сборщиц винограда из оперы «Кола Брюньон» / обр. для фп. А. Каменского. Рукопись; Сорокин В. К. Танец стариков и общий танец из балета «Цыганы» / свободная конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 7 с.; Стравинский И. Ф. Фрагменты из балета «Весна священная» / конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 32 с.; Чишко О. С. Пляска матросов из оперы «Броненосец Потёмкин» / свободная конц. обр. для фп. А. Каменского. Рукопись. 10 с.; Шостакович Д. Д. Полька из балета «Золотой век» / обр. для фп. А. Каменского. Рукопись; для двух фп.: Альбенис И. «Наварра»: для двух фп. / свободная концертная обр. А. Каменского. Рукопись. 32 с.

Библиография

Основные сочинения: К проблеме борьбы за стиль советского музыкального исполнительства: (В порядке обсуждения) // Советская музыка. 1935. № 12 (дек.) С. 61–68; Против формализма и фальши: Творческая дискуссия в Ленинградском Союзе композиторов: (сокращенный стеногр. отчет) // Советская музыка. 1936. № 5. С. 28–57. Прим.: Выступление А. Каменского см. 34–56; Генрих Густавович Нейгауз // Музыкальные кадры. 1946. № 2 (март). С. 2; Лучший органист Советского Союза // Музыкальные кадры. 1946. № 6 (июнь). С. 3. Прим.: В соавт. с И. М. Белоземцевым; Об И. А. Браудо;

Основная литература: Дроздов А. Н. Концерт пианиста А. Каменского // Музыка и революция. 1927. № 5–6. С. 44; Алданов А. Концерт А. Каменского // Рабочий и театр. 1928. № 9. С. 10; Келдыш Ю. В. Пианист А. Каменский // Музыкальное образование. 1928. № 2. С. 46–47; Острецов А. В симфонических концертах // Советская музыка. 1935. № 3 (март). С. 85; Громан А. Три фортепианных концерта // Советское искусство. 1939. № 19 (февр.) С. 4; Бушен А. Д. Подвиг пианиста // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны: статьи, воспоминания / ред. и вступ. ст. Г. Пожидаева; ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 1970. С. 217–232; Хентова С. М. Мужество музыканта // Вечерний Ленинград. 1971. № 298 (дек.) С. 3; Бушен А. Д. Александр Данилович Каменский: очерк жизни и творчества / [под общ. ред. Л. Соллертинской; предисл. Д. Кабалевского]. Л., 1982. 144 с.: ил., портр.; Каменский Александр Данилович (1900–1952): [некролог] // FUNERAL-SPB.RU. 2006–2014. URL: http://funeral-spb.ru/necropols/bogoslovskoe/kamenskiy/ (дата обращения: 2012 год).

Дискография

М10–41521–22. Александр Каменский, фортепиано. LP. Мелодия. Содерж: М. Глинка — С. Ляпунов. Колыбельная; А. Глазунов. Идиллия (соч. 103), Прелюдия (соч. 43); М. Мусоргский. Из путевых заметок «Близ южного берега Крыма»: № 1. «Гурзуф у Аю-Дага»; № 3 «Каприччио»; А. Скрябин. Листок из альбома (соч. 45, № 1); Три прелюдии: g-moll (соч. 27 № 1), H-dur (соч. 27 № 2), es-moll (соч. 16 № 4); И. Дзержинский. Три пьесы для фортепиано, Антракт к VI картине оперы «Тихий Дон» (конц. обр. для фп. А. Каменского); Д. Кабалевский. Хор сборщиц винограда из оперы «Кола Брюньон» (конц. обр. для фп. А. Каменского); А. Баланчивадзе. Танец Маниже из балета «Сердце гор» (конц. обр. для фп. А. Каменского); А. Хачатурян. Поэма, танец; Vista Vera VVCD–00090. Наследие Марии Юдиной. Т. 13. CD.  Из содерж.: М. Мусоргский. Три пьесы на темы оперы «Борис Годунов» (обр. для фп. А. Каменского): № 1. Юродивый, № 2. Трезвон, № 3. Слава; Александр Каменский (фортепиано) Ф. Шуберт, Ф. Лист, П. Чайковский. LP. Мелодия. М10–41519/20. Аннот. А. Бушен. Содерж: 1-я сторона: Ф. Шуберт. Сюита вальсов (5.35); Ф. Лист. Фантазия-соната «По прочтении Данте» (из цикла «Годы странствий», 15.44). 2-я сторона: П. И. Чайковский. Ната-вальс, соч. 51 № 4 (3.03); Каприччиозо, соч. 19 № 5 (3.13), Листок из альбома, соч. 19 № 3 (1.52), Менуэт-скерцо, соч. 51 № 3 (3.15), Прерванные грезы, соч. 40 № 12 (3.44), Полька, соч. 51 № 2 (4.15), Святки (из цикла «Времена года»), соч. 37-bis № 12 (2.50) // Погружение в классику. URL: http://intoclassics.net/news/2012-08-25-29414.

Иконография

Каменский, Александр Данилович (1900–1952). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личная карточка А. Д. Каменского. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, служащих, рабочих и студентов за 1952. Д. 556. Л. 96–98; Личное дело А. Д. Каменского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих, рабочих и студентов за 1915–1952. Д. 107. Л. 1–129.

М. И. Алейников, 2012