СЛОНИМСКИЙ, Сергей Михайлович (1932–2020)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

СЛОНИМСКИЙ, Сергей Михайлович (12 августа 1932, г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 9 февраля 2020, Санкт-Петербург, Комаровское кладб.) — композитор, педагог. Профессор (1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1983). Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РФ (2002). Лауреат Царскосельской художественной премии (2002) за осмысление российской истории в музыкальных произведениях. Награжден премиями Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры (1995, 2015), Международной премией «Балтийская звезда» (2009), Премией имени Д. Д. Шостаковича (2010), Премией имени П. И. Чайковского (2015), российской премией Людвига Нобеля (2017). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2008) и Орденом Почета (2017); медалями «В память 250-летия Ленинграда» (1957), «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), «За заслуги в культуре Gloria Artis» (2011, Министерство культуры Республики Польша), «За высокие достижения» (2012, Министерство культуры Чеченской Республики); кавалер Командорского Креста Ордена «За заслуги» Республики Польша (2003).

Член Музфонда (1956). Член Ленинградского отделения Союза советских композиторов (1957). Действительный член Российской академии образования (1993). Член Всемирного клуба петербуржцев (2000). Почетный председатель петербургского Музыкально-Просветительского Общества имени Ф. Шопена (2001–2014). Председатель Экспертного Совета премии Правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования» (премия учреждена в 2004). Гранд доктор философии в области музыкологии и композиции Международного Университета Фундаментального Обучения (International University of Fundamental Studies, 2012). Председатель жюри Премии Российского союза композиторов «Avanti» (2018).

Отец — писатель Слонимский Михаил Леонидович (1897–1972).

До 1941 проживал в Ленинграде, учился в музыкальной школе Петроградского р-на (сентябрь 1939 – май 1941), где сочинил первые музыкальные пьесы (песенки Лисы, Зайцев и Волка по сказке Е. Шварца «Красная Шапочка»). Летом 1941 эвакуировался в г. Молотов (ныне г. Пермь), где учился в средней общеобразовательной и музыкальной школах (сент. 1942 – май 1943). Осенью 1943 вместе с родителями переехал в Москву, где поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в кл. композиции В. Я. Шебалина и кл. фортепиано А. Д. Артоболевской (ноябрь 1943 – май 1945).

В 1945–1950 — учащийся кл. композиции Б. А. Арапова и кл. фортепиано А. Я. Жуковской и С. И. Савшинского Средней специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории. В период обучения написал ряд сочинений, среди которых Сюита для оркестра «Царевна-лягушка» и Соната для скрипки с фортепиано.

Окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: кл. композиции у О. А. Евлахова (1950–1955) и кл. фортепиано В. В. Нильсена (окончил в 1956). Во время обучения получал Стипендию имени П. И. Чайковского (1951/1952 уч. г.) и Стипендию имени И. В. Сталина (1952–1955). В ноябре 1953 принял участие в смотре ленинградских композиторов (в Большом зале Ленинградской филармонии прозвучала «Героическая поэма» для симфонического оркестра, дирижер — Н. С. Рабинович). В июне 1955 дипломная работа по кл. композиции — оперная сцена по роману Н. Н. Никитина «Северная Аврора» была поставлена на сцене Оперной студии Консерватории (дирижер Марк Эрмлер); Концерт для скрипки с оркестром был исполнен в Ленинградской филармонии (солистка — Дина Шнейдерман; дирижер — Н. С. Рабинович).

Среди сочинений 1950-х: прелюдии (9) для фортепиано (1950); хоры a cappella «Русская земля», «Урожай», «Песня весны» (1951), Сонет Шекспира для голоса, флейты и фортепиано (1951), Струнный квартет (1952); Хор молодогвардейцев для смешанного хора и симфонического оркестра (1952); Концерт для скрипки с оркестром (1954); Две пьесы для альта и фортепиано (1956); романсы «Внимая ужасам войны» на сл. Н. А. Некрасова, «Май» на сл. С. Г. Острового, «Дай мне руку, товарищ» на сл. А. Филиппова (1951), «Последняя туча», «Элегия» на сл. А. С. Пушкина (1952) для голоса и фортепиано; песни «Марш студентов», «Песня мира», «Старые друзья», «Песенка о будильниках», «Девичья лирическая», «Песня о любви», «Песня комсомольских бригад».

Окончил аспирантуру Консерватории (1955–1958) под руководством Т. Г. Тер-Мартиросяна. В июле 1957 в составе ленинградской делегации участвовал в работе над музыкальным оформлением открытия VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. В том же году состоялась премьера первого симфонического произведения — «Карнавальной увертюры» (Ленинградская филармония, дирижер — А. К. Янсонс). С 1958 исполнял обязанности председателя научного студенческого общества, работал в редколлегии альманаха «Голоса молодых», выпускаемого творческим кружком факультета. В марте 1958 участвовал в совместной конференции студенческих научных обществ консерваторий Прибалтики, Белоруссии и Ленинграда в Риге, где выступил с докладом о симфониях С. С. Прокофьева. В связи с окончанием строительства Камской ГЭС (1960) встречался с рабочими в поселке Чайковский Пермской области (с 1962 — город), где исполнялся «Марш гидростроителей».

Среди сочинений: Ария и Бурлеска для альта с фортепиано (1956); «Карнавальная увертюра» для симфонического оркестра (1957); «Юмористические картинки», сюита для малого симфонического оркестра (1957); Симфония № 1 для большого симфонического оркестра (1957–1958); Вокальная сюита «Весна пришла» для голоса с фортепиано на стихи японских поэтов (1958–1959); Сюита для альта и фортепиано (1959); Вокальный цикл «Песни вольницы» для меццо-сопрано и баритона на стихи русских народных лирических и разбойничьих песен (1959); оркестровая редакция (1961).

В Ленинградском отделении Союза советских композиторов: председатель секции музыкального театра (1963–1980), председатель секции фольклора (1996–?).

В 1963 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Черты симфонизма С. Прокофьева и тематизм первых частей его симфоний». В 1964 по материалам диссертации опубликовал книгу о симфониях С. С. Прокофьева. В 1963 в рамках «взаимообмена» молодыми композиторами представлял свои сочинения в Ереванской консерватории: Симфония № 1, «Весна пришла!» и «Песни вольницы» (в записи).

Среди сочинений 1960-х годов: Соната для скрипки соло (1960), Пастораль и токката для органа (1961), «Хроматическая свирель» для флейты соло (1961), Соната для фортепиано (1961–1962), «Голос из хора», кантата для солистов, хора, органа и камерного оркестра на ст. А. Блока (1962–1963), вокальный цикл «Польские строфы» на ст. А. Слонимского для меццо-сопрано и флейты (1963), «Хореографические миниатюры» (1963), «Концерт-буфф» для камерного оркестра (1964), «Диалоги», инвенции для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1964), Три пьесы для виолончели соло (1964), «Русская токката» для арфы (1964); вокальный цикл «Лирические строфы» для голоса с фортепиано на ст. Е. Рейна (1964).

С 1960 по 1971 ездил в фольклорные экспедиции (всего 6) в Пермскую, Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области, что нашло отражение во многих сочинениях (от Фортепианной сонаты (1962) до Симфонических распевов (2019)); также в докладах, прочитанных на кафедре композиции: «Славянский фольклор и современная музыка социалистических стран», «Русская народная песня как творческая основа воспитания студентов композиторов», «Роль фольклорных экспедиций в процессе обучения студентов композиторов (на материале собственных фольклорных записей)» (1971–1979).

Слонимский — автор 8 опер («Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», «Царь Иксион», «Антигона», «Король Лир»), Реквиема, 2 балетов («Икар», «Волшебный орех»), 34 симфоний, многих симфонических, камерно-инструментальных, фортепианных, органных, вокальных (на стихи А. Ахматовой, И. Бунина, Г. Державина, С. Есенина, М. Лермонтова, О. Мандельштама, А. Пушкина, Вс. Рождественского, Д. Хармса, М. Цветаевой), хоровых произведений, музыки к кинофильмам («Перед судом истории», «Республика Шкид», «Интервенция» и др.), музыки к спектаклям, пьес и хоров для детей.

Принимал участие в международных фестивалях «Варшавская осень» (1962, 1969), где исполнялись «Польские строфы» и Концерт-буфф (дирижер Ян Кренк). Как приглашенный автор выступал в Софии (1968, фортепианная версия Хореографических миниатюр) и Праге (1974, «Драматическая песнь» для симфонического оркестра под управлением К. П. Кондрашина). Присутствовал на премьерах балета «Икар» в Брно (1983, театр имени Л. Яначека), оперы «Мария Стюарт» в Лейпциге (1984, Городской театр, дирижер Х. Ляйпольд), Алма-Ате (1985, Казахский академический театр оперы и балета имени Абая, дирижер В. Лягис) и в Брно (1987, Театр оперы и балета имени О. Стибора (г. Оломоуц), дирижер Р. Кефер), симфонической поэмы «Аполлон и Марсий» в Турине (1993), оперы «Мастер и Маргарита» на Всемирной выставке Expo – 2000 в Ганновере (дирижер М. Юровский) и др. В 2010 участвовал в фестивале музыки стран Восточной Европы Wall to Wall («За железным занавесом») в Нью-Йорке как единственный представитель от России, где прозвучали «Еврейская рапсодия» и Соната для скрипки с фортепиано (оркестр Санкт-Петербургской камерной филармонии, дирижер — Дж. Мейер).

Сочинения композитора звучали и звучат на фестивалях «Ленинградская весна», «Донская весна», «Дни советской музыки в Молдавии», «Композитор и фольклор», «Белые ночи», «Московская осень», «Санкт-Петербургская музыкальная весна», «Композитор — пианист», «Русская зима», «Классика без границ», «Звуковые пути», «Звезды белых ночей», «Три века классического романса», «От авангарда до наших дней», в концертах музыкального цикла «Хармс-проект» и др.; включаются в репертуар концертных программ России и зарубежных стран. С начала 2000-х годов в Санкт-Петербурге проводятся фестивали «Музыка Слонимского» (2001), «Имена Петербурга. Сергей Слонимский» (2006), к 75-летию со дня рождения (2007), «Петербургский ренессанс Сергея Слонимского» (2012), посвященный его творчеству. С 2001 проходит открытый детский фортепианный конкурс «Маленький пианист-композитор» («Играем Слонимского»), организатором и президентом которого является Р. Н. Слонимская.

С композитором сотрудничали многие дирижеры, проведшие премьеры таких сочинений, как оперы «Виринея» (Э. П. Грикуров, МАЛЕГОТ, 1967), «Видения Иоанна Грозного» (М. Л. Ростропович, Самарский академический театр оперы и балета, 1999), «Антигона» (А. М. Штейнлухт, Санкт-Петербургская капелла, 2008), «Король Лир» (А. Н. Васильев, Эрмитажный театр, 2017); вокально-симфонические произведения: «Песни вольницы» (А. Янсонс, 1963 (Ленинград), И. И. Блажков, 1964 (Москва); солисты — Н. Юренева, А. Храмцов), ораториальная сюита из оперы «Виринея» (1975), ораториальная сюита из оперы «Видения Иоанна Грозного» (2001), Реквием (2004, В. А. Чернушенко), оратория «Час мужества» (А. В. Титов, 2015; солистка — О. Петрова); балет «Принцесса Пирлипат или Наказанное благородство» (В. А. Гергиев, 2003); симфонии № 1 (А. Янсонс, 1962), № 2 (Г. Н. Рождественский, 1979), № 8 (С. Сондецкис, 1985), № 12 (В. С. Синайский, 2005), № 14 (В. С. Синайский, 2009), № 15 (В. А. Гергиев, 2007), № 19 (В. А. Чернушенко, 2009), № 20, 24, 30 (В. А. Альтшулер, 2010), № 21 «Из Фауста» Гёте (В. А. Гергиев, 2010), № 27 (Ю. И. Симонов, 2010), № 29 (Ю. И. Симонов, 2013), № 32 (В. М. Юровский, 2012), № 33 (А. В. Сладковский, 2015); для оркестра (с солирующим инструментом): Концерт-буфф для камерного оркестра (Э. А. Серов, 1964), Хореографические миниатюры (И. И. Блажков, 1965), Сюита из балета «Икар» (К. П. Кондрашин, 1973), Симфонический мотет (Г. Н. Рождественский, 1977), «Новгородская пляска» (А. Н. Лазарев, 1980), «Тихая музыка» (А. Н. Лазарев, 1982; солист — А. М. Вавилина), Concerto primaverile для скрипки и струнного оркестра (С. Сондецкис, 1983; солист — С. В. Стадлер), «Аполлон и Марсий» (Л. Пфафф, 1992), «Петербургские видения» (Ю. Х. Темирканов, 1996), Еврейская рапсодия (К. Орбелян, 1997; солист — Дж. Зильберквит), Концерт для виолончели и камерного оркестра (Р. Э. Мартынов, 2000; солист — А. Массарский), симфоническая поэма «Восхождение и триумф» (А. В. Сладковский, 2018).

Многогранна музыкально-общественная деятельность. С 1960-х годов Слонимский выступал с публичными лекциями о современной музыке в Киевской (1965, 1967), Новосибирской (1967) и Самарской (1998) консерваториях, в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства (2000). В 1999–2000 в Самарской консерватории прочел цикл лекций на темы «От А. Скарлатти до С. Прокофьева» (о фортепианных сонатах), «О русской опере», «О русском романсе». В 2017 в Московской консерватории (зал имени Н. Я. Мясковского) выступил с сообщением «О взаимодействии московской и петербургской композиторских школ». Неоднократно встречался со студентами композиторских отделений музыкальных вузов России и мира — Музыкальный университет имени Фредерика Шопена, Лейпцигская высшая школа музыки и театра имени Феликса Мендельсона-Бартольди, Дрезденская высшая школа музыки имени Карла Марии фон Вебера, Шанхайская консерватория музыки; Алма-Атинская, Белорусская, Московская, Нижегородская, Уральская консерватории, Российская академия музыки имени Гнесиных, Институт музыки имени А. Г. Шнитке (почетный профессор; председатель жюри международного конкурса молодых композиторов; сочинения-посвящения — кантата «Только один день» и «Триумфальный Марш институту»), Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Самарский государственный институт культуры (Почетный профессор); музыкальные школы и училища Беслана, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга.

Принимал участие в циклах радиопередач «Русский альбом. Страницы русской музыки. Забытые страницы» (1994–1997) о творчестве М. Балакирева, О. Евлахова, Д. Кабалевского, Б. Клюзнера, Л. Пригожина, В. Пушкова, В. Шебалина; «Петербургский клуб: культура Петербурга» (2001–2004) о творчестве Ф. Достоевского, М. Мусоргского, А. Пушкина, И. Стравинского.

Снимался в телепередачах «Царская ложа» (Культура, 2000), «Погода в доме» (Санкт-Петербург, 2004), «Петербургские встречи» (Санкт-Петербург, 2018), «Сати. Нескучная классика» (Россия-Культура, 2019).

В 1990–1999 участвовал в работе Фонда культуры, основанного Д. С. Лихачёвым; проводил ежемесячные музыкальные собрания со вступительными лекциями с целью пропаганды творчества композиторов — Б. А. Арапова, О. А. Евлахова, В. В. Пушкова, В. Я. Шебалина, В. В. Щербачёва.

В 2013 основан Фонд классической и современной музыки композитора Слонимского. Его цели: пропаганда музыки крупных русских композиторов и педагогов ХХ века; инициирование создания памятника М. П. Мусоргскому в Санкт-Петербурге (руководитель проекта — народный архитектор РФ Григорий Ястребенецкий и его мастерская); поддержка молодых участников Конкурса имени С. М. Слонимского; исполнение камерных и хоровых сочинений композитора.

В 2017 организован Международный Центр современной классической музыки имени С. М. Слонимского, который на постоянной основе сотрудничает с центром «Re musiк», глава — Мехди Хоссейни (Иран). В его рамках проводится композиторский Конкурс имени С. М. Слонимского с участием международного жюри.

В Консерватории: преподаватель-почасовик (1956), преподаватель (1958), доцент (1967–1969) гармонии и анализа музыкальных форм кафедры теории музыки; преподаватель (1964), доцент (1967–1971) курса анализа гармонических стилей на дирижерско-хоровом факультете (собственная методическая разработка); доцент (1969), и. о. профессора (1974), профессор (1976–2008) кафедры композиции; профессор (2008–2020) кафедры специальной композиции и импровизации.

Среди учеников кафедры теории музыки: А. В. Вульфсон, А. П. Милка, Л. О. Корчмар, Е. А. Рушанский, М. Г. Рыцарева, В. В. Фирсов и др. Под научным руководством Слонимского защитили кандидатские диссертации Бергинер Б. М. «О тематическом развитии в сонатных формах квартетов Белы Бартока» (1970), Рыцарева М. Г. «О стиле хоровых сочинений Д. С. Бортнянского» (1973), Вульфсон А. В. «Принципы симфонического развития и формообразования в балетах И. Ф. Стравинского» (1974) и др. Среди учеников курса анализа гармонических стилей — Ю. И. Симонов, В. С. Синайский, В. А. Чернушенко, М. Янсонс и др. Среди учеников кафедры композиции — Светлана Галыбина, Елена Иготти, Владимир Кобекин, Владимир Мигуля, Жанна Плиева, Александр Радвилович, Владимир Сапожников, Антон Танонов, Аркадий Томчин, Георгий Федоров, Настасья Хрущёва, Орлигур Бенедиктсон (Исландия), Карел Волнянский (Израиль), Тимоти Данн (США), Ирина Емельянцева (Германия), Анатолий Затин (Мексика), Гоце Коларовский (Македония), Вадим Рывкин (США), Лукас Харамильо (Колумбия), Мехди Хоссейни (Иран) и другие.

В 1962–1970 проводил семинар современной музыки у студентов музыкантов и композиторов. В 2017/2018 уч. г. читал факультативный курс «Мелодика», ныне включенный в учебный план СПбГК.

Автор пособий: Практическая гармония: учебное пособие для студентов музыкальных вузов. СПб., 2006; О композиторском ремесле: пособие для композиторов и педагогов вузов, музыкальных училищ, музыкальных школ. СПб., 2006; Мелодика: основы учебно-практического курса: для студентов консерваторий и музыкальных училищ. СПб., 2018.

Нотография

Каталог произведений Сергея Слонимского // Сергей Слонимский. Фестиваль музыки / сост. Р. Н. Слонимская. СПб., 2002. С. 52–139; Каталог произведений Сергея Слонимского. 1954–2002 // Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского / ред.-сост. Т. А. Зайцева, Р. Н. Слонимская. СПб., 2003. С. 264–360; Алфавитный указатель музыкальных произведений Сергея Слонимского // Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского / ред.-сост. Т. А. Зайцева, Р. Н. Слонимская. СПб., 2003. С. 566–586; Каталог произведений Сергея Слонимского. 2000–2014 // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: сб. статей по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского, 4–7 апреля 2012 года / ред.-сост. Р. Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова. СПб., 2014. С. 541–563; Слонимская Р. Н. Портрет музыки С. М. Слонимского. 1954–2018: каталог // Долинская Е. Б. Музыкальная галактика Сергея Слонимского. СПб., 2018. С. 288–350.

Библиография

Основные сочинения: Библиографический указатель исследовательских, критических, литературно-музыкальных и публицистических работ. Ч. 1: Литературная сфера творчества С. М. Слонимского [1956–2004] // Умнова И. Г. С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве: справочник. М., 2005. С. 86–101. 

Сочинения: книги (брошюры): А. Петров. «Радда и Лойко»: симфоническая поэма. Л., 1958. 10 с. (В помощь любителю музыки); И. Шварц. Симфония. Л., 1958. 12 с. (В помощь любителю музыки); Исаак Шварц. М., 1960. 15 с. (Молодые композиторы Советского Союза); Б. Арапов. Симфония-поэма «Свободный Китай». Л., 1962. 23 с. (В помощь любителю музыки); Симфонии Прокофьева: опыт исследования. М.; Л., 1964. 230 с.; Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе / вступ. ст. А. И. Климовицкого. СПб., 2000. 152 с.; Свободный диссонанс: очерки о русской музыке. СПб., 2004. 142 с.; Мысли о композиторском ремесле: эссе. СПб., 2006. 23 с.; Творческий облик Листа: взгляд из ХХI века: эссе современного композитора. СПб., 2010. 24 с.; О новаторстве Шопена: к 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена (1810–1849). СПб., 2010. 15 с.; Заметки о композиторских школах Петербурга ХХ века. СПб., 2012. 84 с.; Раздумья о третьем авангарде и путях современной музыки: заметки композитора. СПб., 2014. 14 с.; Сергей Слонимский — собеседник: сб. материалов / сост. Е. Б. Долинская, Н. Г. Валитова. М., 2014. 226 с. Прим.: публикация интервью разных лет; Парадоксы в современной музыке и в современной жизни: несколько интервью. СПб., 2017. 39 с.

о наставниках и современниках: Лирическая сказка в балете // Смена. 1957. № 123 (26 мая). С. 3 Прим.: рецензия на балет О. А. Евлахова «Ивушка» в Малом театре оперы и балета; Победа Стеньки Разина // Советская музыка. 1965. № 4. С. 20–24 Прим.: о симфонической поэме Д. Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина»; «Они в горах живут высоко…»: Новый спектакль на сцене театра оперы и балета имени С. М. Кирова // Ленинградская правда. 1968. № 70 (22 марта). С. 3. Прим.: о балете М. Кажлаева «Горянка»; О благородстве человеческого духа // Советская музыка. 1971. № 7. С. 31–33 Прим.: о 13-м квартете Д. Д. Шостаковича; Об И. Стравинском // Стравинский И. Ф. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова; под общ ред. Б. М. Ярустовского. М., 1973. С. 105–109; Мудрый композитор // Кара Караев: Статьи. Письма. Высказывания / ред.-сост. Л. В. Карагичева. М., 1978. С. 105–107; Незабываемые встречи // Памяти В. Я. Шебалина. Воспоминания, материалы / сост. А. Шебалина; общ. ред. М. Сабининой. М., 1984. С. 65–71. Прим.: об учебе в ЦМШ при Московской консерватории под руководством Шебалина; Музыкант с чистой совестью // Советская музыка. 1985. № 11. С. 84–88. Прим.: очерк об О. Ю. Балкашине; Передать людям все лучшее // Советская музыка. 1986. № 11. С. 104–109. Прим.: очерк о Б. Л. Клюзнере; Анатолий Никодимович Дмитриев — музыкант, педагог, человек // Дмитриев А. Н. Исследования. Статьи. Наблюдения / ред.-сост. Л. Г. Данько. Л., 1989. С. 12–24; Олицетворение живой музыки // Арвид Янсонс. Воспоминания о человеке и музыканте: [сб. ст.]. СПб., 1994. С. 106–110; Неувядающая сила живого интонирования // Г. И. Литинский: Жизнь, творчество, педагогика: сборник статей, воспоминаний, документов / ред.-сост. А. В. Григорьева. М., 2001. С. 324–326; Последний романтик // Грань веков: Рахманинов и его современники: сб. ст. / ред.-сост. Т. А. Хопрова, Л. А. Скафтымова. СПб., 2003. С. 7–10; Уникальный композитор // Сигитов С. М. Духовный строй музыки Белы Бартока: философско-аналитическое исследование. СПб., 2003. С. 8–9; Чудесный корифей хора // Музыкальная жемчужина России. Мария Федоровна Заринская: творческий портрет: сб. / сост. Н. Д. Щиголев; ред. А. Б. Павлов-Арбенин. Изд. 2-е. СПб., 2003 С. 39–40; «Мой самый удивительный учитель — артист» // Наше святое ремесло: Памяти В. В. Нильсена (1910–1998) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 2004. С. 180–181; Венедикт Пушков — педагог и композитор // Музыка кино. Музыка души. Венедикт Венедиктович Пушков: музыкально-мемориальный альбом / сост. С. С. Клитин, В. Г. Соловьев. СПб., 2006. С. 27–47; Высокая простота // Роман Леденёв: Статьи. Материалы. Исследования / ред.-сост. М. И. Катунян. М., 2007. С. 8–9; Начальник песенного довольствия // Культура. 2007. № 16 (26 апр.–2 мая). С. 9. Прим.: о творчестве композитора В. П. Соловьёва-Седого; «Я у него не учился, но мы общались» / записала А. Кулешова // Павел Александрович Вульфиус. Судьба. Творчество. Память: статьи, материалы и документы, воспоминания: к 100-летию со дня рождения / сост. В. А. Лапин, И. С. Федосеев. СПб., 2008. С. 249–252; Добрая волшебница // Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие: [для фортепиано]. СПб., 2013. С. 3–5; О моем друге и современнике // Альфред Шнитке в воспоминаниях современников: к 20-летию Московского гос. института им. А. Г. Шнитке / ред.-сост. А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. М., 2013. С. 63–69; Начальник песенного довольствия // В. П. Соловьев-Седой и его время. Статьи, воспоминания, документы и материалы / авт.-сост. Р. Н. Слонимская, К. В. Ваганова. СПб., 2018. С. 8–10.

к юбилейным датам: Искусство живое, современное // Советская музыка. 1969. № 3. С. 24–41. Прим.: к 125-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова; К 50-летию Театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко // Советская музыка. 1969. № 12. С. 22–23; Неканонические строки // Советская музыка. 1976. № 9. С. 17–18. Прим.: к 70-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича; Достоин только восхищения. К юбилею народного артиста СССР Евгения Мравинского // Советская Россия. 1983. № 126 (1 июня). С. 6. Прим.: к 80-летию со дня рождения; Вслушаемся в эту музыку. К 150-летию со дня рождения П. И. Чайковского // Ленинградская правда. 1990. № 105 (6 мая). С. 3; Творческие и нравственные уроки истинного музыканта // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 71–72. Прим.: к 100-летию со дня рождения Ю. Н. Тюлина; М. А. Балакирев: портрет музыканта на пороге ХХI века // Балакиреву посвящается: сб. ст. к 160-летию со дня рождения композитора (1836–1996) / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998. С. 9–18; Друг, покровитель, наставник современных композиторов // «Музыкальное приношение». К 75-летию Е. А. Ручьевской: сб. ст. / ред.-сост. Л. П. Иванова, Н. Ю. Афонина. СПб., 1998. С. 300–302; Не последний романтик: Сегодня Исааку Шварцу исполняется 80 лет // Известия. 2003. № 81 (13 мая). С. 13; Энциклопедист ХХ века // Театр и литература: сб. ст.: к 95-летию А. А. Гозенпуда / сост. В. П. Старк. СПб., 2003. С. 14;. Музыка Арапова абсолютно живая // Соn Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. С. 15–19; Симфоническая поэма «Свободный Китай» Б. Арапова // Соn Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. С. 66–68; Спасибо тебе, дорогой Маэстро // Первая скрипка: К 80-летию Владимира Юрьевича Овчарека: воспоминания, материалы и документы, статьи / авт.-сост. Н. А. Брагинская. СПб., 2007. С. 203–204; Рыцарь музыкальной науки: к 75-летию со дня рождения А. Н. Должанского // Александр Наумович Должанский: сб. ст.: к 100-летию со дня рождения / отв. ред. К. И. Южак. СПб., 2008. С. 68–76; Талантливый человек талантлив во всем // Планета Баснер: к 85-летию со дня рождения композитора Вениамина Баснера / авт.-сост. Л. Р. Баснер. СПб., 2010. С. 153–161.

избранные статьи: Выступают пианисты, скрипачи, певцы // Смена. 1957. № 2. 3 января. С. 3. Прим.: рецензия на концерт студентов и аспирантов ЛГК в Большом зале филармонии; Конференция в Риге // Музыкальные кадры. 1958. № 5 (16 апр.) С. 3. Прим.: о докладах участников; [Вступительная статья] // Прокофьев С. Симфония № 6, ор. 111. Партитура. М., 1960. С. 2–3: парал. англ.; [Вступительная статья] // Прокофьев С. Симфония № 6, ор. 111 / переложение для фортепиано в четыре руки Р. Леденева и М. Марутаева. М., 1961. С. 2–3: парал. англ.; С концертов грузинского пленума // Советская музыка. 1961. № 8. С. 104–106 (в соавт. с Б. Араповым); «Варшавская осень» // Музыкальные кадры. 1962. № 18 (24 нояб.) С. 2–4; За творческую дружбу // Советская музыка. 1963. № 11. С. 23–30. Прим.: о творчестве молодых композиторов Ленинграда; Новые имена — новые надежды // Советская музыка. 1965. № 9. С. 18–23. Прим.: о творчестве студентов и аспирантов ЛОЛГК; Ритмы народного праздника. Концерты болгарских музыкантов в нашем городе // Ленинградская правда. 1968. № 302 (26 дек.) С. 4; «Варшавская осень – 69» // Советская музыка. 1970. № 1. С. 125–127. Прим.: впечатления от 13-го музыкального фестиваля; Идейное единство, стилевое многообразие // Советская музыка. 1974. № 2. С. 31–33. Прим.: выступление на редакционной беседе ленинградских деятелей науки и искусства, посвященной проблемам творчества композиторов; Советская музыка и музыканты на эстрадах и сценах мира. Чехословакия // Советская музыка. 1975. № 7. С. 1–3. Прим.: о премьере в Праге «Драматической песни» п/у К. Кондрашина; Творческое сотрудничество музыкантов // Советская музыка. 1976. № 3. С. 118–130. Прим.: впечатления от пребывания в Высшей музыкальной школе в Дрездене; Песни порховских партизан // Советская музыка. 1985. № 5. С. 54–56; «Подлинный джаз противостоит штампованным музыкальным поделкам» // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера: сб. ст. / ред. сост. А. Медведев, О. Медведева. М., 1987. С. 74–77; Забытый, но живой шедевр // Советская музыка. 1988. № 12. С. 97–101. Прим.: о премьере оперы Р. Шумана «Геновева» в Ленинградской филармонии; Трагедия разобщенности людей // Советская музыка. 1989. № 3. С. 20–30. Прим.: заметки об оперном творчестве М. П. Мусоргского; Воздвигнем памятник Мусоргскому! // Ленинградская правда. 1989. № 55 (7 марта). С. 1. Прим.: призыв ко всем деятелям искусств о пожертвовании средств на памятник в Ленинграде; «Каждому сбудется по его вере» // Ленинградская правда. 1989. № 117 (21 мая). С. 3. Прим.: беседа с композитором о концертном исполнении оперы «Мастер и Маргарита» в Большом зале филармонии; Что завершено, что в работе, что задумано? // Советская музыка. 1991. № 10. С. 10; «Вся интеллигенция жила в страхе — в простительном страхе...» // Скрипичный ключ. 1996. № 1. С. 49–53; Сергей Слонимский о музыке и о себе // Музыкальная жизнь. 1997. № 10. С. 9–11; Музыка и антимузыка // Российская газета. 2004. № 241М (1 нояб.) С. 5. Прим.: о премьере своих новых сочинений — 11-й симфонии и Реквиема; «Если не можешь песенку сочинить, то не надо и оперы писать…» / беседовала М. Лисовец // Невское время. 2005. № 181 (30 сент.) С. 6. Прим.: о современной молодежи; Перестать сочинять музыку не удается…» / материал подготовлен И. Умновой // Музыкальная жизнь. 2007. № 10. С. 14–16. Прим.: о творчестве и о себе; «По натуре — я Обломов…» / беседовал В. Желтов // Невское время. 2007. № 54 (30 марта). С. 14. Прим.: разговор о предстоящем юбилее, учениках, творчестве; «Композитор должен знать музыку лучше, чем музыковед…» / беседовала И. Северина // Музыка и время. 2012. № 8. С. 5–7. Прим.: разговор о современной музыке, о педагогических принципах; «Надо искать свое» / беседу провел Пэн Чен // Музыкальная академия. 2015. № 1. С. 66–69. Прим.: разговор о творчестве и др.

Основная литература: Библиографический указатель исследовательских, критических, литературно-музыкальных и публицистических работ. Часть 2.: Книги о С. М. Слонимском [1958–2004] // Умнова И. Г. С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве: справочник. М., 2005. С. 102–155.

Литература: монографии: Милка А. П. Сергей Слонимский: монографический очерк. Л.; М., 1976. 110 с.; Рыцарева М. Г. Композитор Сергей Слонимский: монография. Л., 1991. 256 с.; Варядченко Н. С. Камерно-вокальная лирика С. Слонимского в свете традиций русского классического романса XIX века. Проблемы структуры и композиции: Исследование. СПб., 2008. 174 с.; Девятова О. Л. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского: опыт культурологического исследования. Екатеринбург, 2003. 405 с.; Зайцева Т. А. Композитор Сергей Слонимский: портрет петербуржца. СПб., 2009. 40 с.; Умнова И. Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского. Кемерово, 2010. 188 с.; Слонимская Р. Н., Цзы Ин Линь. Фортепианное творчество Сергея Слонимского: традиция и новаторство. СПб., 2017. 184 с.; Долинская Е. Б. Музыкальная галактика Сергея Слонимского. СПб., 2018. 360 с.

диссертации, посвященные изучению творчества С. (по хронологии): Рогалёв И. Е. Лад и гармония в музыке С. М. Слонимского: автореф. дис. … канд. иск. Л., 1986. 21 с.; Волховская Е. Л. Опера «Мария Стюарт» и основополагающие черты музыкальной драматургии С. Слонимского: автореф. дис. … канд. иск. Л., 1988. 23 с.; Гаврилова Л. В. Жанрово-стилевые особенности опер С. Слонимского на историческую тему: автореф. дис. … канд. иск. Л., 1989. 13 с.; Курч О. О. Симфонии С. Слонимского: (проблемы стиля): автореф. дис. … канд. иск. Вильнюс, 1989. 23 с; Умнова И. Г. Симфоническое творчество С. Слонимского: (стилевое своеобразие в контексте театральных исканий и музыковедческих воззрений мастера): автореф. дис. … канд. иск. Новосибирск, 1995. 21 с.; Барсукова Н. И. Парадоксальность современного художественного мышления: (на примере оперного творчества С. Слонимского): автореф. дис. … канд. иск. Магнитогорск, 1997. 22 с.; Гаврилова Л. В. Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского (парадигмы метатекста): автореф. дис. ... д-ра иск. СПб., 2001. 41 с.; Девятова О. Л. Культурный феномен личности и творчества Сергея Слонимского: автореф. дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург, 2004. 43 с.; Варядченко Н. С. Камерно-вокальная лирика С. Слонимского в свете традиций русского классического романса XIX века. Проблемы структуры и композиции: автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2008. 19 с.; Равикович Л. Л. Хоры a cappella Сергея Слонимского: автореф. дис. … канд. иск. Новосибирск, 2009. 24 с.; Черноморская С. Л. Творчество Сергея Слонимского 1990–2000-х годов: эстетика, стиль: автореф. дис. … канд. иск. М., 2010. 24 с.; Игнатова М. А. История и миф в операх Сергея Слонимского: автореф. дис. … канд. иск. Ростов-на-Дону, 2011. 24 с.; Умнова И. Г. Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества: автореф. дис. ... д-ра иск. СПб., 2012. 39 с.; Цзы Ин Линь. Фортепианное творчество Сергея Слонимского в контексте школы исполнительского мастерства: диалектика традиции и новаторства: автореф. дис. ... канд. иск. Саратов, 2017. 25 с.; Kozlova Y. Sources of inspiration in selected piano works by Sergei Slonimsky: thesis of the requirements for the degree of Doctor of Musical Arts. Ohio, 2005. 103 p.

избранные статьи и исследования: Цытович В. Симфония Сергея Слонимского // Музыкальные кадры. 1962. № 8 (27 апр.) С. 3; Бялик М. «Песни вольницы» // Музыкальная жизнь. 1964. № 19. С. 9–10; Киевская консерватория благодарит // Музыкальные кадры. 1965. № 16 (11 дек.) С. 4. Прим.: благодарность С. за проведенный цикл лекций о современной музыке; Тищенко Б. Сергей Слонимский // Советская культура. 1965. № 141 (25 нояб.) С. 3. Прим.: творческий портрет С.; Коваль Ю. Из старого арсенала // Искусство кино. 1967. № 5. С. 53–55. Прим.: о к/ф «Республика Шкид»; Филиппов В. Как кряж, крепкая // Театральная жизнь. 1967. № 20. С. 10–11. Прим.: беседа со С. о постановке «Виринеи» в Малом театре; Попов И. Раздумья о современной опере // Театр. 1968. № 12. С. 3–11; Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации // Поэзия и музыка: сб. ст. и исследований / ред. колл. В. А. Васина-Гроссман и др. М., 1973. С. 137–186. Прим.: на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина; Скудина Г. Веселые песни. Клуб интересных встреч // Музыкальная жизнь. 1976. № 11. С. 20–21. Прим.: С. говорит о своей музыке для детей; Чернова Н. «Икар» Владимира Васильева // Музыкальная жизнь. 1977. № 8. С. 9–10. Прим.: о постановке на сцене Кремлевского Дворца съездов; Милка А. На авторских концертах С. Слонимского // Советская музыка. 1977. № 9. С. 48–49. Прим.: рецензия на концерт в Большом зале филармонии; [Сообщение о премьере «Новгородской пляски» во Всесоюзном Доме композиторов] // Музыкальная жизнь. 1981. № 13. С. 9; Кенигсберг А. Драма Марии Стюарт // Музыкальная жизнь. 1981. № 15. С. 4–5. Прим.: о постановке в ленинградском Малом театре оперы и балета; Фролкин В. Конференция юных музыковедов // Музыкальная жизнь. 1981. № 17. С. 8. Прим.: об участии Слонимского в научной конференции школьников «Детская музыка ХХ века» в Краснодаре; Тараканов М. Сергей Слонимский // Музыка в СССР. 1986. Январь–март. С. 84–86. Прим.: об особенностях музыкального почерка; Еремина Н. Премьера двух симфоний // Ленинградская правда. 1986. № 146 (25 июня). С. 3. Прим.: об исполнении 6-й и 7-й симфоний в рамках фестиваля «Белые ночи»; Гаккель Л. Е. Мой Слонимский // Гаккель Л. Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю: сб. ст. и рецензий. Л., 1988. С. 22–27; Гуревич В. Сергей Слонимский: двенадцать лет спустя // Музыкальная жизнь. 1992. № 13–14. С. 5–6. Прим.: о положении искусства в современном обществе; Авторский вечер Сергея Слонимского // Музыкальное обозрение. 1995. № 1 (123). С. 6А. Прим.: о первом в Москве вечере С. в рамках фестиваля искусств «Русская зима» в Большом зале МГК; Марченко О. Новый фортепианный цикл Сергея Слонимского // Музыкальное обозрение. 1995. № 12. С. 2. Прим.: о премьере в Малом зале филармонии цикла 24 прелюдии и фуги; Райскин И. Жить и умереть в России. К премьере Десятой симфонии Сергея Слонимского // Мариинский театр. 1995. № 5. Б/д. С. 6; Гладкова О. Слонимский подтвердил, что он композитор-виртуоз // Смена. 1995. № 253 (1 нояб.) С. 7. Прим.: о новом сочинении — цикле 24 прелюдии и фуги; Второй Международный конкурс имени С. С. Прокофьева // Pro musica. 1996. № 4–5. С. 1–2. Прим.: беседа с членом жюри С.; Данько Л. «Спасибо, что в Самаре есть талантливые, умные люди…». Фестиваль С. Слонимского на волжской земле // Музыкальная академия. 1996. № 3–4. С. 61–65; Родионова И. Слонимский — вчера, сегодня и всегда // Невское время. 1997. № 48 (20 марта). С. 3. Прим.: о программе концерта С. в рамках фестиваля «От авангарда до наших дней»; Фрадкина Э. Служение Сергея Слонимского. «Музыкальные собрания» в Петербургском фонде культуры // Музыкальная академия. 1998. № 3–4. С. 125–128; Зайцева Т. Динамическая реприза: О творчестве Сергея Слонимского 90-х годов // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 16–24; Равикович Л. Л. Жанровые особенности хорового цикла С. Слонимского «Четыре русские песни» // Культура, искусство, образование: Межвузовский сборник науч. ст. / отв. ред. Н. М. Найко. Красноярск, 1998. С. 129–144; Зайцева Т. А. История повторяется? После самарской премьеры «Видений Иоанна» // Музыкальная жизнь. 1999. № 7. С. 15–18; Зайцева Т. А. Сергей Слонимский: «Молодым я верю больше…» // Музыкальная жизнь. 2001. № 9. С. 14–16. Прим.: композитор о себе и своем творчестве; Бройдо Ю. «Автографы» Сергея Слонимского прозвучат на фестивале, который приурочен к 70-летию композитора // Вечерний Петербург. 2001. № 222 (5 дек.) С. 1; Ванслов В. В. Король пространства // Балет. 2002. № 3. С. 28–29. Прим.: о балете «Икар»; Гладкова О. И. Мастер на пороге осени // Музыкальная жизнь. 2002. № 8. С. 18–20. Прим.: о значении творчества С. в муз. культуре России; Равикович Л. Л. Хоровой цикл «Два северных пейзажа» С. Слонимского (к проблеме: слово и музыка) // Наука и художественное образование: материалы Всероссийской научно-практич. конференции, посвященной 25-летию КГАМиТ (14–16 ноября 2003 г.) / отв. ред. Л. В. Гаврилова, О. Ю. Колпецкая. Красноярск, 2003. С. 187–193; Долинская Е. Принцесса Пирлипат // Музыкальная жизнь. 2003. № 5. С. 12–14; Ручьевская Е. А. Сочинение верхнего ряда // Музыкальная академия. 2006. № 2. С. 19–28. Прим.: музыкальный разбор Реквиема; «Имена Петербурга» — Сергей Слонимский // Вечерний Петербург. 2006. № 59 (4 апр.) С. 7. Прим.: об открытии фестиваля, посвященного С.; Ланцова Н. Эх и дали нам тогда по носу за тот «Нос» // Вечерний Петербург. 2006. № 62 (7 апр.). С. 4. Прим.: М. Шемякин вспоминает о совместной работе с С. М. Слонимским над постановкой оперы Шостаковича в театре СПб консерватории; Равикович Л. Л. Цикл С. Слонимского «Три хора на стихи А. Фета» // Вестник Красноярского государственного университета: сб. науч.-метод. ст. Красноярск, 2006. С. 253–258; Равикович Л. Л. Цикл С. Слонимского «Ночь» на стихи С. Орлова (к проблеме взаимодействия слова и музыки) // Культура. Искусство. Образование: межвузовский сборник научных и методических трудов. Вып. 6 / отв. ред. Н. А. Еловская. Красноярск, 2006. С. 40–60; Выграненко Н. Принципы театральности в Концерте-буфф С. Слонимского // Музыка и время. 2007. № 3. С. 24–31; Варядченко Н. С. О моделировании функциональных отношений классической тональности в ладогармонической системе С. Слонимского: (на примере его камерно-вокальной музыки) // Музыка и время. 2007. № 9. С. 7–13; Хайновская Т. А. Молодость зрелости (к 75-летию С. М. Слонимского) // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. 2008. № 43. С. 7; Черноморская С. Московские премьеры Сергея Слонимского // Музыкант-классик. 2009. № 11/12. С. 31. Прим.: рецензия на концерт в Музее муз. культуры им. Глинки в Москве; Балтийская звезда над консерваторией: Поздравляем Сергея Михайловича с высокой наградой! // Консерватория.ру. 2009. № 12. С. 7; Умнова И. Г. Многоликость творчества Слонимского // Музыкальная академия. 2010. № 4. С. 9–12; Цветкова П. Ю. Творческое содружество Мастера и молодых музыкантов: (Сергей Слонимский в Москве) // Музыкант-классик. 2010. № 8/9. С. 10–11. Прим.: о творческих контактах Слонимского с МГИМ им. А. Г. Шнитке; Свиридова А. В. Фактура как выражение поэтики скорби в реквиеме С. Слонимского // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления: сб. науч. ст. / ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань, 2011. С. 174–184; Шалдаева Е. А. Концерт для виолончели и камерного оркестра Слонимского: к проблеме инструментального театра // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сборник науч. трудов ОГИИ. Вып. 9 / гл. ред. Б. П. Хавторин. Оренбург: Изд-во ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. С. 263–273; «Новое музыкальное творчество только начинается…». Интервью Егора Ковалевского // Музыкальная жизнь. 2011. № 3. С. 18–22. Прим.: о поездке в Нью-Йорк, о педагогической работе, об оркестрах и др.; Долинская Е. К новому ренессансу // Музыкальная академия. 2012. № 2. С. 1–3. Прим.: о фестивале «Петербургский ренессанс Сергея Слонимского»; Зайцева Т. А. Судьба русского реквиема (от Балакирева к С. Слонимскому) // Музыкальная академия. 2012. № 3. С. 23–30; Ходнев С. Урок прочтения: Юбилей Сергея Слонимского в Михайловском театре // Коммерсант. 2012. № 128 (14 июля). С. 4; Райскин И. Мастер и эрудит(ы). К 80-летию Сергея Слонимского // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. 2012. № 10 (дек.). С. 12; Танонов А. Об особенностях использования ударных в симфоническом творчестве Сергея Слонимского: сб. ст. / ред.-сост. Н. А. Мартынов. СПб., 2013. С. 176–214; Занкисова Р. Финиш фестиваля «Петербургский ренессанс Сергея Слонимского» // Музыка и время. 2013. № 2. С. 27; От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: сб. ст. по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского, 4–7 апреля 2012 года / ред.-сост. Р. Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова. СПб., 2014. 594 с.; Долматова Е. В. «Тихий Дон»: музыка к спектаклю и хоровой концерт С. М. Слонимского // Musicus. 2015. № 3. С. 41–49; Слонимская Р. Н. Стилевые особенности прелюдии и фуги ре минор С. Слонимского // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 1. С. 176–182; Порфирьева А. Л. 33-я симфония: Концерт в Михайловском театре // Мариинский театр. 2015. № 12. С. 17; Мацокина Е. Е. В творческой лаборатории С. М. Слонимского: страницы истории создания Реквиема // Musicus. 2016. № 1. С. 20–26; Лир запоет басом / беседовал В. Дудин // Санкт-Петербургские ведомости. 2016. № 202 (28 окт.) С. 3. Прим.: разговор об опере «Король Лир»; Бражникова Н. И. Триада камерных посвящений Сергея Слонимского: Альба, Lamento furioso, Трио: камерно-инструментальные опусы Сергея Слонимского на рубеже ХХ и ХХI веков // Музыка и время. 2017. № 2. С. 26–35; Демченко А. И. На волне «новой фольклорной волны»: (к 85-летию Сергея Слонимского) // Музыка и время. 2017. № 3. С. 57–62. Прим.: о неофольклоризме в творчестве на примере оперы «Виринея» и «Песни вольницы» и др.

Иконография

Слонимский, Сергей Михайлович (1932–2020). Фото на документы (33 х 25 мм.) 1950 г. // Личное дело С. М. Слонимского. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1956. Д. 72. Л. 52, 54, 59; Фото на документы (33 х 25 мм.) 1955 г. // Личное дело С. М. Слонимского. Архив СПбГК. Личные дела аспирантов за 1955–1962. Д. 51. Л. 5.

Архивные источники

Личное дело С. М. Слонимского. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1956. Д. 72. Л. 50–75 об.; Личное дело С. М. Слонимского. Архив СПбГК. Личные дела аспирантов за 1955–1962. Д. 51. Л. 1–55; [Документы на утверждение в должности]. Архив СПбГК. Протоколы заседания общевузовской комиссии (конкурс) по замещению вакантных должностей проф.-преп. состава и переизбранию на следующий 5-летний срок за 1966. Д. 1409. Л. 80–87 об.; Личное дело С. М. Слонимского за 1958–2019. Отдел кадров СПбГК. Л. 1–266.

М. В. Михеева, 2019