ДРОЗДОВ, Владимир Николаевич (1882–1960)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ДРОЗДОВ, Владимир Николаевич (25 мая / 6 июня 1882, Саратов – 10 марта 1960, Нью-Йорк) — пианист, композитор, педагог. Профессор 2-й степени (1914). Титулярный советник (1916). Брат композитора А. Н. Дроздова.

Окончил основное отделение Саратовского Реального училища (1899). Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу игры на фортепиано у А. Н. Есиповой (1899[?]–1904), удостоен диплома на звание свободного художника и Премии имени А. Г. Рубинштейна, награжден малой золотой медалью. Совершенствовал исполнительское мастерство у Т. Лешетицкого в Вене.

В Консерватории: старший преподаватель (1908), профессор 2-й степени (1914–1917) кл. специального фортепиано. Среди учеников — Э. Бай, В. И. Бунимович, А. Кугель (преподаватель парижской École Normale de Musique), А. Д. Макаров (старший преподаватель Московской консерватории, 1970), С. Д. Разумов (преподаватель Рабфака Ленинградской консерватории, училища государственной академической капеллы Санкт-Петербурга), Е. П. Сеферова (преподаватель Симферопольского музыкального училища), М. М. Старкова (профессор Одесской консерватории), Д. Темкин (композитор, работавший в Голливуде), М. В. Юдина.

В 1905–1917 регулярно выступал в Санкт-Петербурге (зал Дворянского собрания, Малый зал консерватории, зал Тенишева), гастролировал в Москве и других городах России, а также в Германии. В 1918–1923 концертировал и преподавал сначала в городах Украины, в Петрограде и Москве, потом в Крыму и на Кавказе.

В 1923 эмигрировал в США. В 1926 дебютировал в Нью-Йорке. На протяжении 1920–1940-х выступал в Aeolian Hall, Times Hall, Town Hall и других концертных залах. В 1927 открыл в Нью-Йорке Студию фортепианной игры.

В своей педагогической и исполнительской деятельности продолжал и развивал традиции Есиповой и Лешетицкого. По воспоминаниям Бунимовича, Дроздов требовал от учеников играть наизусть произведение на первом же уроке (если не целиком, то частично). Уделял большое внимание деталям голосоведения (особенно в полифонических сочинениях И. С. Баха), гармонии, педализации. Требовал четкого исполнения мелизмов. Часто прибегал к показу, исполняя отдельные места, части произведений, а порой и целые пьесы. Рекомендовал ученикам для успешного овладения техническими навыками изучать «Методу Лешетицкого» под редакцией М. Брей. Педагогический репертуар Дроздова отличался широтой и разнообразием стилей, включал в себя музыку И. С. Баха, Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Т. Лешетицкого, Э. Грига и других композиторов, значительное место занимали произведения современных авторов — С. М. Ляпунова, И. Я. Падеревского, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Р. М. Глиэра, Э. Дохнаньи и других.

Дроздову был присущ чуткий художественный вкус. Его игра отличалась артистизмом, темпераментностью, блестящей виртуозностью (особенно в мелкой технике), физической мощью и вместе с тем тонким изяществом. Он обладал звуком красивого, мягкого, певучего тембра, владел богатой палитрой тембровых красок. В концертном репертуаре пианиста — произведения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Mендельсона, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, М. Мошковского, С. М. Ляпунова, Ф. М. Блуменфельда, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина (в 1915 давал концерты, посвященные памяти композитора, состоявшие целиком из его произведений), С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера и других, собственные сочинения и транскрипции. Играл с Придворным оркестром. Выступал в камерных концертах с А. К. Метнером, Квартетом имени Ауэра и другими. В репертуаре — Фортепианный квинтет Р. Шумана, Трио op. 40 И. Брамса, Трио П. И. Чайковского и другие. Фирмой «Paraclete Music Disc» была выпущена грамзапись исполнения Дроздовым 4-й сонаты Скрябина.

Автор музыки для фортепиано: не менее 15 сонат (в том числе Лунная фантазия, № 12; Соната-воспоминание, № 14; В старинной форме и стиле), Фантазия на темы оперы «Сказание o невидимом граде Kитеже…» памяти Н. А. Римского-Корсакова, циклы «Из Пушкина», «У могилы Рахманинова» («Au tombeau de Rachmaninoff»), пьесы «Reflections at Chopin’s urn», Дифирамб, «Ода прошлому», прелюдия и фуга, Скерцо-вальс, Кэк-уок и другие, транскрипции сочинений Римского-Корсакова («Шехеразада»), А. Т. Гречанинова, Глазунова и других. Также — Фуга в ритме польки для фортепиано, кларнета и фагота, песни для голоса с фортепиано на оригинальные тексты русских и английских поэтов: В. А. Жуковского («Ночной смотр»), Ю. Филда («Sometime») и других.

Сочинения Дроздова публиковались американскими издательствами «John Market & Co», «C. Fischer», «Omega Music Edition».

В 1936 входил в состав Пушкинского комитета в Нью-Йорке, созданного для празднования 100-летнего юбилея поэта.

Библиография

Сочинения: Вместо приветствия: [к юбилею С. В. Рахманинова] // Новое русское слово. 1932. 18 дек.; [2 письма С. В. Рахманинову от 7.12.1936 и 3.8.1940] // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. / сост.-ред.-сост., автор вступ. ст., комм. и указ. З. А. Апетян. Т. 3. М., 1980. С. 418, 421–422.

Основная литература: [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1905. № 12. Стб. 360–361. (Хроника. С.-Петербург. Опера и концерты); [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1905. № 50. Стб. 1234–1235. (Хроника. С.-Петербург. Опера и концерты); [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1907. № 4. Стб. 142–143. (Хроника. С.-Петербург. Концерты); [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1908. № 12. Стб. 303–304. (Хроника. С.-Петербург. Концерты); [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1910. № 5. Стб. 144–145. (Хроника. С.-Петербург. Концерты); [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1912. № 12. Стб. 316. (Хроника. Концерты в Петербурге); [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1912. № 46. Стб. 981. (Хроника. Концерты в С.-Петербурге); Вальтер В. [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1913. № 14. Стб. 375–376. (Хроника. Концерты в С.-Петербурге); Н. М-в [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1914. № 14–15. Стб. 387. (Хроника. Концерты в С.-Петербурге); Б. Т-в. [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1915. № 42. Стб. 649. (Хроника. Концерты в Петрограде); А. Б. [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1916. № 10. Стб. 220. (Хроника. Опера и концерты в Петрограде); Б. Т. [Рецензия на концерт В. Н. Дроздова] // Русская музыкальная газета. 1916. № 44. Стб. 834–835. (Хроника. Опера и концерты в Петрограде); Концерт Владимира Дроздова // Театральный Журнал (Харьков). 1918. № 2. С. 9. (В концертах); Концертные перспективы // Театральный Журнал (Харьков). 1918. № 2. С. 9; Яновский Б. Концерт Владимира Дроздова // Театральный Журнал (Харьков). 1918. № 3. С. 11; Камерные вечера // Театральный Журнал (Харьков). 1918. № 3. С. 12; Drozdoff Vladimir // Russian artists in America: Almanac / ed. and publ. by N. N. Martianoff, M. A. Stern. New York, 1932. P. 63; [Сообщение о смерти В. Н. Дроздова] // Советская музыка. 1960. № 8. С. 184; [Дроздов Владимир Николаевич] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 238; [О В. Н. Дроздове] // Музалевский В. Записки музыканта. Л., 1969. С. 18–23; Дельсон B. Ю. Дроздов Владимир Николаевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш Т. 2. М., 1974. Стб. 320. URL: http://www.musenc.ru/html/d/drozdov.html; Кузнецов А. М. «Ковш душевной глуби»: (Невель в жизни М. В. Юдиной) // Невельский сборник. Вып. 2. СПб., 1997. С. 10–21.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 56. О старшем преподавателе В. Н. Дроздове. 1908–? 7 л.; ОР РНБ. Ф. 371 (Архив А. П. Коптяева). Ед. хр. 44. Дроздов В. Н. Письмо Коптяеву А. П. 4 апреля 1917 г. 1 л.; ОР РНБ. Ф. 1110 (Архив В. И. Музалевского). Ед. хр. 28. Из воспоминаний о моем учителе [В. Н. Дроздове]. Б. д. 7 л.

М. И. Алейников, 2012