БАРЕНБОЙМ, Лев Аронович (1906–1985)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Профессор

БАРЕНБОЙМ, Лев Аронович (18/31 января 1906, Одесса – 25 июня 1985, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед, ученый-теоретик, писатель о музыке, пианист, педагог, крупнейший специалист в области методики музыкального образования и фортепианного исполнительства. Музыкально-общественный деятель. Доктор искусствоведения (1957). Профессор (1958). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.» (1945).

Окончил Одесскую консерваторию по классу фортепиано у Г. М. Бибер и классу композиции у В. А. Золотарёва (1920–1925). Одновременно окончил три курса физико-математического факультета Одесского университета (1922–1925). В период обучения в консерватории преподавал фортепиано в местной музыкальной школе (1923–1925), вел кружки по истории музыки, а также по физике и математике в Клубе Совторгслужащих. Выступал в качестве пианиста в городских концертах (1924–1925).

По окончании Одесской консерватории был командирован Народным комиссариатом просвещения (Наркомпрос) Украины в Москву, где продолжил образование в Московской консерватории по классу фортепиано у Ф. М. Блуменфельда (1925–1930). Начал систематическую научную, критическую, методическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Среди первых публикаций Баренбойма в периодических журналах («Пролетарский музыкант», «Советская музыка») — статьи, посвященные современной педагогической теории и практике: «О подготовке пианистов» (1930), «Современная теория и практика фортепианной педагогики. Теория „индивидуальной“ фортепианной педагогики К. Мартинсена» (1933), «Фортепианная литература для начинающих» (1933) и др. Итогом научно-методических опытов молодого ученого стало фундаментальное учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения «Фортепианная педагогика: учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения» (1937, 1-я часть).

В Московской консерватории: доцент кафедры специального фортепиано (1930–1939, утверждено в 1932); заведующий кафедрой музыкальной педагогики. Вел курс методики обучения игре на фортепиано. Старший научный сотрудник Научно-исследовательского музыкального института при Московской консерватории (1935–?). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: «Воспитание музыканта-исполнителя в свете проблем, поставленных системой Станиславского» (1940, Московская консерватория). Вел большую научно-методическую работу. Был научным руководителем Студенческого научного общества фортепианного факультета. Создал курсы истории и теории пианизма и методики преподавания.

Одновременно работал в Наркомпросе в качестве консультанта по музыкально-методическим вопросам и был заместителем председателя фортепианно-методологической секции в Государственном институте музыкальных наук (1930–1931). Преподавал фортепиано в музыкальном училище и Центральной детской музыкальной школе при Московской консерватории (1931–1939).

Вел курсы методики, теории и истории фортепианной литературы в Институте повышения квалификации педагогов, читал лекции по этим вопросам в Тбилиси, Одессе, Горьком (Самаре), Саратове, Перми, Таллинне, Каунасе, Вильнюсе, Ростове, Казани и других городах. (1934–1939).

В Ленинградской консерватории: доцент в качестве совместителя (1937–1939, вел историю и теорию пианизма и методику обучения игре на фортепиано), доцент кафедры специального фортепиано (1939), и. о. профессора (1943), профессор (1958–1973), профессор-консультант кафедры педагогики и методики фортепианного исполнительства (1973–1978). Помощник ректора, заведующий учебной частью (1942–1943); и. о. заведующего кафедрой специального фортепиано (1949/1950), заведующий кафедрой истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики (1967–1973). Вел аспирантов, консультировал педагогов консерваторий стран Прибалтики.

Во время Великой Отечественной войны вместе с консерваторией был эвакуирован в Ташкент; исполнял функции помощника ректора как заведующий учебной частью Ленинградской консерватории (1942–1943). Одновременно преподавал в Ташкентской консерватории (1942–1944).

Защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения: «А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество и музыкально-общественная деятельность с 1829 по 1867 год» (1956).

В 1978 уволен из консерватории по собственному желанию в связи с расформированием кафедры. Был членом бюро секции по детской и юношеской фортепианной литературе в Ленинградском отделении Союза композиторов, членом проблемного Совета при Президиуме Академии наук СССР, членом редакционного совета издательства «Советский композитор», членом редколлегии сборника «Музыкальное исполнительство». Активно участвовал в конференциях ISME (Международном совете по музыкальному образованию и воспитанию детей).

Внес весомый вклад в отечественное и мировое музыкознание, разработав стройную концепцию науки о фортепианном исполнительстве. Идеи музыкального воспитания, основанные на активизации творческого начала личности пианиста воплотились в учебном пособии «Путь к музицированию» (1973), «Сборнике фортепианных пьес, этюдов и ансамблей: для начинающих» (часть 1, 12-е изд. 1969), созданном совместно с С. С. Ляховицкой.

Автор предисловия, составитель и редактор сборников: «Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича» (М., 1965); «В фортепианных классах Ленинградской консерватории: Н. И. Голубовская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, М. Е. Перельман, С. И. Савшинский»: сборник статей (М., 1968). Составитель книги «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа» (перевод с немецкого. М., 1978).

Опубликовал ряд сборников, посвященных различным методикам преподавания фортепиано: «Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (конец XVIII и 1-я половина XIX веков)» (1949, совместно с В. И. Музалевским), «Музыкальное воспитание в СССР» (выпуски 1, 2: 1978, 1985), «Музыкальное воспитание в Венгрии» (1983).

Автор более чем 150 историко-аналитических работ. Среди них уникальная в своем роде двухтомная монография об А. Г. Рубинштейне («Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность»: в 2 т. 1957–1962). Первый том этого исследования лег в основу диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения (1956). Подготовил к публикации трехтомник трудов А. Г. Рубинштейна «Литературное наследие», а также монографию, посвященную младшему брату Рубинштейна, основателю Московской консерватории, Н. Г. Рубинштейну: «Николай Григорьевич Рубинштейн: история жизни и деятельности» (1982).

Разнообразные научные интересы Баренбойма были сосредоточены на исследовании фортепианно-педагогических принципов Ф. М. Блуменфельда и ленинградской пианистической школы во главе с Л. В. Николаевым, на глубоком анализе артистического феномена Э. Г. Гилельса (работа была прервана смертью автора, публикация состоялась только в 1990), на вопросах стилистики исполнения музыки Моцарта — «Как исполнять Моцарта?» (1972).

Воспитал блестящую плеяду докторов и кандидатов наук, профессоров и преподавателей музыкальных вузов и училищ. Среди учеников — Л. Е. Гаккель, А. С. Аронов, А. Е. Геронимус, А. Б. Шнитке, Н. М. Растопчина, С. М. Мальцев, И. В. Розанов, Ф. Д. Брянская.

Разрабатывал методику музыкального обучения детей младшего возраста. Совместно с Ф. Д. Брянской и Н. Н. Перуновой написал учебное пособие «Путь к музицированию: школа игры на фортепиано: первый год обучения» (1980).

Библиография

Сочинения: О подготовке пианистов // Пролетарский музыкант. 1930. № 3. С. 31–32; Современная теория и практика фортепианной педагогики. Теория «индивидуальной» фортепианной педагогики К. Мартинсена // Советская музыка. 1933. № 4. С. 118–133; Фортепианная литература для начинающих // Советская музыка. 1933. № 6. С. 152–157; Фортепианная педагогика: учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения. Ч. 1. М., 1937. 213 с.; Ф. М. Блуменфельд // Советская музыка. 1946. № 7. С. 82–89; В. В. Софроницкий // Советская музыка. 1947. № 4. С. 81–86; Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (конец XVIII и 1-я половина XIX веков) / авторы вступительной статьи и составители Л. А. Баренбойм и В. И. Музалевский. М.; Л., 1949. С. 3–10; А. Г. Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность с 1829 по 1867 г.: дис. … доктора искусствоведения. Т. 1–3 / Ленингр. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. [Л., 1955]; Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: в 2 т. Т. 1. Л., 1957. 455 с.; Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: в 2 т. Т. 2. Л., 1962. 491 с.; Ф. М. Блуменфельд: биографический очерк и характеристика фортепианно-педагогических принципов // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / ред. Л. С. Гинзбурга и A. A. Соловцова. М., 1958. С. 68–125; После конкурса // Советская музыка. 1958. № 7. С. 93–99; Публикации о партитуре «Персидских песен» // Советская музыка. 1959. № 2.С. 93–95; Книга Г. Нейгауза и принципы его школы // Советская музыка. 1959. № 5. С. 116–122. Примечание: о книге «Об искусстве фортепьянной игры»; Рубинштейновские традиции и наша современность // Советская музыка. 1961. № 12. С. 74–81; Савшинский С. Пианист и его работа / редакция Л. А. Баренбойма. Л., 1961. 271 с.; Аппликатурные принципы Артура Шнабеля // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. М., 1962. С. 157–178; Еще раз о воспитании молодых исполнителей // Советская музыка. 1963. № 9. С. 64–68; Обновить курс истории пианизма // Советская музыка. 1964. № 8. С. 75–78; Рубинштейн-педагог // На уроках Рубинштейна / ред.-сост. и автор вступительной статьи Л. А. Баренбойм. М.; Л., 1964. С. 7–32; На уроках Ф. М. Блуменфельда // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. Вып. 1. М., 1965. С. 202–226; Возможна ли «объективная интерпретация»? // Советская музыка. 1966. № 1. С. 76–80; Размышления о музыкальной педагогике // Советская музыка. 1967. № 6. С. 76–86; Размышления о музыкальной педагогике // Советская музыка. 1967. № 9. С. 74–79; Размышления о музыкальной педагогике // Советская музыка. 1967. № 12. С. 107–114; В фортепианных классах Ленинградской консерватории: Н. И. Голубовская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, М. Е. Перельман, С. И. Савшинский: сборник статей / под ред. Л. А. Баренбойма. Л., 1968. 188 с.; Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969. 282 с.; Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей: для начинающих. Ч. 1 / сост. С. Ляховицкая и Л. Баренбойм. 12-е изд. Л., 1969. 126 с.; Карл Орф и институт его имени // Советская музыка. 1969. № 3. С. 141–146, продолжение: Советская музыка. 1969. № 5. С. 130–139; Теория артикуляции И. А. Браудо и ее значение для исполнительской и педагогической практики // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5. М., 1969. С. 85–89; Начальное музыкальное образование // Из истории советского музыкального образования, сборник документов и материалов, 1917–1927. Л., 1969. С. 89–136. Примечание: в соавторстве с Требелевой С. Я.; Выдающиеся музыканты об искусстве // Советская музыка. 1970. № 5. С. 115–123; Карл Орф и институт его имени // Система воспитания Карла Орфа / под редакцией Л. А. Баренбойма. Л., 1970. С. 3–39; Выдающиеся советские музыканты-просветители: [доклад на IX конференции ISME] // Советская музыка. 1970. № 12. С. 97–102; Послесловие к статье «Как Бетховен пользовался педалью?» Граундмана и Миса // Музыкальное исполнительство. Вып. 6. М., 1970. С. 262–272; Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века: к итогам конференции ISМЕ // Советская музыка. 1971. № 8. С. 96–111; Как исполнять Моцарта? // Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М., 1972. С. 257–370; Путь к музицированию. Л.; М., 1973. 270 с.; Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. 336 с.; Еще раз о подготовке пианистов-педагогов, о курсах методики обучения и о многом другом // Советская музыка. 1975. № 9. С. 80–87; Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7 / вступительная статья, редакция переводов, комментарии Л. А. Баренбойма. М., 1975. 56 с.; Чтобы учиться было радостно // Советская музыка. 1977. № 2. С. 73–74; На музыкально-педагогических конкурсах ISME // Советская музыка. 1977. № 12. С. 107–116; О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР / сост. и ред. Л. А. Баренбойм. Вып. 1. М., 1978. С. 3–58; Карл Орф и институт его имени // Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / сост. Л. А. Баренбойм. М., 1978. С. 7–50; Л. В. Николаев — основоположник ленинградской фортепианной школы // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л., 1979. С. 12–60; Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Л., 1979. 352 с.; Из писем А. Г. Рубинштейна к Э. Ф. Раден / вступительная статья, примечания и комментарии Л. А. Баренбойма // Советская музыка. 1980. № 11. С. 101–112; Путь к музицированию: школа игры на фортепиано: первый год обучения / под общей редакцией Л. А. Баренбойма. Л., 1980. 184 с. Примечание: в соавторстве с Брянской Ф. Д., Перуновой H. H.; Николай Григорьевич Рубинштейн: история жизни и деятельности. М., 1982. 278 с.; Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. / составление, текстологическая подготовка, комментарии и вступительная статья Л. А. Баренбойма. М., 1983; О музыкальном воспитании в Венгрии // Музыкальное воспитание в Венгрии: сборник статей. М., 1983. С. 5–14; На международном Гайдновском конгрессе // Советская музыка. 1983. № 4. С. 99–101; Эмиль Гилельс // Музыка в СССР. 1983. № 1. С.13–16; Эмиль Гилельс играет Двадцать девятую сонату Бетховена // Советская музыка. 1984. № 11. С. 73–77; Николай Григорьевич Рубинштейн // Музыкальная жизнь. 1985. № 13. С. 18–19; По страницам сборника // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. М., 1985. С. 5–18; Эмиль Гилельс: творческий портрет. М., 1986. 32 с.; Одесская находка // Музыкальная жизнь. 1986. № 20. С. 17–18; Путь к музыке. Л., 1988. 165 с. Примечание: в соавторстве с Перуновой H. H.; Путь к музыке: книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано: беседы с учениками: советы педагогам / под общей редакцией Л. А. Баренбойма. Л., 1989. 167 с. Примечание: в соавторстве с Перуновой H. H.; За полвека: очерки, статьи, материалы. Л., 1989. 368 с.; Эмиль Гилельс: творческий портрет артиста / редакция Т. Н. Голланд. М., 1990. 264 с.; Рубинштейн А. Г.: автобиографические рассказы (1829–1889) / [публикация, литературная обработка, редакция, комментарии и предисловие Л. А. Баренбойма]. СПб., 2005. 78 с.; Аппликатурные принципы Артура Шнабеля // Как исполнять Бетховена. М., 2007. С. 118–139; О Бетховенской педализации // Как исполнять Бетховена. М., 2007. С. 88–100; Фортепианная педагогика / [предисловие Ф. Брянской]. М., 2007. 191 с.

Литература: Ямпольский И. М. Баренбойм Лев Аронович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 326; Гаккель Л. Е. Музыкант-ученый // Советская музыка. № 4. 1977. С. 84–86; Л. А. Баренбойм: [некролог] // Советская музыка. 1985. № 12. С. 132; К вопросу об использовании педагогических принципов Л. А. Баренбойма в музыкально-педагогической практике // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 2. Казань, 2002. С. 246–252; Гаккель Л. Е. Серьезно, значительно, очень важно // Музыкальная академия. 2006. № 1. С. 135–138; Музыкальное просвещение. 2004. № 10 (28): Лев Баренбойм: воспоминания, письма, материалы. Ч. 1. 39 с.; Л. А. Баренбойм — музыкант, педагог, исследователь // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: межвузовский сборник научных статей. Вып. 2. Чебоксары, 2002. С. 37–43; Система педагогических принципов Л. А. Баренбойма // Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 2. Чебоксары, 2002. С. 144–149; Заломнова С. П. Педагогические воззрения Л. А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия: дис… кандидата педагогических наук. / Чувашский гос. пед. ун-т им И Я. Яковлева, Кафедра теории и методики музыки. Чебоксары, 2004. 162 с.; Голланд Т. Н. Баренбойм Л. А. // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866–2006: биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 42; Баренбойм Лев Аронович // Московская консерватория имени П. И. Чайковского. Персоналии. 2010–2017. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=32658; Музыкальное просвещение. 2012. № 1 (63): Лев Баренбойм: воспоминания, письма, материалы. Ч. 1. 2-е изд. 39 с.; Музыкальное просвещение. 2012. № 2 (64): Лев Баренбойм: воспоминания, письма, материалы. Ч. 2. 40 с.

Архивные источники

Личное дело Л. А. Баренбойма. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1932–1855. Д. 28. С. 74–80; Личное дело Л. А. Баренбойма. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих Оперной студии консерватории за 1978. Д. 160. С. 41–98; Дело Баренбойма Л. А. на утверждение в ученом звании профессора (14 января 1958). Архив СПбГК. Д. 888. 22 с.; Личная карточка Л. А. Баренбойма. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1978. Д. 2394. С. 66–75.

Н. Б. Селиверстова, 2015