КЛИМОВ, Михаил Георгиевич (Егорович) (1881–1937)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

КЛИМОВ, Михаил Георгиевич (Егорович) (21 октября / 2 ноября 1881, с. Завидово Клинского у. Московской губ. – 20 февраля 1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; захоронен на Никольском кладб., в 1947 перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры) — дирижер, хормейстер, ученый, педагог, методист, музыкально-общественный деятель. Профессор (1928).

Родился в крестьянской семье. Рано обнаружил музыкальные способности и певческий голос. После начальной сельской школы при Прохоровской фабрике (1890–1893), окончил Московское Синодальное училище (1893–1900), где обучался хоровому пению, методике постановки голоса, игре на скрипке, виолончели и фортепиано, а также музыкально-теоретическим и общеобразовательным предметам. Играл в ученическом оркестре на скрипке п/рук. известного дирижера А. А. Эрарского. Среди учителей Климова были такие известные музыканты, как знаток древнерусской музыки С. В. Смоленский, композитор А. Д. Кастальский, хормейстер В. С. Орлов. Деятельность Синодального училища находилась в поле пристального внимания П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. С. Аренского, В. И. Сафонова, С. Н. Кругликова, В. С. Калинникова.

По окончании училища преподавал хоровое пение и игру на скрипке в Тамбовском женском епархиальном училище (1900–1902). Организовал из воспитанниц светский хор, который с успехом выступал на городских музыкальных вечерах. Исполнял партии 2-й скрипки в симфоническом оркестре Тамбовского музыкального училища.

Продолжил музыкальное образование в Консерватории по кл. композиции у Н. А. Римского-Корсакова и по кл. дирижирования у Н. Н. Черепнина (1904–1908). Его учителями по теоретическим предметам были А. К. Лядов, А. К. Глазунов, Н. Ф. Соловьёв. По собственному желанию учился сольному пению у С. И. Габеля, работая у него в оперном кл. в качестве помощника. Окончил Консерваторию с большой серебряной медалью. Его имя запечатлено на золотой доске Консерватории в числе выдающихся выпускников. В 1905, в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова, ушел из Консерватории, вернулся вместе с ним.

Как дирижер выступал в ученических концертах, исполняя, в числе прочего, произведения своих соучеников-композиторов. В частности, дирижировал исполнением Скерцо из 1-й симфонии М. О. Штейнберга со студенческим оркестром (1908). П/рук. Й. Палечека разучивал с певцами ансамбли в опере В. А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро». П/рук. Н. А. Римского-Корсакова участвовал в подготовке первого исполнения в Консерватории его оперы «Кащей Бессмертный» (1907). Был дирижером-постановщиком оперы «Цыгане» ученика Римского-Корсакова, К. М. Галковского.

В Консерватории: преподаватель (1908), старший преподаватель (1911), профессор 2-й степени (1916), профессор (1926–1937) оперного кл. (утвержден Государственным ученым советом 1.11.1928). Один из организаторов Оперной студии Консерватории (1923), а затем — ее музыкальный руководитель (1927–1931). Снят с должности заведующего Оперной студии в результате «чистки госаппарата» (1931). Вел цикл теоретических предметов. Руководил хоровым классом. Был избран профессором организованной кафедры оперного ансамбля (1931). Заведующий вокальным отделением исполнительского факультета (1.02.1930–2.04.1931). Среди учеников — Е. П. Кудрявцева-Мурина, А. Е. Никлусов, К. А. Симеонов, Г. И. Беззубов, С. Г. Балакина, Н. В. Шелков и другие.

Автор методических пособий по сольфеджио и полифонии для учащихся музыкальных школ, техникумов и консерваторий.

Сотрудничал с такими певцами, как И. В. Ершов, П. З. Андреев, С. В. Акимова-Ершова и другими. Совместно с С. Д. Масловской и В. А. Чарушниковым поставил ряд опер, среди них — «Волшебный стрелок» К. М. Вебера, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно, «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Аида» Дж. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Русалка» А. С. Даргомыжского.

Под руководством Климова в Оперной студии воспитывались в будущем знаменитые певцы — С. П. Преображенская, А. А. Иванов, В. А. Давыдова, М. И. Бриан, А. Ю. Модестов и др. Был руководителем дирижерской практики у К. А. Симеонова, И. А. Мусина, Н. С. Рабиновича, Э. П. Грикурова, А. Ш. Мелик-Пашаева. Ставил спектакли совместно с будущими профессорами Консерватории — Э. И. Капланом и И. Н. Храмцовым.

Преподавал хоровое пение в Смольном институте благородных девиц (1908–1909).

В Императорской Придворной певческой капелле: помощник учителя пения (1902), учитель пения (1904), старший учитель пения (1914–1918); инспектор хора Петроградской Народной хоровой академии (1918–1922); директор хорового техникума и хоровой школы при Капелле, директор и художественный руководитель академической Капеллы (1919–1931). Под руководством Климова огромный репертуар хора включал духовную и светскую музыку западных и русских композиторов разных веков, произведения современных авторов, народные песни разных стран. Климов делал переложения инструментальных произведений для хора: «Элегия», «Неаполитанская песенка», Вальс из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского, «Грузинская пляска» из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, Увертюра и антракт к IV д. оперы «Кармен» Ж. Бизе, русские и украинские народные песни, французские пасторали и другие.

Был директором и художественным руководителем Ленинградской филармонии (1925–1927). Привлекал к сотрудничеству известных дирижеров Н. А. Малько, С. А. Самосуда, В. А. Дранишникова, Н. С. Голованова, А. В. Гаука и др. Ввел в практику абонементную систему.

Принимал участие в организации Петроградской Народной консерватории (1923, просуществовала короткое время), где преподавал теоретические предметы. Член квалификационной комиссии Секции научных работников по отделу искусств (1923–1932). Член Ленинградского Совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов (1928–1930).

Имя Климова увековечено на доске почета Синодального училища (1900), на доске почета Консерватории (1908), на мраморной доске его класса в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Библиография

Основные сочинения: Краткое руководство к изучению контрапункта, канона, фуги. М., 1911. 41 с.; Музыкальная хрестоматия из русских народных песен: пособие для муз. школ, техникумов, консерваторий. Л., 1929. 107 с.; Первоначальное сольфеджио. Интервалы и простейшие виды ритма. М.; Л., 1939. 43 с.

Литература: Академическая капелла за рубежом: Из беседы с М. Г. Климовым // Рабочий и театр. 1928. № 10, март. С. 9; Богданов-Березовский В. М. Г. Климов: К XXV-летию муз. деятельности // Рабочий и театр. 1928. № 4, апр. С. 6.; Сезон в Академической капелле: Беседа с М. Г. Климовым // Рабочий и театр. 1928. № 38. С. 13; Реузов С. Концерт хоровой капеллы // Советская музыка. 1936. № 3. С. 96–97; М. Г. Климов: [некролог] // Музыка. 1937. № 2 (26 февр.) С. 8; Музалевский В. Михаил Георгиевич Климов: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960. 70 с.; Дмитриев А. М. Г. Климов: [Из истории консерватории] // Музыкальные кадры. ЛОЛГК. 1962. № 6 (29 март.) С. 2; Климов Михаил Георгиевич: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 247; Локшин Д. Выдающиеся деятели хорового искусства // Советская музыка. 1962. № 5. С. 97–99. [Биогр. сведения и творч. облик дир., педагога и муз.-общ. деятеля М. Г. Климова]; Зарубежная гастроль Ленинградской капеллы в 1928 году: Дневник М. Климова и отзывы прессы // Хоровое искусство. Вып. 2. Л., 1971. С. 95–151; Климов Михаил Георгиевич (Егорович) // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 836. URL: http://www.musenc.ru/html/k/klimov.html; Копылова В. Дирижер хора: К 100-летию со дня рождения М. Г. Климова // Вечерний Ленинград. 1981. № 295 (25 дек.) С. 3; Богданов П. А. Михаил Георгиевич Климов // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (творчество, исполнительство, образование): сборник статей / под ред. П. П. Левандо. Л., 1982. С. 131. [О деят. М. Г. Климова в Капелле]; Шереметьева Н. М. Лучший мастер хорового дела // Советская музыка. 1982. № 11. С. 84–87. [Очерк о деятельности М. Г. Климова в руководимой им Капелле]; Коловский О. Выдающийся деятель хорового искусства: К 100-летию со дня рождения М. Климова // Музыкальные кадры. 1982. № 1 (22 янв.) С. 3; Шереметьева Н. М. М. Г. Климов — дирижер Ленинградской академической капеллы. Л., 1983. 133 с.; Шиков В. Климов Михаил Георгиевич: [очерк жизни и деятельности] // Шиков В. Музыканты Верхневолжья. Калинин, 1984. С. 97–106; Шереметьева Н. М. М. Г. Климов и Ленинградская капелла // Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»: материалы Всерос. науч.- практич. конф. «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры», Ленинград, 18–24 мая 1981 г. М., 1984. С. 166–168; Кудрявцева Е. П. Учитель // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. 2-е изд. Л., 1988. С. 135–139; Ардентов Д. Н. Мастер хоровой аранжировки (обработки и переложения М. Г. Климова) // Национальные традиции русского хорового искусства(творчество, исполнительство, образование): сборник научных трудов / ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1988. С. 126–139; Дмитриев А. Н. М. Г. Климов // Дмитриев. А. Н. Исследования. Статьи. Наблюдения. Л., 1989. С. 251–260; Кудрявцева Е. П. М. Г. Климов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории / сост. В. В. Успенский, П. П. Левандо, А. Б. Павлов-Арбенин; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 1993. С. 15–32; Никольская-Березовская К. Ф. Обучение хоровому пению в советский период. Методика работы М. Г. Климова в Ленинградской Академической капелле им. М. И. Глинки // Никольская-Березовская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX–XX вв.: метод. пособ. М., 1998. С. 120–129.

Архивные источники

Протокол художественного совета от 12. 9. 1908. [Климов М. Г.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 528. Л. 7 об. [по арх. карт. ИБО НМБ Консерватории]; Списки преподавателей с 1908 г. [Климов М. Г.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 73. С. 6. [по арх. карт. ИБО НМБ Консерватории]; [Климов М. Г.] Архив Консерватории. Личные дела профессорско-преподавательского состава и студентов за 1930–1956 гг. С. 134–141.

Н. Б. Селиверстова, 2013