ЛЕВАНДО, Пётр Петрович (1932 –1993) 

Кафедра хорового дирижирования
Профессор

ЛЕВАНДО, Пётр Петрович (15 октября 1932, Ленинград – 15 апреля 1993, Санкт-Петербург) — дирижер хора. Кандидат искусствоведения (1965). Доцент (1967). Профессор (1982). 

Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки (1950), затем дирижерско-хоровой факультет Консерватории по кл. Г. А. Дмитревского (1955). Занимался в аспирантуре по кл. А. И. Анисимова (1956 –1960).

С 1955 преподавал в Хоровом училище имени М. И. Глинки. 

Работал старшим преподавателем Ташкентской консерватории (1957–1960).

С 1960 преподавал в Ленинградском институте культуры имени Н. К. Крупской (ЛГИК, ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры): доцент (1967), заведующий кафедрой хороведения (1970–1979), заведующий кафедрой хорового дирижирования (с 1979).

В Консерватории: преподаватель кафедры хорового дирижирования (1982–1992).

Научные интересы были сосредоточены в области исследования вопросов хоровой теории и практики. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Русская революционная песня в обработке для хора» (1965). 

Сотрудничал с консерваториями и музыкальными вузами многих городов России, оказывая методическую помощь, участвуя в экзаменационных комиссиях.

Среди учеников — Н. Корнев, Н. Казиев, В. Пушкарев, Е. Светозарова, А. Курлов и другие.

Выступал как дирижер, исполнял с хором ЛГИК такие произведения как «Реквием» Моцарта, кантаты Танеева, а также хоровые произведения А. Давиденко, Д. Шостаковича и др. Исполнение отличалось яркостью, эмоциональностью, глубиной замысла, чувством стиля. 

Библиография

Список научных и творческих работ Петра Петровича Левандо // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы. Сборник научных трудов. Том 145. СПб.: СПбГАК, 1995. С. 167–168. 

Основные литературные сочинения: Анализ хоровой партитуры [Текст]: Метод. пособие для студентов дирижерско-хорового отд-ния / М-во культуры РСФСР. Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Кафедра хороведения. Л., 1971. – 102 с.; Хороведение. Методические указания. Л., 1966; Дирижирование хором. Учебно-методические материалы. Л., 1967; Хоровая фактура. Учебные задания по курсу хороведения / П. Левандо. Л., 1968; Краткая аннотация хоровой партитуры. Методические указания. Л., 1969; Из опыта исполнительского анализа хоровых партитур / Репертуар хоровой самодеятельности: Труды ЛГИК. Т. 20. Л., 1969. С. 261–310; Хороведение. Основы вузовского курса. Учебное пособие. Л., 1971; Хороведение. Учебно-метод. мат-лы. Л., 1972; Дирижирование. Учебно-метод. мат-лы. Л., 1972; Дирижерско-хоровая практика. Учебно-метод. мат-лы. Л., 1972; Проблемы хороведения. Л., 1974; Хор классического состава в русской музыке // Хоровое искусство. Вып. 3. Л., 1977. С. 85–99; А. А. Давиденко — хоровой дирижер и композитор // Могучее средство воспитания: сб. ст. Л., 1978. С. 131–143; Фактура хоровых произведений и формирование репертуара хоровой самодеятельности // Хоровая самодеятельность как средство воспитания. Сборник научных трудов. Том 63 / Научные редакторы П. П. Левандо, Д. Н. Ардентов. Л.: ЛГИК, 1981. С. 89–100; К вопросу об изучении хорового стиля Д. Д. Шостаковича (редакция хоров М. П. Мусоргского и А. А. Давиденко) // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982. С. 72–92; Об одной особенности фактуры хоров С. И. Танеева «Восход солнца» и «Увидал из-за тучи утес» // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982. С. 55–63; Хоровая фактура. Монография. Л., 1984. – 124 с.; А. А. Давиденко — мастер хорового письма / К проблеме освоения хора классического состава в русской музыке // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: труды ЛОЛГК. Л., 1984. С. 58–72; О совершенствовании вузовского курса хороведения // Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в ВУЗе культуры: Сб. науч. тр. Л., 1985. С. 114–120; Дирижер хора, музыкант-воспитатель-просветитель // Опыт и проблемы высшего культурно-просветительского образования  в СССР / Редкол. Е. Зазерский и др. Л., 1988. С. 181–192; К характеристике фактуры циклов С. Танеева (ор. 27) и С. Рахманинова (ор. 37) // Национальные традиции русского хорового искусства (творчество, исполнительство, образование): Сб. науч. тр. [отв. ред. П. П. Левандо]. Л., 1988. С. 6–21; Хоралы Баха в дирижерско-хоровой педагогике // Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного хорового коллектива: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. П. П. Левандо. Л., 1988. С. 62–72; «Духовное» и «светское» в хоровой музыке Чайковского // Творческое наследие П. И. Чайковского (1840–1893). Материалы к обсуждению на педагогическом семинаре. Л.: ЛГИК, 1990. С. 8–10; О жанровом разнообразии творчества Прокофьева // Творческое наследие С. С. Прокофьева (1891–1953). Материалы к обсуждению на педагогическом семинаре. Л.: ЛГИК, 1991. С. 3–5; Реквием Моцарта в репертуаре Петербургской капеллы // В. А. Моцарт (1756–1791) и русская музыкальная культура. Материалы к обсуждению на педагогическом семинаре. Л.: ЛГИК, 1991. С. 30–34; Г. П. Дмитревский // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории / Сост. В. В. Успенский, П. П. Левандо, А. Б. Павлов-Арбенин. СПб, 1993. С. 65–100; Певческая капелла Санкт-Петербурга: Альбом / Авт.-сост. В. В. Чернушенко, П. П. Левандо. СПб, 1994. – 18 с.; К вопросу о «духовном» и «светском» в хоровой музыке П. Чайковского // П. И. Чайковский. Наследие: [Сб. науч. статей]. СПб, 2000. Вып. 1. С. 100–112; Георгий Александрович Дмитревский // Г. А. Дмитревский: дирижёр, учёный, педагог в воспоминаниях и документах / Ред.-сост. А. Б. Павлов-Арбенин. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2000. С. 109–143.

Ред-сост в сб.: Основы вокальной работы с хором. Л., 1972; Хоровое искусство. Л., 1977; Проблемы хоровой самодеятельности. Л., 1981; Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1981; Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного хорового коллектива. Сборник научных трудов ЛГИК им. Крупской. Том 124 / Научный редактор П. П. Левандо. Л.: ЛОЛГК, 1988.

Литература: Гаккель Леонид. Памяти Петра Петровича Левандо. Буклет к концерту памяти П. П. Левандо в зале Капеллы. 1998, 17 апреля; Васильев В. А. Пётр Петрович Левандо — учёный исследователь и пропагандист хорового искусства // Русская хоровая культура. Вып. 2. Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. Сборник научных трудов. Том 153. СПб.: СПбГАК, 2000. С. 9–12.

Нотография

Русская революционная песня в обработке для хора / Труды ЛГИК: т. 13. Л. 1963; Учебный репертуар хорового класса. Л., 1972; Хоровая миниатюра. Вып. 2. / Сост. П. П. Левандо. Л. 1976; Хоровая миниатюра. Вып. 3. / Сост. П. П. Левандо. Л. 1978; Хоровая миниатюра. Вып. 4. / Сост. П. П. Левандо. Л. 1979; Хоровая миниатюра. Вып. 5. / Сост. П. П. Левандо.  Л. 1980; Хоровая миниатюра. Вып. 6. / Сост. П. П. Левандо. Л. 1981; Ликуй, Октябрь! Л., 1980; Молодые голоса. Л., 1980; Русская и зарубежная хоровая миниатюра (В 10-ти вып.) / Сост. П. П. Левандо. Л., 1974-1985; Бах И. С. Избранные хоралы для смешанного хора без сопровождения / Сост. П. Левандо. Вып. 1. Л., 1985; Вып. 2. М., 1988; Хоровая песня. Вып. 1. / Сост. П. Левандо; Предисл. изд-ва: Для хора раз. составов без сопровожд.: В 3 вып. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1987. – 62 с.; Россия — XX век. Произведения для хора без сопровождения / Сост. П. Левандо. Вып. 1. Л., 1989. 

М. И. Алейников, 2012