ДОРЛИАК (урожд. Фелейзен), Ксения Николаевна (1882–1945)

Кафедра сольного пения
Профессор

ДОРЛИАК (урожд. Фелейзен), Ксения Николаевна (30 декабря 1881 / 11 января 1882, Санкт-Петербург – 8 марта 1945, Москва) — оперная и камерная певица (меццо-сопрано, позже – драматическое сопрано), музыкально-общественный деятель. Доктор искусствоведения (1941). Профессор (1918). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Награждена Орденом Трудового Красного Знамени (1944). Мать певицы Н. Л. Дорлиак.

Родилась в дворянской семье. Выпускница Смольного института благородных девиц (1900), где по окончании преподавала фортепиано и руководила хором (1900–1906).

Окончила с отличием Консерваторию по кл. сольного пения (меццо-сопрано) у С. Н. Гладкой (1903–1909) и по оперному классу у Й. Палечека. Совершенствовалась в вокальном искусстве (как драматическое сопрано) у Н. А. Ирецкой (1909–1911), выступая в этот период на сцене Большого зала Консерватории в партиях Марцелины («Свадьба Фигаро» В. Моцарта, 1906), Кащеевны («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова, 1907), Ольги («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1907), Ганны («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, 1908). Принимала участие в программах, посвященных памяти Р. Шумана (в зале Дворянского собрания) и М. И. Глинки (в Малом зале Консерватории). Обладала красивым тембром голоса, отточенной вокальной техникой, большой исполнительской культурой. Талант певицы высоко ценил А. К. Глазунов.

Пела в Гранд-опера (Grand Opéra, Париж, 1911–1912), выступая в операх Р. Вагнера: Елизавета («Тангейзер»), Эльза («Лоэнгрин»), Брунгильда («Валькирия»). Удостоена Ордена Академических пальм (L’Ordre des Palmes académiques).

В 1912 дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Аиды (одноименная опера Дж. Верди). С успехом пела на оперных сценах Берлина, Праги, Шарлоттенбурга (1913–1914). Среди сценических партнеров — Г. А. Бакланов, Ф. И. Шаляпин, Н. К. Акцери, Н. Н. Кедров, М. М. Чупрынников. Сотрудничала с такими дирижерами, как Н. А. Малько, С. А. Самосуд, О. Фрид.

После смерти мужа (1914) оставила сцену. Возобновив концертную деятельность (1920), выступала в Москве и Петрограде с разнообразным камерным репертуаром — романсы и песни М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, произведения И. С. Баха (сольная партия в кантате № 80), Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа (сольная партия в симфонической поэме «Что слышно на горе», 1910), И. Брамса, К. Дебюсси, М. Равеля, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, М. Ф. Гнесина, В. В. Щербачёва.

Концертировала в ансамбле с пианистами Б. А. Абрамовичем, М. А. Бихтером, К. Н. Игумновым, И. С. Миклашевской, М. В. Юдиной. Постоянно участвовала в концертах Петроградского Общества камерной музыки и Ассоциации современной музыки. Выступала в вокально-симфонических концертах с А. К. Глазуновым, С. А. Самосудом, О. Фридом, В. А. Дранишниковым, О. Клемперером, А. Онеггером. Последний концерт дала в Малом зале Московской консерватории (1937).

В Петроградской (Ленинградской) консерватории: преподаватель (1914), профессор (1918–1928) кл. сольного пения; председатель вокального отдела (1923–1929). Принимала активное участие в организации и деятельности Оперной студии. В 1925 как педагог была командирована в Париж и Лондон.

С 1930 жила в Москве.

В Московской консерватории: профессор кл. сольного и камерного пения (1930–1945). Трижды назначалась деканом вокального факультета (1932–1934, 1936–1941, 1943–1945). Была научным руководителем в аспирантуре по сольному пению (1944–1945).

Активный участник создания Оперной студии Московской консерватории, заведующий (1933–1934) и художественный руководитель (1944–1945) Оперной студии, где как режиссер поставила оперы К. Николаи «Виндзорские кумушки» (1939) и «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова (1945).

Одновременно преподавала камерное пение в Музыкальном училище имени Гнесиных.

Среди учеников — А. А. Григорьева, Н. Л. Дорлиак, И. К. Архипова, П. Т. Киричек, Е. Д. Кругликова, О. Я. Леонтьева, Л. В. Мельникова, Т. Ф. Янко и другие известные мастера оперного и камерного пения.

Библиография

Сочинения: Как преподавать пение? // Жизнь искусства. 1925. № 3. С. 12; Вокально-художественное воспитание певца // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. М.; Л., 1941. С. 64–70.

Литература: Дебют г-жи Дорлиак // Биржевые ведомости. 1912. 28 апр.; А. М. Концерт К. Н. Дорлиак // Советская музыка. 1935. № 2. С. 89; Яунзем И., Хромченко С. Юбилей К. Н. Дорлиак // Советское искусство. 1940. № 14. С. 4; Артемьева Е. Н. В классе К. Н. Дорлиак. Обобщение вокально-педагогического процесса. М., 1969. 342 с.; Янко Т. Ксения Николаевна Дорлиак // Воспоминания о московской консерватории. М., 1966. С. 402–405; Янко Т. Незабываемые годы // Советская музыка. 1983. № 9. С. 68–71; Раабен Л. Н. Камерные концерты // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: муз.-ист. очерки. Л., 1967. С. 359–392. [Краткая творческая хар-ка К. Н. Дорлиак на с. 367]; Юдина М. В. Немного о людях Ленинграда // Мария Вениаминовна Юдина: статьи, воспоминания, материалы. М., 1978. С. 209–227. [Воспоминания о К. Н. Дорлиак на с. 211–213].

Архивные источники

Списки преподавателей Консерватории за 1916–1917 [Дорлиак К. Н.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 7. С. 100. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

Т. В. Лымарева, Н. Б. Селиверстова, 2013