АРАПОВ, Борис Александрович (1905–1992)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

АРАПОВ, Борис Александрович (30 августа / 12 сентября 1905, Санкт-Петербург – 27 января 1992, Санкт-Петербург) — композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. Доцент (1935). Профессор (1940). Член Ленинградского отделения Союза композиторов (1932). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист РСФСР (1976). Награжден медалью Китайско-советской дружбы (КНР, 1956); орденами Трудового Красного Знамени (1963) и Ленина (1986).

Родился в старинной дворянской семье. Отец, выпускник естественного факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, работал в Крестьянском поземельном банке. В 1909–1921 семья жила в Полтаве, куда по службе был переведен отец. Первые уроки игры на фортепиано получил от матери, а затем учился у пианистки Е. С. Зайцевой-Жукович, ученицы А. Б. Гольденвейзера. Рано проявил склонность к композиции. С семи-восьми лет начал сочинять фортепианные миниатюры.

Учился во второй классической гимназии в Полтаве (1913–1921). Круг музыкальных впечатлений был разнообразен. В Полтаве гастролировали многие знаменитые музыканты: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Л. В. Собинов, А. Г. Рубинштейн. В Полтавском оперном театре познакомился с классическим оперным репертуаром.

Переехав в Петроград, окончил 16-ю Советскую трудовую школу (1921–1923). Увлеченно занимался в школьном театральном кружке. Брал уроки фортепиано у М. В. Юдиной (ученицы Л. В. Николаева). Вынужден был оставить мысль об исполнительской карьере из-за болезни руки. Поступил в Консерваторию на научно-композиторское отделение, окончил его по кл. композиции у В. В. Щербачёва и по кл. теории музыки у М. М. Чернова (1923–1930).

Ярко проявил оригинальное композиторское дарование уже на 3 курсе, написав оркестровое «Фугато», которое было исполнено симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Н. А. Малько (1928). Дипломная работа — Соната для скрипки соло — прозвучала в Малом зале филармонии в исполнении В. Э. Фехнера (1930).

Одновременно с учебой начал преподавать теорию музыки и анализ музыкальных произведений в Центральном музыкальном техникуме (1927–1932), где работали такие видные музыканты, как П. Б. Рязанов, М. В. Юдина, И. А. Браудо, И. А. Мусин, А. Л. Островский, А. Н. Должанский, Б. В. Асафьев и другие. Также вел занятия по анализу музыкальных произведений в Государственном институте истории искусств (1929/1930 уч. г.).

В Консерватории: преподаватель историко-теоретического комплекса на вокальном отд. (1930–1932), и. о. доцента (1932), доцент (1935–1937), и. о. профессора (1938), профессор (1940–1992) каф. теории музыки; зав. каф. теории музыки (1940–1945), заместитель директора по научной и учебной работе (1945/1946 уч. г.), зав. каф. инструментовки (1946–1975), зав. каф. композиции (1975–1992).

Кл. композиции Арапова окончили более чем 60 учеников, многие из которых заняли ведущее место в музыкальной жизни России и за рубежом. Среди них — Б. И. Архимандритов, А. А. Агабабов, Ю. А. Балкашин, Г. И. Банщиков, С. А. Белимов, И. С. Воробьёв, Л. А. Десятников, А. А. Кнайфель, Ю. А. Козулин, А. А. Королёв, И. Е. Рогалёв, В. В. Рябов, С. М. Слонимский, Д. М. Сморгонская, Ю. А. Симакин, Д. А. Толстой, В. А. Успенский, Ю. А. Фалик, Г. И. Фиртич, В. И. Цытович, И. И. Шварц, Б. П. Кравченко и другие.

В течение 1937/1938 уч. г. возглавлял каф. теории музыки в Тбилисской консерватории, вел лекционные и практические занятия по анализу музыкальных произведений, а также руководил кл. композиции и участвовал в работе Союза композиторов Грузинской ССР. Был заведующим теоретическим отделом Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (1939–1941). В годы эвакуации (1941–1943) преподавал в Ташкентской консерватории.

Вел активную научную и методическую работу. Создал авторскую программу по анализу музыкальных произведений, основанную на изучении закономерностей стиля и эволюции музыкальных форм, а также разработал классификацию типов оркестрового мышления, связав вопросы анализа музыкальных форм, композиции и инструментовки в единую стройную систему. Особое место на начальном этапе обучения отводил пониманию оркестровой фактуры и работе над камерным инструментальным ансамблем. Совместно с профессором Московской консерватории А. С. Леманом написал учебную программу по методике преподавания инструментовки и композиции, утвержденную в Москве (1978).

Читал лекции в Университете культуры и на курсах повышения квалификации педагогов, выезжал в республиканские консерватории. В качестве советника по вопросам связей европейской и китайской музыки работал в Китае (1955–1956). Преподавал курс анализа музыкальных произведений и композицию в консерваториях Тяньцзыня, Пекина и Шанхая. Консультировал корейских композиторов в Пхеньяне (КНДР, 1959).

Много путешествовал, знакомясь с музыкальной жизнью Италии, Швейцарии, Югославии, ГДР, Словакии, Румынии, Франции, Португалии, Голландии, Венгрии, Польши, Дании (1959–1973). Принимал участие в международных музыкальных фестивалях, живо интересуясь современными течениями в академической, джазовой и рок-музыке.

Член Ленинградского отделения Союза композиторов с момента его организации (1932). Заведовал творческим отделом Союза композиторов (1933–1934). Член правления Союза композиторов (с 1936). Член Президиума правления Ленинградского отделения Союза композиторов (с 1955). Член Правления Московского отделения Союза композиторов (с 1957). Секретарь Союза композиторов СССР (1979–1992).

Произведения Арапова посвящены вечным общечеловеческим темам, что обусловило тяготение композитора к крупным формам, программности, живописности оркестровки. Во многих его сочинениях использован фольклорный материал из различных частей Азии, в т. ч. Китая, Кореи, Узбекистана, Таджикистана, где он проводил полевые исследования.

Творческий стиль композитора органично синтезировал классическое наследие русской и зарубежной музыки, а также авангардные течения ХХ века и фольклор разных народов, на котором основаны такие произведения, как две сюиты для симфонического оркестра (1938 — «Таджикская», 1950 — «Русская»), «Негритянские песни протеста» для голоса и джаз-оркестра (1940), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано на монгольские темы (1943), оратория на узбекские темы «Джелал Эддин» (1944), симфония № 2 «Свободный Китай» и шесть фортепианных пьес на китайские темы (1959), III часть симфонии № 3, вдохновленная корейской народной музыкой (1962) и др.

В обширном и разнообразном творческом наследии Арапова — 3 оперы («Ходжа Насреддин»,1943; «Фрегат «Победа», 1959; «Дождь», 1968), балет «Портрет Дориана Грея» (по О. Уайльду, 1971), 7 симфоний (1947, 1959, 1963, 1977, 1982, 1985, 1991), 3 концерта — для скрипки с оркестром (1964), для оркестра (1969) и для скрипки, фортепиано и ударных с камерным оркестром памяти И. Ф. Стравинского (1973); 5 сонат для фортепиано (5-я соната в посмертной редакции С. М. Слонимского).

В числе вокально-симфонических и камерных произведений — «Монолог» для голоса, трубы, фортепиано и ударных (из поэмы «Лонжюмо» А. А. Вознесенского, 1969), «Откровение Иоанна Богослова» (музыка для виолончели, фортепиано, ударных и струнного оркестра,1989), вокальные циклы на стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, Ф. Петрарки, японских хокку, Н. С. Гумилёва и О. Э. Мандельштама («Душа и тело» для баритона и фортепиано, 1991) и др.

Среди кинофильмов с музыкальным оформлением Арапова — «Победители ночи» (1932) и «Лунный камень» (1935) режиссеров А. И. Минкина и И. Н. Сорохтина, «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфец), «Насреддин в Бухаре» (1943, режиссер Я. А. Протазанов) «Кортик» (1954, режиссеры В. Я. Венгеров и М. А. Швейцер), «История болезни» (1990, режиссер А. Г. Праздников).

Произведения Арапова исполняли такие выдающиеся музыканты, как Н. А. Малько, М. И. Вайман, Б. Л. Гутников, И. В. Политковский, Е. А. Мравинский, Г. Л. Соколов, Д. Б. Шафран, Г. Н. Рождественский, А. К. Янсонс, Р. Э. Мартынов, В. А. Чернушенко, Т. И. Мелентьева и другие.

Нотография

Список сочинений Б. А. Арапова // Con Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. С. 237–241.

Библиография

Сочинения: 10-я симфония Дмитрия Шостаковича // Советская симфония за 50 лет. Л., 1967. С. 455–464; Несколько слов о Ленинградской школе композиции // Молодые композиторы Ленинграда. Л.; М., 1971. С. 18–21; Воспоминания о друге // Богданов-Березовский В. М. Статьи, воспоминания, письма. Л.; М., 1978. С. 170–172; Былые годы // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 1. Л., 1987. С. 130–134. Прим.: Воспоминания Б. А. Арапова о годах обучения в Ленингр. конс.; Венок П. И. Чайковскому: К 150-летию со дня рождения // Советская музыка. 1990. № 5. С. 2–4; Музыкант большого темперамента // Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. СПб., 1994. С. 81–84; [Воспоминания о П. А. Серебрякове] // Павел Серебряков: воспоминания, статьи, материалы. СПб., 1996. С. 67–70; Автобиография. Воспоминания. Дневники путешествий / [сост. Т. Б. Арапова, М. Б. Худолей]. СПб., 2005. 210 с.; Учебно-методические работы, доклады и статьи Б. А. Арапова // Con Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. С. 169–218.

Редактирование: 55 советских симфоний / сост., общ. ред. Б. А. Арапова, А. Н. Дмитриева, Г. Г. Тигранова. Л., 1961. 271 с.

Литература: Кенигсберг А. К. Борис Александрович Арапов. Очерк жизни и творчества. М.; Л., 1965. 44 с.; Бялик М. Г. Арапов Борис Александрович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 194. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/535/АраповДанько Л. Г. Борис Арапов. Л., 1980. 150 с; Con Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. 250 с.; Список публикаций Б. А. Арапова и работ о нем (по материалам картотеки справочно-библиогр. отд. библиотеки консерватории) // Con Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. С. 243–250.

Дискография

Грамзаписи и СD // Con Anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько, С. С. Левковская. СПб., 2006. С. 241–242.

Архивные источники

[Арапов Б. А.]. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. и Музыкального театра за 1992. Д. № 11. С. 139–198.

Л. Г. Данько, Н. Б. Селиверстова, 2014