МРАВИНСКИЙ, Евгений Александрович (4 июня 1903, Санкт-Петербург — 19 января 1988, Ленинград, захоронен на Богословском кладбище) — балетный и оперно-симфонический дирижер. Заслуженный артист РСФСР (1940). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Народный артист СССР (1954). Депутат Ленинградского Городского Совета депутатов трудящихся (1939). Профессор (1962). Лауреат I премии 1-го Всесоюзного конкурса дирижеров (1938), Государственной премии СССР 1-й степени (1946), Ленинской премии (1961), премии имени А. Никиша (1977), премии итальянской Академии «Симба» (1983). Герой Социалистического Труда (1973). Награжден орденами «Знак почета» (1939), Трудового Красного Знамени (1957), Ленина (1973), Дружбы Народов (1978) и памятной медалью Белы Бартока (1981). Почетный член Венского общества друзей музыки (1978).
В 1992 году на фасаде Санкт-Петербургской филармонии была установлена мемориальная доска (скульптор Л. К. Лазарев, архитектор В. В. Исаева). В 1996 году Детской школе искусств по адресу Санкт-Петербург, Варшавская улица, 44 присвоено имя Е. А. Мравинского.
Родился в дворянской семье. Дед — К. И. Мровинский, военный инженер, генерал-майор. Отец — А. К. Мравинский, юрист, действительный статский советник. Мать — Е. Н. Мравинская, потомственная дворянка. Среди родственников: певица Е. К. Мравина (Мравинская), советский дипломат А. М. Коллонтай, поэт И. В. Лотырев (Игорь Северянин).
Первоначальное музыкальное образование получил в учебных классах Петроградской государственной академической капеллы (1923, класс И. А. Вишневского). Окончил научно-композиторский факультет Петроградской консерватории (1924–1930), класс теории композиции (специальной теории) М. М. Чернова (1924–1926), затем В. В. Щербачева (1927–1930); дирижерский факультет (1925–1931), класс Н. А. Малько (1925–1929), затем А. В. Гаука (1929–1931). Среди педагогов: профессора М. М. Чернов (мелодика, гармония), В. В. Щербачев (анализ музыкальных форм, практическое сочинение), Х. С. Кушнарев (полифония), П. Б. Рязанов (анализ музыкальных форм), с 1925 года Ю. Н. Тюлин (гармония).
Статист, потом мимист в Мариинском театре (1918–1924). Штатный пианист-аккомпаниатор в Петроградском театральном балетном училище (1921–1930, ныне Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой), с 1929 года — заведующий музыкальной частью. Дирижер самодеятельного симфонического оркестра Союза совторгслужащих (Дворец культуры им. Первой пятилетки, 1930–1932). Дирижер Мариинского театра (1931–1938). Главный дирижер Заслуженного коллектива республики (ЗКР) оркестра Ленинградской государственной филармонии (1938–1988). Художественный руководитель Ленинградской филармонии (1944–1953).
В Консерватории: профессор (1962–1968) кафедры оперно-симфонического дирижирования. Почетный профессор (1973).
Е. А. Мравинский является крупнейшим дирижером ХХ века. Его исполнительское искусство представляло и определяло в мировом масштабе уровень советской музыкальной культуры. Основные достижения музыканта связаны с деятельностью на посту Главного дирижера ЗКР Ленинградской филармонии в течении полувека. Этот период представляет собой целый этап в истории оркестра, отмеченный печатью таланта и мастерства Мравинского. Требовательность и приверженность порядку (строгой дисциплине и организованности в системе занятий, постоянном контроле над выполнением поставленных задач, личной ответственности каждого оркестранта). Планомерное внедрение установок, с которыми он пришел в оркестр, со временем показали высокую эффективность такого метода. ЗКР по праву занял лидирующее положение среди всех оркестров СССР, а со временем был признан одним из лучших в мире (Г. фон Караян, К. Аббадо, Л. Маазель и другие современники).
Для Мравинского создание идеального баланса звучания групп оркестра, ювелирная отделка деталей, виртуозная техника, чистота строя, были необходимыми условиями создания «убедительной» интерпретации, передающей «атмосферу» произведения. Дирижер отмечал: «Партитура для меня — человеческий документ. Звучание партитуры — это новая стадия произведения. Сама партитура есть незыблемое здание, которое меняется, но стоит в целом, прочно». Умение Мравинского «проникать в особенности музыки того или иного композитора, передавать его стиль, <…> [его] внимательное на редкость добросовестное отношение к композитору, которое одновременно сочетается с глубоким, творческим и самостоятельным подходом к музыке» (Г. Г. Нейгауз), отмечались многими современниками дирижера: Б. Вальтером, Дж. Сэллом, Л. Стоковским и другими.
Мравинский — выдающийся интерпретатор произведений классической симфонической музыки И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера, Й. Гайдна, Г. Ф. Генделя, М. И. Глинки, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. В 1930-е годы — признанный балетный и оперный дирижер («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. И. Чайковского; «Жизель» и «Корсар» А. Ш. Адана; «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса в постановке Л. В. Якобсона; опера «Мазепа» П. И. Чайковского и др.) Мравинский — непревзойденный исполнитель многих сочинений современных композиторов. Под его управлением прошли мировые премьеры 6-й симфонии С. С. Прокофьева (1947); Симфонии-поэмы А. И. Хачатуряна (1947); симфонических произведений В. М. Богданова-Березовского, Б. Л. Клюзнера, Ю. А. Левитина, В. Н. Салманова, Г. И. Уствольской и многих других композиторов. Благодаря Мравинскому впервые в СССР были исполнены: Музыка для струнных, ударных и челесты Б. Бартока (1961); Симфония № 3 А. Онеггера (1961); Симфония № 3 Я. Сибелиуса (1963); Симфония «Гармония мира» (1964) П. Хиндемита; музыка к балетам И. Ф. Стравинского «Аполлон Мусагет» (1964), «Агон», «Поцелуй феи» (1965).
Особый творческий союз сложился у Е. А. Мравинского с Д. Д. Шостаковичем. Мравинский — первый исполнитель 5-й (1937), 6-й (1939), 8-й (1943 — посвящена дирижеру), 9-й (1945), 10-й (1953), 12-й (1961) симфоний, 1-го скрипичного (1955) и 1-го виолончельного (1959) концертов, оратории «Песнь о лесах» (1949), Праздничной увертюры (1955) Шостаковича.
ЗКР под управлением Мравинского выезжал на гастроли во многие страны Европы, США и Японию, участвовал в международных фестивалях: «Пражская весна» (1946, 1955), «Варшавская осень» (1958), Эдинбургский фестиваль (1960), фестиваль в честь 200-летия театра La Scala (1978). С Мравинским выступали выдающиеся солисты-инструменталисты современности: Э. Г. Гилельс, В. Деветци, Я. И. Зак, А. Н. Каменский, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, П. А. Серебряков, Р. В. Тамаркина, М. Л. Ростропович, Я. В. Флиер, Д. Б. Шафран, М. В. Юдина и другие.
Значителен вклад Мравинского как педагога. Среди его воспитанников — известные музыканты: Й. Д. Алекса, Ю. Б. Алиев, И. И. Блажков, Ю. Вальдханс, В. И. Вербицкий, А. С. Дмитриев, В. Г. Жордания, Р. Э. Мартынов, А. С. Невзоров, Д. Немет, В. И. Нестеров, Е. Семков, Ю. П. Серебряков, Э. А. Серов, Ю. И. Симонов, Л. Словак, Д. Ю. Тюлин, Э. Чивжель, А. Энгельбрехт, М. А. Янсонс, Н. Ярви. Практически все занятия (по характеру «мастер-классы») проходили в Большом зале Ленинградской филармонии и являлись академией дирижирования. Непосредственное общение с учителем, советы и наставления при подготовке учениками собственных концертов сыграли большую роль в профессиональном становлении каждого из них.
Иконография
Верейский Г. С. Портрет Е. А. Мравинского (1947); Русов Л. А. Портрет Е. А. Мравинского (1957, частное собрание); Лазарев Л. К. Скульптурное надгробие (1990, Богословское кладбище) и другие.
Библиография
Сочинения: Счастливая пора // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2. Кн. 2. Л.: Музыка, 1988. С. 113–115; Записки на память: Дневники. 1918–1987 / текст подг., сост. и вступ. статья А. М. Вавилиной-Мравинской. СПб.: Искусство-СПб, 2004. 656 с., ил.
Литература: Богданов-Березовский В. Советский дирижер: очерк деятельности Е. А. Мравинского. Л.: Музгиз, 1956. 283 с., ил.; Фомин В. Оркестром дирижирует Мравинский. Л.: Музыка, 1976. 166 с., ил.; Фомин В. Евгений Александрович Мравинский: популярная монография. М.: Музыка, 1983. 192 с., ил.; Tassie G. Yevgeny Mravinsky: The Noble Conductor. Lanham, Maryland, Toronto, Oxford: The Scarecrow Press, Inc., 2005. 280 p.
Концертография
Mravinsky Yevgeny. A Concert Listing. 1930–1987 / ed. Kenzo Amoh. Tokyo: Godo Printing Company, 2000. 65 p.
Дискография
Mravinsky Yevgeny. A Recording Listing. 1938–1984 / compiled Kenzo Amoh and Frank Forman. Tokyo: Godo Printing Company, 2000. 47 p.
Архивные материалы
Личное дело студента Ленинградской консерватории. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Ед. хр. 2201; Личное дело служащего Ленинградского хореографического техникума. ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 523; Личное дело профессора ЛОЛГК. Архив НМБ СПбГК. Ед. хр. 1119. Л. 127–140.
Н. Ж. Айдаров, 2011