БРАУДО, Исайя Александрович (1896–1970)

Кафедра органа и клавесина
Профессор

БРАУДО, Исайя (Исай) Александрович (28 июля / 9 августа 1896, местечко Боярка Киевской губ. Российской империи, ныне Украина – 11 марта 1970, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, захоронен на Серафимовском кладбище) — органист, пианист, клавесинист, педагог, исследователь. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1965). Профессор (1935). Член Ассоциации современной музыки (1926–1928). Член исполнительской секции Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1934). Награжден Орденом Ленина (1954), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Сын А. И. Браудо — вице-директора Российской публичной библиотеки. В первом браке женат на В. В. Мелодиевой, во втором — на Л. Н. Щуко (урожденной Черносвитовой). Отец А. И. Браудо.

Игре на фортепиано учился с 7 лет под руководством матери. До поступления в консерваторию занимался частным образом у Н. Н. Ильенковского (учитель А. К. Глазунова), С. М. Майкапара, А. И. Страховой, А. И. Зилоти, Г. И. Романовского. С 1913 (по некоторым источникам — с 1912) брал уроки игры на органе у А. Э. Вульфиуса. Окончил Тенишевское коммерческое училище (Санкт-Петербург, 1908–1914).

Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу органа у Я. Гандшина и по классу фортепиано у М. Н. Бариновой (1914–1915), в Московской консерватории по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1915–1918), на медицинском факультете Московского университета (2 курса, 1915–1918), частным образом у Ф. М. Блуменфельда (Киев, 1919), на математическом факультете Новороссийского университета (2 курса, Одесса, 1919–1921) и по классу органа у А. Г. Гефельфингера[?] в Одесской консерватории (1919–1921). В 1921 перевелся в Петроградский университет и восстановился в консерваторию, где продолжил обучение по классу органа у Н. Ванадзиньша и по классу фортепиано у И. С. Миклашевской (1921–1923). Окончил консерваторию по классу органа. Совершенствовал исполнительское мастерство в 1924–1925 у Л. Вьерна (Париж, Schola cantorum), В. Фишера (Берлин, Высшая школа музыки), в 1926–1927 у Г. Рамина (Лейпциг), А. Ситтарта (Гамбург), К. Штраубе (Лейпциг), Ф. Хайтмана (Берлин).

Библиотечный инструктор в Отделе народного образования (Одесса, 1919–1921). Преподаватель Детской художественной студии имени 3. И. Лилиной (Ленинград, 1920-е), Центрального музыкального техникума (1928–1937; по некоторым источникам с 1927), среди учеников по классу фортепиано — А. М. Баланчивадзе, А. И. Островский, Г. В. Свиридов. Профессор Сектора музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа и Государственной академии искусствознания (1932–1935), Государственного музыкального научно-исследовательского института (1937). Один из организаторов и руководителей Рабочего музыкального университета (с 1934). Преподаватель Молотовского музыкального училища и Педагогического института (1941–1943).

В Ленинградской консерватории: организовал самостоятельное органное подотделение (1923), разработал программу органного класса (1925, утверждено Наркомпросом в 1926); преподаватель отделения клавишных инструментов (1923–1926), доцент класса органа (1926–1933, утверждено Государственным ученым советом в 1928), профессор кафедры специального фортепиано (1933–1941, 1944–1970, утверждено 1935), ответственный за органную часть исполнительского факультета (с 1930), вел классы органа и фортепиано, преподавал общий курс фисгармонии (с 1930), руководитель расширенного класса органа (с 1946, утверждено 1947), заведующий кафедрой специального фортепиано и органа (1938–1941, не позднее 1945 – не ранее 1950). Член Ученого совета.

С самого начала педагогической деятельности считал, что студенты-органисты должны изучать не только игру на органе, но и ансамбль с генерал-басом, историю органной литературы. На протяжении всей жизни проводил органные семинары для композиторов, а также для педагогов музыкальных школ и училищ.

Браудо-педагог стал одним из основоположников современной отечественной органной школы. Среди тем, которые вызывали у него особенный интерес, — природа органа, исторические музыкальные стили, иерархия основных средств органного исполнения (ритм, артикуляция, регистровка), культура движения, работа над мануальной и педальной техникой. Обучение в органном классе начинал с занятий на фортепиано; на этом этапе всем студентам независимо от уровня подготовки поручал освоение Маленьких прелюдий и Инвенций И. С. Баха. Браудо называл свой метод работы с учениками «методом вариантов»; постоянно инициировал поиски и эксперименты, от урока к уроку предлагая различную драматургию исполнения и в соответствии с этим — иные приемы игры. Большое внимание уделял выработке legato и non legato. Среди учеников по классу органа — В. С. Альзуцкая, В. Н. Бакеева (доцент Львовской консерватории), Н. Н. Бакеева (солистка ГАТОБа имени С. М. Кирова), А. И. Браудо, Г. Г. Бубнев, Э. В. Вениг, С. А. Дайч (профессор Львовской консерватории), В. Г. Дерингер, З. Г. Джафарова (профессор Бакинской музыкальной академии), М. С. Друскин, Л. Г. Ковнацкая, А. Н. Котляревский, Е. Д. Лебедев, В. Л. Майский, В. Нильсен, Н. О. Оксентян, В. П. Азатян (Стамболцян) (профессор Ереванской консерватории), И. Г. Стучинская, С. Хохлова, Т. М. Чаусова, М. Б. Шахин и др. Среди учеников по классу фортепиано — В. И. Цытович, А. Ю. Радвилович.

Особенность творческого облика Браудо заключалась в том, что он одновременно был выдающимся педагогом, исполнителем и исследователем вопросов исполнительского искусства. Его игра отличалась рельефностью артикуляции и выразительностью фразировки, тонкой передачей стиля исполняемых произведений. Ей «в равной мере были присущи строгость и свобода. Романтические композиции в его интерпретации обретали классическую стройность, собственно классические сочинения — импровизационную свободу и романтическую приподнятость» (Ковнацкая Л. Г. Артист, педагог, ученый. С. 3). Основу репертуара составляли сочинения И. С. Баха (И. А. Браудо регулярно выступал с монографическими концертами). Одним из первых среди отечественных музыкантов стал уделять значительное внимание музыке добаховской эпохи, произведениям А. Кабесона, А. и Дж. Габриелли, У. Бёрда, Дж. Булла, Д. Фрескобальди, Ф. Корреа ди Араужу, Н. Жиго, Д. Букстехуде, Л. Маршана, Л. Дакена и др. Исполнял сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Листа, С. Франка, И. Брамса, Ш.-М. Видора, Л. Яначека и др., органные транскрипции фрагментов из опер А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Значительное место в репертуаре занимала музыка композиторов XX века: Л. Вьерна, М. Регера, Ж. Роже-Дюкаса, Х. С. Кушнарёва, А. Онеггера, Ю. Н. Тюлина, П. Хиндемита, М. А. Юдина, М. Л. Старокадомского, В. В. Волошинова, А. Жоливе, Б. С. Майзеля, О. Мессиана, А. Г. Арутюняна, П. Эбена, Б. И. Тищенко и др. Расшифровывал и исполнял на клавесине или органе партии continuo в кантатах, «Страстях», Мессе си минор Баха, кантатно-ораториальные произведения Г. Шютца, С. Шейдта, И. Грауна (многие из них впервые прозвучали в СССР), скрипичных и мандолинных концертах А. Вивальди, кончерто-гроссо А. Корелли и Г. Ф. Генделя. В фортепианный репертуар входили концерты Баха для 2-х, 3-х и 4-х клавиров.

Советами Браудо пользовались многие отечественные композиторы, писавшие органную музыку: Кушнарёв, Тюлин, Юдин, Волошинов, Майзель, Г. А. Мушель, О. А. Евлахов, С. М. Слонимский, Ю. А. Фалик, А. Д. Мнацаканян, Г. Г. Белов, Б. И. Тищенко, А. А. Кнайфель и др. К его исполнительским советам прибегали крупнейшие музыканты: М. В. Юдина, М. И. Вайман, Б. Л. Гутников, Д. Шнейдерман.

Концертировал с 1926 в городах СССР: Ленинграде (Большой и Малый залы филармонии, Малый зал консерватории), Москве (Большой зал Московской консерватории и Концертный зал имени П. И. Чайковского), Ереване, Минске, Риге, Таллинне, Тбилиси и за рубежом: ГДР, Польша, Франция, Чехословакия. Выступал в исторических концертах-выставках Государственного института истории искусств (1926–1929) и Государственного Эрмитажа (1930-е), освоив в 1933 игру на клавесине и клавикорде. Принимал участие в торжествах, посвященных 200-летию со дня смерти И. С. Баха (Лейпциг и Берлин), и в фестивале памяти Генделя (Галле, 1967). В 1928 организовал в консерватории ансамбль старинных инструментов в составе: А. И. Браудо (орган), С. Л. Гинзбург (виола да гамба), Ю. И. Эйдлин (виола д’аморе). Партнеры: И. К. Архипова, Г. В. Баринова, Г. М. Гаспарян, Б. Р. Гмыря, З. А. Долуханова, К. В. Изотова, Л. П. Филатова и др. Браудо сделаны многочисленные грамзаписи.

Автор фортепианных транскрипций органной музыки Фрескобальди, Букстехуде, Баха, Вьерна, Регера (изданы в Париже, Ленинграде, Москве). В редакции Браудо опубликован ряд фортепианных и органных произведений Баха, Франка, Волошинова, Тищенко.

Занимался вопросами органостроения, сохранением отечественного органного фонда. Предложил Правлению консерватории ряд идей, направленных на улучшение работы органа Малого зала (1926), приобрел для него электрическую клавиатуру (1928), поднимал вопрос о капитальном ремонте (1937), совместно с И. Рейнбергером составил диспозицию нового органа (установлен в 1961). Обследовал органы Ленинграда и окрестностей (с 1926). Входил в состав Комиссии по учету органов и работал в Музыкальном отделе Управления по делам искусств при Ленсовете инспектором по охране органов (с конца 1930-х). Организовал бригаду, восстанавливавшую органы Ленинградской филармонии, консерватории, театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Малого академического оперного театра (МАЛЕГОТ, 1945), возглавлял бригаду по ремонту органа Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве (1947). Входил в состав Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР (с конца 1950-х).

Основной круг научных интересов: творчество И. С. Баха, проблемы интерпретации музыки эпохи барокко, вопросы методики игры на органе и фортепиано, органная музыка советских композиторов. Явился одним из организаторов «баховских кружков» при Государственном институте истории искусств (1923) и в консерватории (существовал в 1937–1940 и в 1960-е; в 1930-е в работе кружка принимали участие Н. В. Бертенсон, М. С. Друскин, Я. С. Друскин, М. Б. Шахин и др., в 1960-е — активную роль играли В. Л. Майский, А. П. Милка, участвовали А. И. Браудо, В. А. Лапин, Н. П. Рязанова, Л. И. Шкиренко, М. Петрашень, М. Цыгуткин. Состоял председателем Баховского комитета при Государственном музыкальном научно-исследовательском институте (1930-е). Делал доклады по творчеству Баха на семинаре Б. В. Асафьева (1920-е), в Государственном институте истории искусств (1926–1929), Государственной академии искусствознания и Эрмитаже (1930-е), вел баховские семинары в консерватории (с конца 1920-х) и Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского.

Главным научным трудом Браудо явилась книга «Артикуляция (О произношении мелодии)» (1961), за которую ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Разработал теорию артикуляции, связав сугубо исполнительские проблемы с теорией музыки и музыкального обучения, а также музыкальной психологией. Выдвинул ряд новых понятий и терминов: прямое и обращенное артикулирование, внутримотивные и межмотивные цезуры и сращения, явление двузначности, тоны двойного значения, разделяющие лиги, артикуляционные тональности, артикуляционные модуляции и др. Среди других работ: «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» (1965; выдержала 5 изданий), ряд статей, в том числе «К вопросу о логике баховского языка», «Единство звучности», «Вопросы обучения игре на органе», «Что надо знать композитору, пишущему для органа», включенные в сборник «Об органной и клавирной музыке» (1976). Остались неоконченными труды «Артикуляция Бетховена» и «Об исполнении произведений И. С. Баха».

Член жюри Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (1950).

Памяти Браудо посвящена «Хроматическая поэма для органа» С. М. Слонимского (1974). Память о нем увековечена в консерватории: его именем назван класс № 37 (памятная доска) в историческом здании на Театральной площади. В 2010 открыта мемориальная доска на доме 112 по набережной реки Мойки, где А. И. Браудо жил в 1928–1970 годах.

Библиография

Основные литературные сочинения: Победа советской музыкальной культуры: Баховские торжества в Лейпциге // Музыкальные кадры. 1950. 9 октября. С. 3; Новый орган принят // Музыкальные кадры. 1961. 13 октября. С. 1; Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М.; Л., 1965. 83 с. (В помощь педагогу-музыканту). То же: Л., 1979; СПб., 1994; М., 2001; СПб., 2004; Играет Пьер Кошро // Ленинградская правда. 1967. 17 декабря. С. 4; [Сочинения И. А. Браудо с 1927 по 1969] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 117–118; 20–30-е: органисты и органы Ленинграда в документах, воспоминаниях, фотографиях: по материалам личных архивов М. Шахина, И. Браудо, диссертации Ж. Князевой / публ. и коммент. Ю. Семёнова // Музыкальная академия. 1995. № 4/5. С. 91–104; Тот, кто стремится стать мастером исполнительского искусства // Истинные правила для тех, кто стремится быть основательным музыкантом, или Наставление любителями и особенно знатокам для пользы в учении и во услаждение души / сост. и послесл. М. Мищенко. СПб., 1996. С. 16–18.

Составление, редакция: Об органной и клавирной музыке / сост. А. Браудо; вступ. ст. и коммент. Л. Ковнацкой; общ. ред М. Друскина. Л., 1976. 152 с.

Основная литература: И. Браудо // Жизнь искусства. 1926. № 9. С. 17; Грес С. И. А. Браудо // Советское искусство. 1938. 26 февраля. С. 4; Розенфельд С. Органный концерт профессора Браудо // Ленинградская правда. 1940. 6 ноября. С. 3; Каменский А., Белоземцев И. Лучший органист Советского Союза // Музыкальные кадры. 1946. 10 июня. С. 3; Органный класс: в Ленинградской консерватории // Вечерний Ленинград. 1947. 25 сентября. С. 3; На кафедре всеобщей истории музыки // Музыкальные кадры. 1947. 1 января. С. 4; Михайлова С. Мастерство органиста: на концерте И. А. Браудо // Вечерний Ленинград. 1948. 25 ноября. С. 3; Юдин Г. В поисках нового репертуара // Советское искусство. 1952. 14 декабря. С. 3; Варфоломос А. Исследовательская работа профессора Браудо // Музыкальные кадры. 1952. № 6. С. 3; Владимиров Л. Органный вечер // Советская музыка. 1953. № 1. С. 91; Баринова Г. Органный вечер И. Браудо // Советская музыка. 1957. № 12. С. 97–98; Дмитриев А., Шахин М. Выдающийся советский органист // Советская музыка. 1959. № 1. С. 128–130; Дмитриев А. Артикуляция: (о произношении мелодии) // Музыкальные кадры. 1961. 11 апр. С. 1. Примечание: рецензия на книгу: Браудо И. Артикуляция: (о произношении мелодии) / ред. Х. С. Кушнарёв. Л., 1961. 198 с.; Неелова Т. Старейший органист // Музыкальная жизнь. 1964. № 14. С. 8; Баренбойм Л. Теория артикуляции Браудо // Советская музыка. 1965. № 11. С. 139–141. Примечание: рецензия на книгу: Браудо И. Артикуляция: (о произношении мелодии) / ред. Х. С. Кушнарёв. Л., 1961. 198 с.; Друскин М. Выдающийся исполнитель, педагог, ученый: к 70-летию со дня рождения И. А. Браудо // Музыкальные кадры. 1966. 5 сентября. С. 2: 1 ил.; Баренбойм Л. Теория артикуляции И. А. Браудо и ее значение для исполнительской и педагогической практики // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5. М., 1969. С. 85–90; Райскин И. Рождение дуэта // Вечерний Ленинград. 1970. 4 марта. С. 3; И. А. Браудо: [Некролог] // Советская культура. 1970. 26 марта. С. 4; [И. А. Браудо] // Советская музыка. 1970. № 7. С. 160. (Памяти ушедших); Ковнацкая Л. Единство мысли и вдохновения // Советская музыка. 1971. № 10. С. 107–113; Майский В. И. А. Браудо — мыслитель и музыкант // Музыка и музыканты Ленинграда. Л.; М., 1972. С. 190–201; Ковнацкая Л. Артист, педагог, ученый // Браудо И. А. Об органной и клавирной музыке / сост. А. Браудо; вступ. ст. и коммент. Л. Ковнацкой; общ. ред М. Друскина. Л., 1976. С. 3–12; Чеботаревская К. Учитель и ученики // Музыкальная жизнь. 1987. № 5. С. 8–9; Ковнацкая Л. Об И. А. Браудо // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2 / [под. общ. ред. Г. Г. Тигранова]. Изд. 2-е, доп. Л., 1988. С. 97–101; Оксентян Н. И., Шляпников В. А. Приношение Учителю: к 100-летию со дня рождения И. А. Браудо // Органное искусство. 1997. № 4. С. 11–34; Кравчун П. Н. Международные конференция и фестиваль, посвященные 100-летию со дня рождения И. А. Браудо // Органное искусство. 1997. № 4. С. 88–93; Мищенко М. П. По прочтении Браудо // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. статей и материалов. СПб., 2001. С. 205–209; Чаусова Т. М. Об органной педагогике И. А. Браудо // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 208–210; Кравчун П. Н. Охрана исторических органов и органостроение в деятельности И. А. Браудо // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 211–216; Гончарова Е. В. Выставка «Страницы истории органной школы Санкт-Петербургской консерватории» // Musicus. 2009. № 6. С. 25–29. URL: http://old.conservatory.ru/files/25-29c_musicus_19.pdf; I Международный конкурс органистов имени И. А. Браудо // Musicus. 2009. № 6. С. 30. URL: http://old.conservatory.ru/files/30_musicus_19.pdf; Браудо А. И. Традиции — огромная человеческая ценность Браудо // Musicus. 2009. № 6. С. 31. URL: http://old.conservatory.ru/files/31a_musicus_19.pdf; Органная школа Петербургской консерватории: каталог выставки / С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Науч. муз. б-ка; Информац.-библиогр. отдел; сост. Е. В. Гончарова, Ю. Н. Семёнов; отв. ред. Е. В. Гончарова. СПб., 2011. 63 с.: ил.; Семёнов Ю. Пассакалья для органа Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. Вып. 4 / Ред.-сост. О. Дигонская и Л. Ковнацкая. М., DSCH, 2012.

Нотография

Переложения, обработки: Шесть полифонических пьес Букстегуде, Баха и Вьерна для органа / переложение для фортепиано в 2 руки И. Браудо. Л., 1927. 11 с.; Шесть органных пьес Д. Фрескобальди, Д. Букстехуде и И. С. Баха / обработка для фортепиано [и предисловие] И. А. Браудо. М., 1961. 15 с.; Шостакович Д. «Будущая прогулка»: из оратории «Песнь о лесах» / переложение для органа И. А. Браудо // Советская органная музыка. Вып. 1 / ред.-сост. и авт. предисл. И. А. Браудо. М., 1965. с. 113–116.

Редакции: Франк С. Избранные детские пьесы для фортепиано / сост., ред. и предисл. И. А. Браудо. М., 1963. 27 с.; Бах И. С. Полифоническая тетрадь: для фп. / ред.-сост. и авт. предисл. И. А. Браудо. Л., 1964. 107 с. То же: Л., 1972; Л., 1979; Советская органная музыка. Вып. 1 / ред.-сост. и авт. предисл. И. А. Браудо. М., 1965. 163 с.; Волошинов В. В. Концерт для скрипки и органа / ред. И. Браудо; ред. партии скрипки М. Ваймана. Л., 1968. 87 с., 1 парт. (16 c.); Тищенко Б. И. Двенадцать инвенций для органа: Соч. 27 / ред. И. Браудо, В. Майского. Л., 1972. 44 с.; Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги и другие легкие пьесы: для фортепиано / ред., предисл. и коммент. И. А. Браудо. СПб.; М., 1999. 47 с.; Бах И. С. 6 двухголосных инвенций. 6 симфоний: (трехголосные инвенции) / ред. и коммент. И. А. Браудо. СПб., 2004. 40 с.

Иконография

Браудо, Исайя (Исай) Александрович (1896–1970). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Браудо Исайя Александрович (справа) и Ванадзин Николай Карлович (слева). Фото. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Дело И. А. Браудо на утверждение ученой степени доктора искусствоведения (без защиты диссертации). 1964. Д. 1265. 123 л.; Личная карточка И. А. Браудо. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1970. Д. 1700. Л. 90–100; Личное дело И. А. Браудо. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, аспирантов и студентов за 1926–1950. Д. 23. Л. 142–242; Личное дело И. А. Браудо. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1970. Д. 131. Л. 120–172.

М. И. Алейников, 2012