ЛЕБЕДЕВ, Евгений Дмитриевич (16/30 августа 1904, Рига – после 1976, Ленинград [?], ныне Санкт-Петербург) — органист, пианист, хормейстер, дирижер. Доцент (1940). Заслуженный артист РСФСР (1956). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Родился в семье преподавателя русского языка и литературы. Игре на фортепиано начал обучаться дома, частным образом. Окончил вологодскую Единую трудовую школу II степени (1913–1921). В 14 лет поступил в Вологодский музыкальный техникум (класс фортепиано), где учился 3 курса. Одновременно занимался концертмейстерской деятельностью.
Окончил два курса факультета литературы Вологодского педагогического института (1920–1922). Уехал в Ленинград. Поступил на обучение в Консерваторию по двум специальностям: «фортепиано» и «орган», класс И. А. Браудо (1922–1930). Во время обучения аккомпанировал певцам в вокальном классе К. С. Исаченко (1922–1925), что способствовало увлечению вокальным искусством.
В качестве аккомпаниатора постоянно участвовал в тематических концертах, учебных зачетах вокалистов и торжественных актах в Малом зале имени А. К. Глазунова (1922–1929).
Был приглашен профессором Д. М. Мусиной в ее студию «Единое искусство» в качестве концертмейстера и руководителя оперной мастерской (1923–1926).
Участвовал в деятельности Вагнеровского общества (1921–1926), где подготовил к показу оперы Р. Вагнера «Валькирия», «Зигфрид» и «Лоэнгрин».
Руководил оперной мастерской в Ленинградском Доме ученых (1925–1928) и оперной мастерской 1-й государственной художественной студии (1927–1929). Был аккомпаниатором в Посредническом бюро по найму и распределению работников искусств (Посредрабис, 1929–1930) и Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ, 1930–1931), а также в ленинградском Доме Красной Армии (1933).
После окончания Консерватории, занял должность концертмейстера в Ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ, 1931–1935). Одновременно работал в Ленинградской филармонии в качестве исполнителя на клавишных инструментах в оркестре (рояль, челеста, орган, фисгармония).
В Малом ленинградском государственном академическом оперном театре (МАЛЕГОТ): старший концертмейстер (1935), хормейстер (1937), главный хормейстер (1940 – кон. 1970-х). Участвовал в постановке 65 оперных спектаклей.
Сотрудничал с оркестром и хором Ленинградского радио. Для записи на радио отредактировал и подготовил к первому исполнению партитуру опер Й. Гайдна «Неожиданная встреча» (сделал первый клавир этой оперы), «Лоретта» и «Аптекарь», оперы А. А. Алябьева «Лунная ночь или Домовые», оперы В. А. Пашкевича «Несчастье от кареты». Записал на радио такие редко исполняемые оперы, как «Рафаэль» и «Наль и Дамаянти» А. С. Аренского, «Оле из Норланда» М. М. Ипполитова-Иванова, «Махмуд Тораби» О. С. Чишко, «Табачный капитан» В. В. Щербачёва, «Далибор» и «Тайна» Б. Сметаны и другие.
Постоянно выступал как камерный исполнитель с артистами ГАТОБа Н. В. Антоновым, народным артистом РСФСР С. Н. Шапошниковым, Н. Н. Рождественским на сценах Малого зала Консерватории, Малого и Большого залов Ленинградской филармонии, в Москве и других городах СССР, а также в Финляндии (1951), Дании, Швеции (1953), ГДР (1953, 1958, 1960), Китае (1958), Японии (1961). Репертуар отличался широтой и разнообразием: вокальные циклы Ф. Шуберта и Р. Шумана, романсы и арии из опер П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Э. Грига, Л. Бетховена, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. К. Метнера и другое.
В Консерватории: преподаватель, музыкальный руководитель оперной мастерской вокального факультета и класса прохождения оперных партий со студентами старших курсов (1937/1938 уч. г.), и. о. доцента (1938), доцент (1940), и. о. профессора (1956–1976) кафедры оперной подготовки и режиссуры. Художественный руководитель Оперной студии (1937–1976).
После эвакуации в Чкалов (ныне Оренбург, 1941–1944) активно участвовал в восстановлении деятельности Оперной студии, в формировании и расширении ее репертуара. Поставил здесь 12 спектаклей, среди которых были редко исполняемые западноевропейские оперы, а также оперы советских композиторов-современников: «Пилигримы в Мекку» Х. В. Глюка, «Помолвка при фонарях» Ж. Оффенбаха, «Джанни Скикки» Д. Пуччини, «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина и др. Тщательно работал с молодыми певцами над художественными образами, аккомпанируя им сам на рояле в классе. Развивал музыкальный и общий кругозор студентов-вокалистов, обладая выдающимся педагогическим даром. Как музыкальный руководитель успешно работал над дипломными спектаклями студентов-дирижеров и режиссеров. Занимался научно-методической деятельностью: возглавлял большую работу по составлению репертуарных сборников отрывков из опер для оперного класса. Тесно сотрудничал со своими коллегами: А. А. Гозенпудом, А. Н. Киреевым, В. А. Чарушниковым, Н. С. Рабиновичем, Э. П. Грикуровым, И. Н. Храмцовым.
Библиография
Сочинения: Перед открытием Оперной студии: беседа с художественным руководителем Оперной студии Евгением Дмитриевичем Лебедевым // Музыкальные кадры. 1965. № 12 (12 окт.) С. 2; Творческие планы Оперной студии // Музыкальные кадры. 1966. № 7 (5 апр.) С. 2.
Литература: Кулеш М. Евгений Дмитриевич Лебедев в Оперной Студии Консерватории // Малоизвестные страницы истории Санкт-Петербургской консерватории: альманах. Вып. 11. СПб., 2010. С. 44–48.
Архивные источники
Личная карточка Лебедева Е. Д. Архив СПбГК. Д. 2240. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1976. С. 144–152; Личное дело Лебедева Е. Д. Архив СПбГК. Д. 155. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1976. С. 137–160; Дело о присвоении и. о. профессора Лебедеву Е. Д. ученого звания профессора кафедры Оперной подготовки и режиссуры. Архив СПбГК. Д. 1064. Дело на утверждение в ученых званиях от 13.06.1951. С. 5.
Н. Б. Селиверстова, 2015