ЕРШОВ, Иван Васильевич (1867–1943)

Кафедра оперной подготовки
Профессор

ЕРШОВ, Иван Васильевич (8/20 ноября 1867, хутор Малый Несветай, Области Войска Донского, ныне Ростовская область – 21 ноября 1943, Ташкент; в 1956 перезахоронен в Санкт-Петербурге, Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры) — певец (драматический тенор), режиссер, вокальный педагог. Профессор 1-й степени (1916). Заслуженный артист Императорских театров (1915). Народный артист РСФСР (1925). Народный артист СССР (1938). Награжден Орденом Ленина (1938). Доктор искусствоведения (1941). Муж певицы С. В. Акимовой, отец художника И. И. Ершова.

Обучался в Александровском техническом железнодорожном училище (г. Елец, 1884–1888), пел в церковном хоре и выступал в любительских концертах с народными песнями. Его голос был замечен пианисткой Н. Б. Панш. В 1888 поступил в Московскую консерваторию (кл. пения А. М. Успенского). Через 3 месяца, при содействии А. Г. Рубинштейна, был принят в кл. сольного пения С. И. Габеля Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил в 1893.

Среди преподавателей в Консерватории: А. К. Лядов (теория музыки), Л. А. Саккетти (история музыки), В. Н. Давыдов (сценическая игра), Й. Палечек (музыкально-сценическое искусство), Н. А. Римский-Корсаков (кл. теории композиции и инструментовки).

Пел в студенческом хоре под управлением А. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского. Был удостоен стипендии имени Н. Н. Фигнера (1891). Принимал участие в ученических спектаклях под руководством Й. Палечека (1891–1893). Исполнял оперные партии: Финна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Паолино («Тайный брак» Д. Чимарозы), Радамеса («Аида» Дж. Верди), Флорестана («Фиделио» Л. Бетховена), Тамино («Волшебная флейта»), Феррандо («Так поступают все»), Дон Оттавио («Дон Жуан») В. А. Моцарта.

В вокальном искусстве совершенствовался в Италии под руководством Ч. Росси (1894), успешно дебютировал в Реджио-Эмилие (Канио в «Паяцах» Р. Леонкавалло) и в Турине (Хозе в «Кармен» Ж. Бизе). Пел в Харьковской антрепризе Е. Д. Эспозито (1894/1895).

В 1895–1929 солист Мариинского театра (Государственного академического театра оперы и балета). Гастролировал в Париже (1901; 1909 — в составе антрепризы С. П. Дягилева), Москве (Большой театр, 1906, 1916) и Киеве (1909).

Благодаря гениальному актерскому дару Ершова называли «Шаляпиным среди теноров». Создал художественные образы, отмеченные глубокой жизненной правдой и драматизмом в операх В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К.-М. Вебера, Дж. Верди, Дж. Мейербера, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова, Р. Штрауса, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского и др. (всего 55 разнохарактерных партий). Высшие творческие достижения Ершова в русском репертуаре связаны с созданием образов Собинина (1896) и Финна (1904) в операх М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», Ореста («Орестея» С. И. Танеева, 1895, 1-е исполнение), а также Садко, Берендея, Михайлы Тучи, Кузнеца Вакулы (1-е исполнение, 1895), Гвидона (1-е исполнение, 1915), Кащея в операх Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный». Одной из творческих вершин явился образ Гришки Кутерьмы («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, 1-е исполнение, 1907), ставший примером широкого психологического обобщения.

Ершов вошел в историю как один из лучших интерпретаторов творчества Р. Вагнера. На сцене Мариинского театра исполнил партии Тангейзера («Тангейзер», 1895), Тристана («Тристан и Изольда», 1900 и 1909), Зигмунда («Валькирия», 1900), Лоэнгрина («Лоэнгрин», 1905), Логе («Золото Рейна», 1905), Зигфрида («Зигфрид», 1902, «Гибель богов», 1903). Впервые в России спел партию Парсифаля (одноименная опера, Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге, 1914, концертное исполнение), Ирода («Саломея» Р. Штрауса, 1924) и Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, 1926). Последний раз вышел на сцену Мариинского театра в 1929 (Отелло в одноименной опере Дж. Верди).

Вел интенсивную концертную деятельность (с 1890-х до 1938). Участвовал в исполнении «Торжественной кантаты» А. К. Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, «Реквиема» Дж. Верди, «Stabat Mater» Дж. Россини, «Страстей по Матфею» И. С. Баха, финала Девятой симфонии Л. Бетховена, оратории Г. Ф. Генделя «Самсон», оратории Р. Шумана «Рай и Пери», опер в концертном исполнении «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза и «Суламифь» А. Г. Рубинштейна, а так же других вокально-симфонических произведений.

Камерный репертуар Ершова включал вокальные циклы М. П. Мусоргского, романсы А. П. Бородина, М. Ф. Гнесина, А. К. Глазунова, П. И. Чайковского, а также песни В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Р. Вагнера («Пять песен на стихи М. Везендонк»), русские народные песни, песни миннезингеров, трубадуров и композиторов XVI–XVII вв.

В Консерватории: профессор 2-й степени (1915), профессор 1-й степени (1916) кафедры оперно-сценического искусства. Режиссер-педагог и заведующий кл. оперного пения (1915–1928). Режиссер-педагог Оперной студии (1929–1943).

Называл себя «учителем сцены». Основным педагогическим методом Ершова был показ. Собственным примером он активизировал образное мышление студентов-вокалистов. Уроки напоминали репетиции с глубоким анализом музыкальной партитуры и четкой постановкой артистических задач.

Среди учеников — В. А. Давыдова, М. А. Довенман, А. П. Иванов, В. Н. Кудрявцева, Т. Н. Лаврова, А. А. Мацкевич, И. Е. Пичугин, С. П. Преображенская, К. Е. Цветов, В. А. Чарушников, Э. И. Каплан, П. З. Андреев и многие другие.

Вместе с А. К. Глазуновым, А. В. Оссовским, С. Д. Масловской, М. Г. Климовым, М. О. Штейнбергом, Б. В. Асафьевым, Д. М. Мусиной, Ершов принимал активное участие в создании Оперной студии Консерватории, в которой был режиссером и фактическим художественным руководителем (1923–1941). Поставил студенческие спектакли: «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1923, 1931), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1924, 1935), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1924), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1925), «Фауст» Ш. Гуно (1927), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1928), «Так поступают все» В. А. Моцарта (1931), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1932), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1938).

Вместе с Консерваторией эвакуировался в Ташкент (1942). Умер от сердечной недостаточности (1943).

Талант певца высоко ценили А. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, Б. В. Асафьев. А. К. Глазунов посвятил ему романс «Близ мест, где царствует Венеция златая» (1900). Поклонниками Ершова были А. А. Блок, А. А. Белый, А. В. Луначарский, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев.

Пел под управлением  Л. Ауэра, Ф. М. Блуменфельда, В. А. Дранишникова, А. И. Зилоти, А. К. Коутса, Э. А. Крушевского, Э. А. Купера, Э. Ф. Направника, Д. И. Похитонова, С. А. Самосуда, В. И. Сука, Ф. Штидри.

О творчестве Ершова писали критики: Б. В. Асафьев, В. М. Богданов-Березовский, Б. В. Мазинг, В. И. Музалевский, Э. А. Старк, Н. П. Малков, Э. И. Каплан и др. Известные художники (Б. М. Кустодиев, Г. С. Верейский, А. А. Рубцов, Я. Ф. Циоглинский, А. П. Остроумова-Лебедева, М. Ф. Ларионов, Т. Н. Жирмунская) писали его портреты. Сам Ершов — автор живописных портретов Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника и других деятелей искусств.

Мемориальные доски в Санкт-Петербурге: ул. Гороховая, 4; кл. № 13 Консерватории (Театральная пл., 3). В Музее истории Консерватории хранится бюст Ершова работы неизвестного автора.

Библиография

Сочинения: Антон Рубинштейн // Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма / [сост. С. В. Акимова-Ершова, Е. Е. Шведе; под общ. ред. М. О. Янковского]. Л.; М., 1966. С. 347–350; О Вагнере // Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма / [сост. С. В. Акимова-Ершова, Е. Е. Шведе; под общ. ред. М. О. Янковского]. Л.; М., 1966. С. 350–352; Режиссер, дирижер, художник и артист // Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма / [сост. С. В. Акимова-Ершова, Е. Е. Шведе; под общ. ред. М. О. Янковского]. Л.; М., 1966. С. 352–358; Делюсь опытом // Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма / [сост. С. В. Акимова-Ершова, Е. Е. Шведе; под общ. ред. М. О. Янковского]. Л.; М., 1966. С. 358–361; Всей душой с большевиками // Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма / [сост. С. В. Акимова-Ершова, Е. Е. Шведе; под общ. ред. М. О. Янковского]. Л.; М., 1966. С. 361–365.

Литература: [Лит. об И. В. Ершове] // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: Слов.: [В 2-х ч.]. М., 1991–2000. [Ч. 1]. 1991. С. 173–175. В ст.: Ершов Иван Васильевич…; [Ершов И. В.] // Агин М. С. Вок.-энцикл. словарь. Т. 2. М., 1991. С. 131–135; Иван Васильевич Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма. Л.; М., 1966; Тигранов Г. Г. Поиск художественной правды в деятельности певца-актера // Музыка и борьба за гуманизм и прогресс. Л., 1984. С. 220–230; Гозенпуд А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность: Исследование. Л., 1986.

Архивные источники

Личное дело И. В. Ершова. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих и студентов за 1915–1955. Д. 87. С. 1–93; [Док. И. В. Ершова, 1916–1928]. СПбГМТиМИ. ОР. 30 Ед. хр.; Выписки из памятной книжки И. В. Ершова; Переписка И. В. Ершова (1921–1941);. Ст., посв. И. В. Ершову (в т. ч. статья Е. А. Мравинского, 1923). РНБ. ОР. Ф. 275. Семейный архив С. В. Акимовой.


Н. Б. Селиверстова, 2012