ДРУСКИН (псевдонимы — С. Дмитриев, Дм. Крейслер), Михаил Семёнович (1/14 января 1905, Киев – 20 апреля 1991, Санкт-Петербург) — пианист, крупнейший ученый-музыковед, критик, музыкально-общественный деятель, педагог. Доктор искусствоведения (1946). Профессор (1947). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962). Член Союза композиторов (Ленинградское отделение, 1934). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Родился в семье врача. В 1921 окончил петроградскую Единую трудовую школу (бывшая гимназия Л. Д. Лентовской). Обучался игре на фортепиано у Б. И. Олькиной. Поступил на математический факультет в Петроградский государственный университет. Через год (1922) оставил университет, чтобы учиться на Высших курсах искусствознания Российского института истории искусств (г. Петроград). Обучался на «словесном разряде», посещая семинары Ю. Н. Тынянова и Б. В. Казанского. Затем перешел на «музыкальный разряд», где прошел два семинара под руководством Б. В. Асафьева: «Словарь терминов» Й. Тинкториса и «Памятники русской музыки» (1922–1924).
Одновременно учился на фортепианном факультете в консерватории в кл. А. А. Винклера, затем перешел в кл. О. К. Калантаровой (1922–1925). Проявлял способности к сочинению музыки. Брал уроки композиции у А. М. Житомирского и В. П. Калафати. Сочинил музыку к спектаклю по пьесе В. Хлебникова «Зангези» (1923), был музыкальным оформителем постановки «Моя мама вся на часах» по пьесе А. Введенского и Д. Хармса (1926). В 1924 был исключен из консерватории в связи с «классовой чисткой», но восстановлен по настоянию Л. В. Николаева и О. К. Калантаровой, высоко оценивающих его музыкальное дарование.
Был известен как талантливый пианист-импровизатор, знаток современной музыки. На выпускном экзамене впервые в СССР с успехом исполнил Третью сонату К. Шимановского. Принимал активное участие в организации концертов-выставок, которые по инициативе Б. В. Асафьева проводились в Институте истории искусств. Выступал как исполнитель, пропагандируя старинную и современную музыку (1922–1925). С 1926 регулярно концертировал как солист-пианист и участник камерных ансамблей. Включал в свои программы произведения К. Шимановского, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. Пуленка, Д. Мийо, Э. Сати, М. Кшенека и других современных европейских композиторов.
Одновременно с концертной деятельностью работал в Государственном институте истории искусств как научный сотрудник (1924–1929). В 1929 покинул институт после «классовой чистки» вслед за Б. В. Асафьевым.
Начал преподавать фортепиано и историю музыки во 2-м Государственном музыкальном техникуме (1925–1927), а затем в Центральном музыкальном техникуме (1927–1930), где его коллегами были Б. В. Асафьев, Ю. Н. Тюлин, В. В. Щербачёв, Х. С. Кушнарёв, Г. Н. Попов, И. А. Браудо, Б. А. Арапов и другие корифеи ленинградской музыкальной культуры. Заведовал в техникуме фортепианным отделом и учебной частью. Разработал авторский курс лекций по истории фортепианной музыки, позже ставшим основой его консерваторского курса. Под руководством Б. В. Асафьева принимал участие в организации и работе концертов-выставок и Кружка новой музыки в техникуме. Вступил в члены Ленинградской ассоциации современной музыки (ЛАСМ) и был ее секретарем до самороспуска организации (1926–1928).
С 1926 начал писать о музыке, охватывая широкий спектр проблем критики, эстетики, социологии, психологии восприятия, анализа музыкальных форм. Уже первые его публикации — исследование «Новая фортепианная музыка с систематическим обзором современной фортепианной литературы», статьи о фортепианном творчестве П. Хиндемита и И. Ф. Стравинского (1928) — явились видными событиями в музыкальной культуре 1920-х годов.
Совершенствуясь как пианист, стажировался у А. Шнабеля в Берлине (1930–1932). За границей пропагандировал новую русскую музыку: проводил лекции-концерты, где исполнял сочинения В. В. Щербачёва, Д. Д. Шостаковича, А. В. Мосолова и др. Публиковался в зарубежных журналах «Melos», «Anbruch», «Auftakt». Писал статьи для советской периодической печати о музыкально-театральной жизни Германии, о немецких композиторах, дирижерах, пианистах. Много и успешно концертировал в Германии (Берлин, Кёнигсберг, Кёльн, Франкфурт-на-Майне). Выступал сольно и с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Г. Шерхена (1930) и Ю. Прювера, с которым, в частности, исполнил фортепианный Концерт И. Ф. Стравинского, разученный при непосредственном участии автора (1932). В том же году, впервые в СССР, исполнил этот Концерт на сцене Большого зала Ленинградской филармонии (дирижер Г. Штейнберг). Успех премьерного исполнения положил начало тесной творческой дружбе с И. И. Соллертинским.
Вернувшись, работал в филармонии под руководством И. И. Соллертинского. Писал брошюры в помощь слушателю: о фортепианных концертах Л. Бетховена (1937), Ф. Листа (1938), П. И. Чайковского (1938), В. А. Моцарта (1939), аннотации к Шестой симфонии Л. Бетховена (1936), Первой симфонии Д. Д. Шостаковича (1938) и «Страстям по Матфею» И. С. Баха (совместно с братом, Я. С. Друскиным, 1941). Опубликовал книгу «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936). Подготовил сборник «Французская музыка второй половины XIX века», в который вошли переводные работы Ж. Тьерсо, Ж. Комбарье, Э. Истеля, Ш. Кёхлина, Ж. Продомма (1938). Подвергался резкой критике со стороны официальных органов в связи с тем, что входил в художественный круг К. С. Малевича, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. И. Введенского, Д. Хармса и других представителей советского авангардного искусства, обвиненных в «формализме» и контрреволюционной деятельности.
Отказался от карьеры концертирующего пианиста, посвятив себя научной, педагогической и просветительской музыкальной деятельности. Постоянно проводил лекции-концерты, выступая в качестве штатного солиста-пианиста в Радиокомитете (1932–1936, псевдоним С. Дмитриев). Позднее стал консультантом музыкального радиовещания (1945–1948).
Избран главой ленинградского поста Международного музыкального бюро с центром в Москве (1933–1935) и членом президиума, заместителем председателя секции критики Ленинградского отделения Союза композиторов (1934-1935). Член бюро ячейки Международного общества помощи борцам революции (МОПБР) при Ленинградском отделении Союза композиторов (1936–1938).
С 1934 работал в Фольклорной секции Института антропологии, археологии и этнографии Академии наук в качестве руководителя бригады по собиранию революционных песен. Выпустил две книги: «Революционные песни 1905 года» (1936) и «Русская революционная песня: исследовательский очерк» (1954). Опубликовал «Исследование и материалы по истории русской революционной песни» (1940), став признанным экспертом в этой области музыкознания. После войны избран членом редакционной коллегии по международному революционному фольклору. Рецензировал сборники по данной теме, выступал на международных конференциях в Чехословакии, Югославии, Венгрии.
Работу в консерватории (с 1935) совмещал с курсами повышения квалификации музыкальных педагогов, где читал лекции «История пианизма и фортепианной литературы», а также преподавал в Ленинградском театральном институте (с 1941 заведовал кафедрой музыкального образования). Эвакуировался с Театральным институтом в Кострому (1942), затем переехал в Пятигорск, откуда вынужден был бежать от наступавших немецких войск в Тбилиси, Баку. Добрался до Новосибирска, где встретился с И. И. Соллертинским, затем переехал в Свердловск. Стал заведующим кафедрой истории музыки в Уральской консерватории (1943–1944). Осенью 1944 вернулся в Ленинград и продолжил работать в консерватории.
После смерти И. И. Соллертинского одновременно с педагогической деятельностью, заведовал научно-методическим отделом Ленинградской филармонии (1944–1946). Подготовил к изданию авторские сборники Соллертинского, куда вошло подавляющее большинство его трудов: «Избранные статьи о музыке» (1946), «Музыкально-исторические этюды» (1956), «Исторические этюды и критические статьи» (2 тома, 1963), «Статьи о балете» (1973).
В 1944 защитил в Москве диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения (без защиты кандидатской) на тему «История клавира и клавирной музыки в XVI–XVIII вв.», над которой начал работать в 1938 под руководством И. А. Браудо, а завершил в блокадном Ленинграде в 1941. Ученую степень доктора искусствоведения получил в 1946.
Продолжал научную деятельность в Государственном научно-исследовательском институте театра, музыки и кинематографии (1947–1954). В течение многих лет изучал творчество С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, с которыми был знаком и дружен лично. Среди статей, опубликованных в периодической печати, — «Фортепианное творчество Сергея Прокофьева» (1938), «Балет „Ромео и Джульетта“ Прокофьева», «Пятая симфония Прокофьева» (1940), «Музыкальный театр Прокофьева» (к 70-летию композитора) и др. Выпустил монографию об И. Ф. Стравинском (1975), вызвавшую острую полемику среди советской музыкальной общественности. Стал обладателем первой Премии имени Б. В. Асафьева «За научные труды последних лет» (1984).
Существенно обогатил отечественное баховедение. Подготовил к изданию совместно с Я. С. Друскиным книгу А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах». Посвятил творчеству Баха цикл статей, а также две книги о пассионах и мессах (1972, 1976) и фундаментальную монографию «Иоганн Себастьян Бах» (1986).
Активно поддерживал творческие искания представителей отечественного авангарда — Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке, В. В. Сильвестрова, Г. А. Канчели, А. Р. Тертеряна и других.
В Консерватории: старший преподаватель (1935), и. о. доцента историко-теоретической кафедры (1935–1945), и. о. профессора (1945–1947), профессор кафедры всеобщей истории музыки (1947–1949; 1949–1954), профессор кафедры истории зарубежной музыки (1954–1975), профессор-консультант кафедры истории зарубежной музыки и музыкальной критики (1975–1991). В 1949 был уволен с формулировкой «апологет формализма», но вскоре восстановлен по ходатайству коллег и администрации консерватории.
В разные периоды своей преподавательской деятельности в консерватории разработал и прочел множество лекционных курсов по истории музыки: «История фортепианной музыки» (1937–1941), «История русской музыки» (1944–1949), «История советской музыки» (1944–1948). «История зарубежной музыки» разных исторических периодов и столетий. Его учебник «История зарубежной музыки второй половины XIX века» выдержал 9 переизданий (в том числе переводы на иностранные языки). С 1960-х работал над «Историей зарубежной музыки XX века». Был соавтором программы по истории зарубежной музыки (1978). На протяжении ряда лет читал общий курс истории зарубежной музыки (2-я половина XIX–XX вв.) для студентов-композиторов. Впервые в истории отечественного высшего музыкального образования разработал и читал специальный курс «Музыкальная историография» (1971–1991; вводная часть опубликована посмертно). Читал лекции по истории зарубежной музыки и историографии в Китае (1957). Выезжал на зарубежные конференции, симпозиумы, конгрессы, форумы, принимая активное участие в научных дискуссиях во Франции (1959), Австрии (1961), Болгарии (1965, 1966, 1975), Испании (1967), Западном Берлине (1970–1980-е), в Чехословакии (1961, 1974), Польше (1972), Югославии (1965), Венгрии (1966), Румынии (1967), ГДР (1967, 1970, 1974–1977), а также в Ташкенте, Ереване, Тбилиси, Киеве.
Почетный председатель секции критики и музыкознания в Ленинградском отделении Союза композиторов (ЛОСК). Член Специализированного ученого совета Правления ЛОСК РСФСР, член Правления Союза композиторов СССР, член Всесоюзной музыковедческой комиссии СК СССР и комиссии музыкознания и фольклора СК СССР.
Воспитал множество известных педагогов, ученых, лекторов, публицистов. Выпустил около 30 кандидатов и около 10 докторов искусствознания. Был научным консультантом Н. А. Юденич, С. М. Слонимского, Т. П. Кравченко, Л. Г. Данько, Е. С. Зинкевич, И. Е. Бялого. Дипломы в классе Друскина защитили М. А. Гиндина, Л. Л. Коган (Адигезалова), И. В. Белецкий, А. П. Утешев, А. С. Стратиевский, М. А. Дунаевский, Э. И. Финкельштейн, О. И. Безгубов, И. Я. Родионова, М. Н. Щербакова и др.
Среди аспирантов, защитивших диссертации под руководством Друскина, — Е. В. Майбурова («Музыкальная культура дореволюционного Урала», 1947), Г. К. Абрамовский («Творчество Д. Б. Кабалевского в послевоенный период», 1963), А. К. Кенигсберг («Некоторые вопросы содержания и драматургии тетралогии Вагнера „Кольцо нибелунга“», 1960), Н. А. Мартынов («Творчество А. А. Давиденко (черты стиля)», 1975), Л. В. Михеева («Симфоническое творчество Г. Малера», 1962), С. М. Сигитов («Черты стиля Белы Бартока», 1969), Л. Г. Ковнацкая («Английские национальные черты в творчестве Бенжамена Бриттена», 1970), Хлебаров Иван (Болгария) («Симфонизм болгарских композитов второго поколения», 1971), Торган Янис («Фортепианные концерты Брамса», 1977), В. И. Нилова («Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития»», 1979), И. Е. Бялый («Жанровые истоки и пути формирования классического типа фортепианного трио», 1979), М. Д. Галушко («Музыкально-драматургические функции лейтмотива в немецкой романтической опере первой половины XIX века», 1980), А. Е. Мревлов («Поздний период творчества Й. Брамса», 1983), В. Р. Кисин, («Чарльз Айвз в свете демократических традиций культуры США», 1983) и другие.
Библиография
Основные сочинения: Список трудов М. С. Друскина // Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. Кн. 2 / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева. СПб., 2009. С. 375–401.
Литература: Ямпольский И. М. Друскин М. С. / Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 321–322. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2753/Друскин; Ковнацкая Л. Г. К биографии М. С. Друскина // История и современность. Л., 1981. С. 261–280; Ручьевская Е. А., Климовицкий А. И. Новая книга о Бахе // Советская музыка. 1984. № 9. С. 76; Катонова Н. Ю. Михаил Друскин — пианист // Музыкальная академия. 1995. № 4–5. С. 186–194; Ковнацкая Л. Г., Мищенко М. П. И. С. Бах в жизни братьев Друскиных // Швейцер А. И. С. Бах. М., 2002. С. 657–683; Климовицкий А. И., Розанов И. В. Об этой книге // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. СПб., 2007. С. 18–19; Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. Кн. 1: Статьи. Воспоминания / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2009. 584 с.; Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. Кн. 2: Из переписки / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2009. 428 с.; Мурсалова А. А. «С. Н. Богоявленский. К 100-летию со дня рождения»; «П. А. Вульфиус. Судьба. Творчество. Память»; «Памяти М. С. Друскина»; «Памяти Г. Т. Филенко. К 100-летию со дня рождения» // Opera musicologica. 2012. № 2 (12). С. 104–121. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM12_Mursalova.pdf.
Иконография
Друскин, Михаил Семёнович (1905–1991). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.
Архивные источники
Журнал президиума от 6.09.1921. О принятии Друскина М. С. в число кандидатов на научные сотрудники разряда «История словесных искусств». ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 153. Л. 70 об.; Закончена работа младшего научного сотрудника М. С. Друскина «Критика о Скрябине». 1922. ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 165. Л. 91; Протокол от 29.03.1922. Зачислен в число кандидатов на научные сотрудники разряда истории музыки. ГАОРСС ЛО. Оп. 1. Д. 176. Л. 31об.; [Жизнеописание (Curriculum vitae) Друскина М. С. 3.03.1922]. ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 176. Л. 34; Протокол разряда истории музыки от 24.01.1923. Об утверждении в звании научного сотрудника 2-й категории М. С. Друскина в виду предоставления им в срок конкурсной работы и выполнения требуемых для этого зачетов. ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 205. Л. 3; Свидетельство об окончании Института по факультету истории музыки (копия). ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 225. Л. 12; Заявления и переписка 1928 г. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 515. Л. 122, 123; Личное дело Друскина М. С. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1926–1955. Д. 178. С. 81–122; Личное дело Друскина М. С. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава за 1991. С. 109–217; Друскин М. С. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Музыкального театра за 1991. С. 27–38.
Н. Б. Селиверстова, 2015