СОЛЛЕРТИНСКИЙ, Иван Иванович (1902–1944)

Музыковедческий факультет
Профессор

СОЛЛЕРТИНСКИЙ, Иван Иванович (20 ноября / 3 декабря 1902, г. Витебск – 11 февраля 1944, г. Новосибирск, Заельцовское кладб.) — музыковед, театровед, литературовед, критик, лектор-просветитель. Профессор (1939).

Родился в семье крупного чиновника министерства юстиции (сенатора). Окончил Петроградскую 3-ю мужскую классическую гимназию, в 1917 переименованную в 15-ю трудовую школу (1911–1919).

Работал в Витебске в Губернском статистическом бюро и Театральной секции Народного образования в качестве инструктора (1919–1921). Тогда же начал преподавательскую деятельность: читал лекции по истории театра в Витебской театральной студии при комитете Народного образования.

Окончил Ленинградский государственный университет по специальности «филолог-литературовед» (1921–1924). Учился у видных профессоров Д. К. Петрова, В. М. Жирмунского, Б. А. Кржевского и др. Владел 20 языками. Самостоятельно занимался вопросами истории мировой драматургии, а также прошел курс музыкально-теоретических предметов. Занимался чтением партитур и дирижированием с Н. А. Малько. Поступил в аспирантуру, став научным сотрудником университета (1925).

В эти же годы преподавал литературу и историю искусств в 15-й трудовой школе. С 1923 читал лекции по истории театра, балета и музыки на Высших курсах искусствознания при Государственном институте истории искусств (ГИИИ), в Институте сценических искусств (Театральная академия), в Хореографическом техникуме при Академических театрах, в Педагогическом институте имени М. Н. Покровского. Читал курсы по истории музыки, театра, западноевропейской литературы в Университетах культуры, Домах культуры и других.

В 1923 сдал экзамены по театроведению и музыковедению; окончил аспирантуру по отделу Музыкального театра (1926–1928).

В Государственном институте истории искусств: ученый секретарь театрального отдела (1929–1931), старший научный сотрудник музыкального отделения, читал лекции по предметам: «Истории драматургии», «Истории театра» и «Психологии» на Высших курсах искусствоведения (1924–1929).

Был вольнослушателем индийского отделения Института живых восточных языков (1922–1924).

В Ленинградской филармонии: ученый консультант, заведующий репертуарной частью, зав. лекторским бюро и ответственный редактор издательства (1929–1944); художественный руководитель (1940–1944).

В Государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова: консультант и зав. репертуарной частью, член художественной коллегии и редколлегии (1934–1940).

Возглавлял секцию критики в Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР.

Прочел более 300 вступительных лекций к филармоническим концертам, эффективно способствуя воспитанию музыкальной культуры у широких масс публики.

С 1924 начал публиковать научно-исследовательские и критические статьи по вопросам музыки и театра в газетах и журналах — «Известия», «Смена», «Ленинградская правда», «Советское искусство», «Советская музыка», «Жизнь искусства», «Театр», «Рабочий и театр», «Искусство и жизнь» и др. (свыше 200 статей).

Круг его интересов был очень разнообразен: проблемы музыкального театра, рецензии на постановки, обзоры музыкально-театральной и концертной жизни города.

Соллертинскому принадлежат первые на русском языке труды о Г. Малере, Х. В. Глюке, Ж. Оффенбахе, Б. Сметане, А. Шёнберге и других.

Среди многочисленных исследований — статьи о балете (от XVIII в. до современности), обзорная статья о драматическом театре эпохи Просвещения, крупные литературоведческие работы об испанской литературе и театре, несколько работ о Шекспире, анализ оперной драматургии старых мастеров и современных композиторов, западноевропейская и отечественная вокально-инструментальная музыка XVIII–XX вв.; творчество Г. Берлиоза и Дж. Мейербера, Р. Вагнера и Р. Штрауса, особенности драматургии опер В. А. Моцарта, французская музыка XVIII в. и творчество композиторов С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, И. И. Дзержинского, А. Ф. Пащенко, А. Берга, Э. Кшенека и других.

Особое место и значение в обширной публицистике Соллертинского имеют статьи о Д. Д. Шостаковиче, с которым он дружил с 1927 года.

В Консерватории: преподаватель «Сценического анализа партитуры» на дирижерском факультете, а также «Общей истории театра» и «Истории музыкального театра» на вокальном факультете (1930/1931); и. о. профессора (1936–1939), профессор (1939/1940) на историко-теоретическом факультете и кафедре оперной режиссуры. Читал курсы: «Анализ музыкальной драматургии» и «История музыкального театра», а также лекции по истории музыкально-эстетических учений на 5-м курсе историко-теоретического факультета.

Отличался универсальной образованностью во всех областях гуманитарных знаний, талантом оратора, выдающимся аналитическим даром и умением широко обобщать разнородные художественные явления.

В 1939 работал над историей послебетховенского симфонизма для III и IV томов «Истории Западноевропейской музыки». Тогда же завершил докторскую диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему: «Основы музыкальной драматургии» (1939).

В годы Великой Отечественной войны был в эвакуации вместе с Ленинградской филармонией в Новосибирск, где продолжал осуществлять художественное руководство, а также заведовал репертуарной частью Театра драмы имени А. С. Пушкина, возглавлял кафедру искусствоведения ленинградского Театрального института, читал лекции в филармонии, клубах, воинских частях и библиотеках. Вместе с филармонией выезжал на гастроли по Сибири.

Осенью 1943 был командирован в Москву, чтобы сделать доклад на торжественном заседании к 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского.

Вел огромную переписку с Д. Д. Шостаковичем, В. Я. Шебалиным, Д. Б. Кабалевским, М. С. Друскиным, И. Д. Гликманом, Л. Н. Обориным, Г. Н. Поповым и др. выдающимися музыкальными деятелями, с которым Соллертинского связывали дружеские и профессиональные отношения.

Библиография

Сочинения: Гектор Берлиоз. М., 1932. 56 с.; Густав Малер. Л., 1932. 75 с.; Вторая симфония Брамса. Л., 1936. 22 с.; Кармен: Опера Жоржа Бизе. Л., 1937. 41 с.; «Волшебная флейта» Моцарта. 2-е изд. Л., 1940. 32 с. (1-е изд. – 1938); Седьмая симфония Брукнера. Л., 1940. 40 с.; Драматургия оперного либретто // Советская музыка. 1941. № 3. С. 21–31; Избранные статьи о музыке. Л.; М., 1946. 144 с.; «Кола Брюньон» // Советская опера: сб. критических статей / ред.-сост. М. Гринберг и Н. Полякова. М., 1953. С. 291–199; Музыкально-исторические этюды / вступ. ст. Д. Шостаковича; ред.-сост. М. Друскин. Л., 1956. 362 с.; Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. М., 1962. 48 с.; Шекспир и мировая музыка. М., 1962. 47 с.; Исторические типы симфонической драматургии. М., 1963. 27 с.; Исторические этюды / вступ. ст. Д. Шостаковича; ред.-сост. М. Друскин. Изд. 2-е. Л., 1963. 394 с.; Критические статьи / [ред. М. Друскин; сост. И. Белецкий]. Л., 1963. 183 с.; Статьи о балете / сост. И. В. Белецкий; ред и предисл. М. С. Друскин. Л., 1973. 208 с.; Арнольд Шёнберг // Зарубежная музыка XX века: материалы и документы / сост. И. В. Нестьев. М., 1975. С. 148–155; «Леди Макбет Мценского уезда» // Д. Шостакович. Статьи и материалы / сост. и ред. Г. М. Шнеерсона. М., 1976. С. 160–165; Седьмая симфония Шостаковича // Д. Шостакович. Статьи и материалы / сост. и ред. Г. М. Шнеерсона. М., 1976. С. 206–297; Библиографический указатель работ И. И. Соллертинского / сост. О. А. Гейнина // Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / сост. и авт. коммент. Л. Михеева; общ. ред. И. Гликмана, М. Друскина, Д. Шостаковича. Изд. 2-е, доп. Л., 1978. С. 269–285; Зарубежные издания работ И. И. Соллертинского // Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / сост. и авт. коммент. Л. Михеева; общ. ред. И. Гликмана, М. Друскина, Д. Шостаковича. Изд. 2-е, доп. Л., 1978. С. 286; Список стенограмм, лекций, докладов и выступлений И. И. Соллертинского // Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / сост. и авт. коммент. Л. Михеева; общ. ред. И. Гликмана, М. Друскина, Д. Шостаковича. Изд. 2-е, доп. Л., 1978. С. 286–294; Курсы лекций, прочитанные И. И. Соллертинским // Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / сост. и авт. коммент. Л. Михеева; общ. ред. И. Гликмана, М. Друскина, Д. Шостаковича. Изд. 2-е, доп. Л., 1978. С. 295–296; Выступление на диспуте 30 января 1935 года после МАЛЕГОТовской постановки оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (режиссер В. Э. Мейерхольд) // Советская музыка. 1990. № 5. С. 61–64; Главная симфония Лопухова // Балет. 2003. № 3. С. 14–15; Переписка с И. И. Соллертинским / публ. и вступ. ст. Л. Михеевой; комм. Л. Адэр и Л. Михеевой // Памяти Михаила Семеновича Друскина: в 2 кн. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая и др. Кн. 2. СПб., 2009. С. 29–61; Скрябин и русская музыка // Фортепиано. 2012. № 1–2. С. 42–44.

Литература: Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / сост. и авт. коммент. Л. Михеева; общ. ред. И. Гликмана, М. Друскина, Д. Шостаковича. Изд. 2-е, доп. Л., 1978. 311 с. (1-е изд. – 1974); Михеева Л. В. Соллертинский Иван Иванович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1981. Т. 5. Стб. 180–181; Михеева Л. В. И. И. Соллертинский. Жизнь и наследие / вступ. ст. И. Л. Андроникова. Л., 1988. 256 с.; Шостакович Д. Д. Письма И. И. Соллертинскому / ред. Д. И. Соллертинский и др.; авт. предисл. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 2006. 275 с.; Лоскутов А. Н. И. И. Соллертинский в Ленинградской консерватории // Musicus. 2011. № 2. С. 8–11; Учитель К. А. О неизвестной работе Ивана Соллертинского // Opera Musicologica. 2013. № 2. С. 69–74; Ковнацкая Л. Г., Копытова Г. В. Соллертинский // Шостакович в Ленинградской консерватории, 1919–1930: в 3 т. / сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 2013. Т. 2. С. 108–117.

Архивные источники

Личная карточка И. И. Соллертинского. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1930–1942. Д. 57. С. 15; Личное дело И. И. Соллертинского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих и студии за 1935–1953. Д. 218. С. 140–154.

Н. Б. Селиверстова, 2016