ВИНКЛЕР (Winkler), Александр Адольфович (Alexander Gustav) (19 февраля / 3 марта 1865, Харьков Харьковской губ. Российской империи, ныне Украина – 6 августа 1935, Безансон, Франция) — русский пианист, композитор, музыкальный теоретик, педагог, музыкальный критик австрийского происхождения. Коллежский советник (1910). Профессор 2-й степени (1908). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1901), Св. Анны 3-й степени (1904), Св. Станислава 2-й степени (1907[?]). Член Беляевского кружка.
Окончил гимназию, юридический факультет Императорского Харьковского университета, удостоен звания кандидата прав (1888), и Музыкальное училище Харьковского отделения Императорского Русского музыкального общества по кл. фортепиано И. И. Слатина, удостоен аттестата 1-й степени (1889). Учился также игре на фортепиано у Т. Лешетицкого и композиции у К. Навратила в Вене (1887[?]–1890), брал уроки игры на фортепиано у В. А. Дювернуа в Париже.
В 1890–1896 — старший преподаватель музыки в Харьковском институте благородных девиц. В 1895 опубликовал предназначенное для музыкальных классов института «Краткое руководство элементарной теории музыки…». В этот период ежегодно выступал в концертах Харьковского отделения Императорского Русского музыкального общества.
С 1896 жил в Санкт-Петербурге. Преподаватель музыки Санкт-Петербургского Сиротского института императора Николая I (1897–1912), преподаватель Реформаторского училища (с 1914). Сотрудничал в газете «St.-Petersburger Zeitung» (с 1907). Член жюри Всероссийского конкурса пианистов, устроенного фортепианной фабрикой «Бр. Р. и А. Дидерихс» (Санкт-Петербург, Малый зал Консерватории, 1911). Член-заместитель председателя беляевского Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов (с 1914). Выступал в провинции, в частности, в 1902 в Харькове дал авторский концерт при участии скрипача К. К. Горского.
В Консерватории: преподаватель (1896), старший преподаватель (1903), профессор 2-й степени (1908–1924, с 1923 числился в отпуске). Вел специальный и обязательный классы игры на фортепиано. Среди учеников — И. А. Виленский, В. М. Дешевов, О. Г. Иващенкова, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. Д. Сван.
В 1923 эмигрировал во Францию, жил в Безансоне и Морто. Давал частные уроки игры на фортепиано, гармонии и контрапункта. Вел кл. гармонии в безансонской Ecole municipale de musique (с 1924). Участвовал в концертах как композитор и пианист, выступал с открытыми лекциями в различных городах региона Франш-Конте (Безансон, Понтарлье, Доль и др.). В 1933 принял участие в музыкальной выставке, организованной в Париже Российским музыкальным обществом за границей, исполнив в зале Гаво свою сонату со скрипачкой Д. Мантефель.
Автор симфонической музыки (Увертюра-фантазия «В Бретани», Драматическая увертюра, Вариации на финскую тему для скрипки с оркестром, «Последняя весна» для виолончели с оркестром и др.), камерно-инструментальных произведений (3 струнных квартета, альтовая и виолончельная сонаты, фортепианный квинтет и др.), сочинений для фортепиано (в т. ч. Вариации и фуга на тему И. С. Баха для 2-х фортепиано в 4 руки), песен, хоров. Первый струнный квартет (до мажор, 1897) был удостоен премии Санкт-Петербургского Общества камерной музыки. Симфоническая музыка Винклера исполнялась в Общедоступных русских симфонических концертах. Композитор принимал участие в коллективных работах «беляевцев»: сочинении двух вариационных циклов на русские темы, оркестровке «Карнавала» Р. Шумана. Сделал ряд переложений для фортепиано в 4 руки оркестровых произведений М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова (в т. ч., «Раймонда», «Барышня-служанка», Симфония № 8), А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, Н. Я. Мясковского. Сочинения и переложения Винклера публиковались издательствами «М. П. Беляев», «D. Rahter», «Prague: Urbanek».
Состоял в дружбе и переписывался с А. К. Глазуновым, который посвятил ему 4 прелюдии и фуги (op. 101). Среди других сочинений, посвященных Винклеру — 4 этюда (op. 2) С. С. Прокофьева и соната для фортепиано (op. 3) А. Н. Кобылянского.
Библиография
Сочинения: [Соч. А. А. Винклера с 1895 по 1929] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 164.
Литература: Винклер Александр Адольфович // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 243; Винклер Александр Адольфович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 231; Винклер Александр Адольфович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 164; Ямпольский И. М. Винклер Александр Адольфович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 791. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1622/Винклер; Прокофьев С. С. Автобиография. 2-е изд., доп. М., 1982. 600 с.; Глазунова-Гюнтер Е. Мой отец — Александр Глазунов // Сов. музыка. 1990. № 10. С. 46–55; Прокопчук А. В. Струнные квартеты «Беляевцев» в зеркале эпохи (на примере произведений Н. Соколова и А. Винклера) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток — Запад: материалы науч. конф. 17–18 мая 2006 г., 25–26 апр. 2007 г. Вып. 13/14. Владивосток, 2007. С. 126–131; Винклер Александр Адольфович // Российское зарубежье во Франции, 1919–2000: биогр. словарь: в 3 т. Т. 3 / под общей ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. М., 2008. С. 281–282; Копылова М. А. С. Прокофьев в классе А. А. Винклера // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. Вып. 8. Оренбург, 2010. С. 20–28.
Нотография
[Соч. А. А. Винклера] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 791. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1622/Винклер.
Архивные источники
Винклер А. А. Письма (10) Глазунову Александру Константиновичу, 1907–1927. ОР РНБ. Ф. 187. Архив А. К. Глазунова. Ед. хр. 821. 29 л. (9 конв., 1 чис.); Винклер А. А. Письмо Венгерову Семену Афанасьевичу с краткими автобиографическими сведениями, 1912, 17 дек. ОР ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 377. Архив С. А. Венгерова. Оп. 7. Ед. хр. 861. 3 л.; Дело преподавателя Винклера, 1906–1909. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 31. 48 л.
М. И. Алейников, 2013