УЗИНГ (в замужестве Никитина), Мария Оттовна (1899 – не ранее 1966)

Кафедра сольного пения
Доцент

УЗИНГ (в замужестве Никитина), Мария Оттовна (23 марта / 5 апреля 1899, Санкт-Петербург – не ранее 1966) — певица (лирическое сопрано), педагог. Доцент (1962, ученое звание). Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1960). Награждена почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятско-Монгольской АССР (1954) и медалями «За трудовое отличие» (1954), «В память 250-летия Ленинграда» (1957).

Первые музыкальные знания получила от отца — скрипача различных оркестров Санкт-Петербурга (после 1917 музыканта-исполнителя в кинотеатрах). С ранних лет обучалась игре на фортепиано, играла в ансамбле с братьями — виолончелистом и скрипачом.
В 1908–1916 — учащаяся частной женской гимназии В. А. Субботиной.

С августа 1916 поступила на службу в качестве конторщицы в Русский для внешней торговли банк; в 1918–1920 работала в правлении Государственных электрических станций.

С 1920 — студентка вокального отделения II-й ступени техникума при Ленинградской консерватории: класс профессора Н. К. Акцери (1920–1923), класс преподавателя Н. Н. Зайцевой (1923), класс преподавателя А. А. Гюббенет (январь 1924 – 1925). В 1925–1931 — студентка вокального отделения исполнительского факультета консерватории, класс профессора М. И. Бриан. В 1935–1936 — аспирант-исполнитель (класс профессора М. И. Бриан).

В 1931–1933 — артистка хора Музкомедии Госнардома. Зиму 1932/1933 работала в качестве педагога по постановке голоса в Детском игровом театре Московско-Нарвского района. Летом 1933 выступала как солистка Ленкрайгомэц’а в городском парке.

С 1933 проживала в Йошкар-Оле, где выступала в концертах на радио (в том числе с исполнением марийских народных песен), в Марийском государственном театре (ныне — Марийский театр оперы и балета им. Э. Сапаева); вела класс сольного пения в Марийском областном техникуме искусств (1934/1935 учебный год). С 1933 по 1935 была участницей постановок Горьковского передвижного оперного театра в гг. Брянск, Йошкар-Ола, Курск, Орел, Саранск (лирический репертуар).

В 1936–1953 — педагог сольного пения в Музыкальном училище при консерватории.

Помимо работы в профессиональных учебных заведениях с 1936 руководила кружками самодеятельности в клубе имени I Пятилетки Электротехнического института (ныне — Санкт-петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), Выборгского Дома культуры и других.

В 1936 началась и исполнительская деятельность М. О. Узинг. Выступала с сольными концертами в Малом зале им. А. К. Глазунова, в тематических концертах-лекциях от лектория Ленинградской филармонии, в Государственном научно-исследовательском институте театра и музыки (ныне — Российский институт истории искусств), на Ленинградской студии радиовещания (радиомонтажи «Кофейная кантата» И. С. Баха, «Коронация Поппеи» К. Монтеверди, «Служанка-госпожа» Дж. Перголези), в клубах заводов. Сотрудничала в подготовке программ из произведений Л. ван Бетховена, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева, П. И. Чайковского с музыковедами А. Е. Будяковским, И. И. Соллертинским. Изучала и исполняла редко исполняемые произведения классического репертуара (по заданию кабинета звукозаписи при консерватории), сочинения студентов-композиторов класса профессора Х. С. Кушнарева, М. О. Штейнберга, композиторов-современников (В. А. Власова, Н. Я. Мясковского, Г. В. Свиридова, Ю. А. Шапорина, Л. А. Шварца, И. П. Шишова), а также произведения композиторов братских республик и песни народов СССР (азербайджанские, армянские, марийские, тюркские).

Во время Великой Отечественной войны в составе концертных бригад обслуживала призывные пункты и воинские части Ленинграда. Оставшись в блокадном городе, продолжала работать со студентами (Зинаида Буйских, Екатерина Ожимкова, Павла Панченко и др.) в помещении школы имени Н. А. Римского-Корсакова, где одновременно заведовала их производственной практикой; организовала и сама принимала участие в шефской работе в воинских частях и госпиталях, руководила армейской самодеятельностью.

В 1950–1952 проходила обучение в вечернем Университете марксизма-ленинизма при Горкоме ВКП(б).

В 1940–1950-е гг. активно занималась научно-исследовательской и методической работой. В 1947 в Кемерово проводила консультации для педагогов-вокалистов музыкальных училищ. В 1958 в Улан-Удэ выступала на Всесоюзном семинаре для преподавателей музыкальных училищ с докладом «Работа над сглаживанием регистров певческого голоса» (с показательным уроком), сделала доклад в местном училище на тему «О новом в вокальной методике», участвовала в подготовке к декаде артистов Театра оперы Бурятской АССР. В 1959 выступала во Всесоюзном театральном обществе с докладом «О творческом методе воспитания вокалистов» с показом студентов Ленинградской консерватории. В 1960 участвовала в работе семинара по повышению квалификации преподавателей сольного пения консерваторий страны (Москва), представив доклад «О воспитании вокалистов и методических установках, принятых вокальным факультетом ЛОЛГК».

В Консерватории: ассистент (1936–1941, 1944–1950) кафедры сольного пения класса профессора М. И. Бриан; преподаватель (1950–1955), и.о. доцента (1955–1962), доцент (1962–1966) вокального факультета. Среди учеников — Т. В. Богданова (солистка Малого театра оперы и балета), Е. Р. Перрель-Изотова (солистка Новосибирского театра оперы и балета), О. Н. Шалбуева (солистка Бурятского государственного академического театра оперы и балета), Н. К. Шубина (солистка Государственного Ордена Ленина академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова) и другие. В 1945 по линии научно-методической работы на заседании факультета сделала доклад на тему «Задачи первого года обучения вокалиста» с показательным уроком, в 1951 — «О певческом дыхании».

Программы концертных выступлений:

Ленинградская консерватория. Малый зал имени А. К. Глазунова. «Итальянские композиторы XVII и XVIII вв.» (1937); «Марийские народные песни» (1937, в рамках Декады советской музыки); «Романсы М. А. Балакирева» (1938); «Французские композиторы XVII и XVIII вв.» (1938); «Романсы А. А. Михайлова» (1939); «Органный вечер»: Кантата Д. Букстехуде для голоса, 2-х скрипок и органа (1940); «Французские импрессионисты» (1941); «Романсы К. Дебюсси» (1946); «Романсы М. Равеля» (1947); «Греческие и еврейские народные песни» (1947).

Государственный музыкальный научно-исследовательский институт. Концерт памяти Н. А. Римского-Корсакова (1938); Концерт из произведений испанских композиторов (1938).

Оперный репертуар (Горьковский передвижной оперный театр):

Ж. Бизе. «Кармен» (Микаэлла, Фраскитта); Ш. Гуно. «Фауст» (Маргарита); Л. Делиб. «Лакме» (Елена); Р. Планкет. «Корневильские колокола» (Жермен); А. С. Даргомыжский. «Русалка» (Ольга); М. П. Мусоргский. «Борис Годунов» (Ксения); Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь» (Панночка), «Царская невеста» (Марфа, Сабурова); А. Г. Рубинштейн. «Демон» (Тамара); П. И. Чайковский. «Евгений Онегин» (Татьяна), «Пиковая дама» (Пастушка), «Черевички» (Оксана).

Иконография

Узинг, Мария Оттовна (1899 – не ранее 1966). Фото (47 х 33 мм) 1922 г. // Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих и студентов за 1922–1954. Д. 234. Л. 29; Фото на документы (56 х 44 мм) 1958 г. // Дело Узинг М. О. на утверждение в ученом звании доцента. Архив СПбГК. Д. 890. Л. 7; Фото на документы (58 х 45 мм) 1961 г. // Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученых званиях за 1961. Д. 1063. Л. 29; Фото на документы (52 х 45 мм) 1955 г. // Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава за 1955. Кафедра сольного пения. Архив СПбГК. Д. 691. Л. 133; Фото на документы (44 х 33 мм) 1949 г. // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и оперной студии за 1966. Д. 69. Л. 2.

Библиография

Сочинения: Спектакль в честь фестиваля // Музыкальные кадры. 1957. № 8 (24 июня). С. 3. Примечание: о постановке «Золушки» к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов; В студенческом научном кружке. Доклад Н. Юреневой // Музыкальные кадры. 1958. № 6 (29 апреля). С. 2. Примечание: о старинном русском романсе; Научная работа аспиранта Ю. Барсова // Музыкальные кадры. 1959. № 3 (25 марта). С. 1; Профессор Петербургской консерватории Н. А. Ирецкая // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей / ред. Л. Б. Дмитриев. Л., 1982. С. 23–36.

Сочинения (не опубликовано): «Одно из направлений русской вокальной школы и его история»; «Заслуженная артистка РСФСР профессор М. И. Бриан»; «Достижение средств выразительности в вокале»; «О творческом методе воспитания певцов»; «Научное обоснование вокальной терминологии».

Архивные источники

Петроградская государственная консерватория. Узинг Мария Оттовна. 1920 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. д. 3264. Л. 1–2; Личное дело Узинг М. О. // Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих и студентов за 1922–1954. Д. 234. Л. 27–62; [Документы М. О. Узинг на замещение в должности]. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава за 1955. Кафедра сольного пения // Архив СПбГК. Д. 691. Л. 132–140; Дело Узинг М. О. на утверждение в ученом звании доцента за 1958 // Архив СПбГК. Д. 890. Л. 1–28; Ученый Совет. Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей проф.-преп. состава за 1960. [М. О. Узинг] // Архив СПбГК. Д. 994. Л. 81–90; [Документы М. О. Узинг на утверждение в ученом звании] // Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученых званиях за 1961. Д. 1063. Л. 22–50; Личное дело Узинг М. О. // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и оперной студии за 1966. Д. 69. Л. 1–34; Личные карточки Узинг М. О. // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1966. Д. 1426. Л. 22–26 об.

М. В. Михеева, 2017