ЛУКАНИН, Василий Михайлович (1889–1969) 

Кафедра сольного пения
Профессор

ЛУКАНИН, Василий Михайлович (27 апреля / 9 мая 1889, с. Дуброво Пермской обл. – 10 октября 1969, Ленинград) — оперный и концертный певец (бас-баритон), педагог. 

Заслуженный артист РСФСР (1940). Профессор (1966). Награжден медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945) и «К 250-летию Ленинграда» (1953).

Родился в семье священнослужителя. Окончил Пермское городское духовное училище (1899–1904). Пел в церковном хоре, обнаружив большие музыкальные способности. С 14 лет уже сам руководил хором. 

Обладал сильным голосом красивого тембра, ровным во всех регистрах и громадного диапазона.

Переехал в Соликамск, где выступал как певец в концертах с балалаечным оркестром (1904–1909). На заработанные деньги поехал в Санкт-Петербург, где обучался на Частных курсах профессора И. С. Томарса (1909–1913). 

Был артистом хора в театрах «Зоологический сад»  (1909), «Зимний буфф» (1910–1911), «Луна-Парк» (1912). Выступал в театрах «Троицкий театр миниатюр» (1912–1913), «Литейный театр миниатюр» (1913–1914). Был солистом  «Театра Музыкальной Драмы» (1912–1918). 

Много гастролировал в составе оперной антрепризы М. К. Максакова в городах Урала, Сибири, Дальнего востока (1918–1922; 1926–1927). Концертировал в Харбине, Пекине, Шанхае и других городах Китая (1922–1924). Как солист выступал в составе «Аквариума» — бывшей оперной антрепризы С. И. Зимина (Москва, 1924–1925).

Был солистом театра оперы и балета Киева (1925–1926), Астрахани (1926–1928), Перми (1927–1928), Саратова (1928, 1931–1932), Нижнего Новгорода (1928), Екатеринбурга (1927–1928), Баку (1928–1930), Тбилиси (1932–1934). Овладел огромным оперным и камерным репертуаром. 

Поступил в качестве солиста в оперную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1935–1968). Пел ведущие басовые и баритональные партии в классическом и современном оперном репертуаре, создавая яркие драматические и характерные сценические образы: Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), хан Кончак и князь Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Борис Годунов и Варлаам («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Князь Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского), Иван Сусанин (одноименная опера М. И. Глинки), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Король Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мельник («Русалка А. С. Даргомыжского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова) и многие другие. 

Его сценическими партнерами были Л. А. Андреева-Дельмас, К. Г. Держинская, Г. М. Нэлепп, Ф. И. Шаляпин, И. П. Яшугин и другие.

Год провел в тюрьме, арестованный по обвинению в шпионаже в пользу Японии, где сидел в одной камере с будущим маршалом К. К. Рокоссовским (1938–1939). Освободившись за отсутствием состава преступления, продолжил работу в ГАТОБе, получив звание Заслуженного артиста РСФСР (1940). 

Во время Великой Отечественной войны выступал в составе фронтовых бригад. 

Был членом Художественного совета ГАТОБа. Выступал с камерными концертами, исполняя романсы отечественных и зарубежных композиторов. Записывался на грампластинки.

Испытывал глубокий интерес к вокальной педагогике. Помогал в работе над партиями коллегам по театру, преподавал вокал в музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова (1947). В своих занятиях применял систему упражнений своего учителя И. С. Томарса, вырабатывающую певческое дыхание. 

В Консерватории: преподаватель (1948–1950), и. о. доцента (1950–1951; 1956–1964), доцент, и. о. профессора (1964–1966), профессор (1966–1968) кафедры сольного пения. 

Активно занимался вопросами методики преподавания вокала. Был членом Методического совета Министерства культуры РСФСР. 

Консультировал вокальные отделы Музыкальных училищ Ленинграда, Петрозаводска, Вологды и Мурманска. 

По поручению вокальной кафедры рецензировал методические работы. Участвовал в составлении кафедрального сборника вокальных упражнений с аннотациями. Читал доклады по развитию вокальной техники. Давал открытые уроки в консерваториях Москвы и Таллинна. 

В 1962 году был членом жюри II Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки. В 1965 году получил диплом об окончании Консерватории, выданный Ученым Советом, так как в свое время не получил консерваторского образования.

Среди выпускников его класса — В. П. Малышев, Е. Е. Нестеренко, С. Л. Гаудасинский, А. Буянов, Г. В. Селезнев и другие.

Библиография

Сочинения: Мудрый, доброжелательный советчик // Музыкальные кадры. 1964. № 19, 25 декабря. С. 3 [к 80-летию со дня рождения Б. В. Асафьева]; Мой метод работы с певцами. Л.: Музыка, 1972. – 47 с.; Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977. – 87 с.

Литература: Е. Н. Дюкина. Луканин Василий Михайлович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3: КОРТО – ОКТОЛЬ. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Стб. 334–335; Нестеренко Е. Е. В классе профессора Ленинградской консерватории В. М. Луканина // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.: Музыка, 1982. С. 70–75.

Архивные источники

Личное дело Луканина Василия Михайловича. Архив СПбГК. Д. 96 от 1. 03. 1968. 24 л.; Утверждение в ученом звании доцента Луканина Василия Михайловича. Ученый совет от. 3. 09. 1963. Архив СПбГК. Д. 1181. С. 63–83; Дело на утверждение в ученых званиях. Луканин В. М. утвержден в звании профессора. Ученый совет от 9. 03. 1966. Архив СПбГК. Д. 1389. С. 16–19; Луканин Василий Михайлович. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1951 год. Архив СПбГК. Д. 523. Л. 95 об.; Луканин В. М. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1968. Архив СПбГК. Д. 1546. Л. 28–30 об.

Н. Б. Селиверстова, 2018