ТАРТАКОВ, Иоаким (Иоахим) Викторович (1860–1923)

Кафедра сольного пения
Профессор

ТАРТАКОВ, Иоаким (Иоахим) Викторович (2/14 ноября 1860, Одесса – 22 января 1923, Петроград, ныне Санкт-Петербург, Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре) — оперный и камерный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог. Заслуженный артист Императорских театров (1911). Профессор (1920). Заслуженный артист РСФСР (1923).

С детства был увлечен оперным искусством. Регулярно посещал Одесский оперный театр, который абонировала итальянская труппа. С 16 лет занимался вокалом у примадонны итальянской оперы В. И. Лушковской, затем у других учителей. Вскоре начал выступать в благотворительных одесских концертах, обратив на себя внимание широкой публики, среди которой была мать А. Г. Рубинштейна, направившая его в Санкт-Петербург.

А. Г. Рубинштейн, прослушав юношу, рекомендовал его директору Консерватории К. Ю. Давыдову.

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу сольного пения у К. Эверарди с большой серебряной медалью (1877–1881). Эверарди называл его своим любимым учеником и очень гордился им.

По приглашению антрепренера С. А. Пальма стал солистом Одесского оперного театра, где дебютировал в партии Риголетто в одноименной опере Дж. Верди (1881). Через год стал солистом Мариинского театра (1882–1884). Выступал в благотворительных концертах, а также в концертах светских музыкальных салонов, завоевав любовь публики. Участвовал в концерте известной пианистки С. Ментер (1884), заслужив хвалебную рецензию Ц. А. Кюи.

Уехал в Киев, где вошел в оперную труппу И. Я. Сетова (1884–1893). Стал кумиром публики и приобрел огромный репертуар, в который входили как лирические, так и драматические баритональные партии. Отличался ярким артистическим даром, который особенно проявлялся в партиях Демона (одноименная опера А. Г. Рубинштейна), Риголетто, Жермона (опера Дж. Верди «Травиата») и Онегина (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»), Фигаро (опера Дж. Россини «Севильский цирюльник»), Дон Жуан (одноименная опера В. Моцарта), Альберих, Тельрамунд («Кольцо нибелунга» Р. Вагнера) и других.

В летние сезоны Тартаков пел в антрепризе М. В. Лентовского в Москве и в оперетте (театр в саду «Аквариум»).

Вместе с оперной труппой В. Н. Любимова участвовал в гастролях по Западной Европе: Германии, Дании и Англии, представляя зарубежной публике русский оперный репертуар и, в частности, оперы А. Г. Рубинштейна, в которых исполнял партии Демона, Купца Калашникова (одноименная опера), партию Вязьминского (опера «Опричник»).

Выступал в антрепризных оперных спектаклях в Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, Керчи и других российских городах. Два года пел в оперном театре Тифлиса под руководством М. М. Ипполитова-Иванова (1887–1889).

В Киеве впервые исполнил под руководством дирижера И. В. Прибика партию Елецкого в опере «Пиковая дама», заслужив восторженную похвалу автора, П. И. Чайковского, который присутствовал на спектакле.

В 1888, выступая в антрепризе Н. Н. Савина, поставил в качестве режиссера оперу Ж. Бизе «Кармен» и, впервые в Киеве, оперу П. И. Чайковского «Мазепа».

Гастролировал с труппой И. П. Прянишникова в Москве и Санкт-Петербурге. Под управлением П. И. Чайковского исполнил партии Демона, Валентина (опера Ш. Гуно «Фауст») и Онегина (опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского).

С 1893 работал в Санкт-Петербурге. Летом — в театре «Аркадия», зимой — в Малом театре (театр М. А. Суворина). С огромным успехом впервые в Санкт-Петербурге исполнил партию Гамлета (одноименная опера А. Тома) и Тонио (опера Р. Леонкавалло «Паяцы»).

Преподавал вокал на Музыкальных курсах Е. П. Рапгофа (1894 – после 1915).

По инициативе Э. Ф. Направника с 1894 года вернулся в труппу Мариинского театра, продолжая интенсивно гастролировать по российским городам, а также в Берлине, в Гранд-опера во время парижской Всемирной выставки 1900 года, в Лондоне, Стокгольме и других европейских городах. Выступал на курортах Германии и Австрии, а также в Кисловодске в труппе М. М. Валентинова, где однажды спел Демона (одноименная опера А. Г. Рубинштейна) на открытой площадке в горах.

Концертировал как камерный певец. Его программы включали более 600 произведений разных эпох и стилей. Среди них — романсы М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, К. Ю. Давыдова, а также произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Обладал красивым звучным баритоном широкого диапазона, ровным во всех регистрах. В совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой бельканто. Его мастерство базировалось на органичном сочетании итальянской школы пения с русским реалистическим сценическим искусством.

Выступал под управлением таких дирижеров, как Э. Ф. Направник, А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкий, В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд, Н. А. Малько и других выдающихся музыкантов.

А. Г. Рубинштейн посвятил Тартакову романс «Серенада», А. С. Аренский — романс «В тиши и мраке таинственной ночи».

Среди сценических партнеров — И. В. Ершов, А. В. Нежданова, М. Н. Кузнецова-Бенуа, Е. К. Мравина, И. А. Алчевский, А. В. Секар-Рожанский, Д. А. Смирнов, А. Больска, А. М. Давыдов, Р. Г. Горская и другие выдающиеся оперные артисты.

Вокально-артистический талант певца высоко ценили В. В. Стасов, К. С. Станиславский, А. К. Глазунов, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. Его профессиональными советами пользовались Ф. И. Шаляпин, Н. Н. Куклин и другие известные певцы.

В 1909 году был назначен на должность главного режиссера Мариинского театра, оставаясь ведущим артистом оперной труппы. Поставил оперу А. Г. Рубинштейна «Нерон» и оперу Дж. Россини «Севильский цирюльник».

После революции, оставаясь солистом обоих петроградских академических театров, вел огромную концертную работу в рабочих клубах и воинских частях Красной Армии, флота и авиации. Стал одним из организаторов и первым заведующим художественно-административной части Малого оперного театра, где поставил оперу Р. Леонкавалло «Паяцы» (1921).

В Консерватории: приглашен по инициативе А. К. Глазунова; профессор класса специального пения (1920–1923). Среди учеников — М. Н. Кузнецова-Бенуа, А. М. Брагин, М. А. Славина, М. В. Бочаров, Л. М. Образцов, И. Г. Супруненко, М. С. Давыдова, А. И. Батурин, З. П. Лодий, Л. Н. Ратнер, Ю. А. Модестов, Н. И. Сперанский, С. А. Авиром и другие.

Тартаков придерживался педагогических принципов К. Эверарди. Не создав стройной теоретической системы, певец работал над проблемами постановки голоса индивидуально, добиваясь от каждого свойственных ему «приспособлений», исправляя природные недостатки певческого аппарата. Главным его требованием было «открытое горло» и глубокое дыхание, дающее свободу звукоизвлечению, а также осмысленность выразительного пения, ясность дикции. В используемый им учебный репертуар входили произведения Ф. Генделя, Й. Гайдна, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Дж. Перголези, Дж. Паизиелло, А. Скарлатти, Ф. Керубини, Ф. А. Филидора, А. Гретри, Э. Мегюля, Л. ван Бетховена, К. М. Вебера и др. романтиков; из русских композиторов — М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов Могучей кучки, П. И. Чайковского, С. И. Танеева и Н. А. Римского-Корсакова.

Одним из первых русских певцов записывался на грампластинки в Санкт-Петербурге: «Э. Берлинерс граммофон» (1899), «Интернациональ Зонофон» (1901), «Граммофон» (1901 и 1913), «Пате» (1903); в Москве — «Граммофон» (1901).

Дискография

Тартаков Г. И. Книга о И. В. Тартакове / предисл. и коммент. Ю. Ф. Котлярова. Л., 1987. С. 86–87.

Библиография

Литература: Ярон С. Г. Воспоминания о театре (1867—1887). Киев, 1898. 420 с. Примечание: о Тартакове на с. 276, 303, 320, 325–327, 393; Геркен Е. Юбилей И. В. Тартакова (Риголетто – Мариинский театр) // Жизнь искусства. 1919. № 123 (29 апреля). С. 1; Вальтер В. Памяти И. В. Тартакова // Театр. 1923. № 5. С 24; Додо И. В. Тартаков. (Некролог) // Зрелища. 1923. № 22. С. 19; Диков А. И. В. Тартаков // Зрелища. 1923. № 23. С. 8–9; Теляковский В. На артистическом посту. Годовщина смерти Тартакова // Театр. 1924. № 4. С. 1–3; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890–1930 гг. / вступ. ст. О. С. Литовского, Б. В. Асафьева. Л., 1936. 254 с. Примечание: о И. Тартакове на с. 11; Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. Петербургская опера и ее мастера: 1890–1910. Л.; М., 1940. С. 104–110; Левик С. Ю. Иоаким Тартаков // Советская музыка. 1959. № 2. С. 131–133; Тартаков Г. Иоаким Викторович Тартаков // Музыкальная жизнь. 1960. № 23. С. 16–17; Левик С. Ю. Записки оперного певца / вступ. ст. В. Богданова-Березовского. 2-е изд., перераб и доп. М., 1962. 713 с. Примечание: о Тартакове на с. 709; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. М., 1967. 303 с. Примечание: о Тартакове на с. 150, 151, 159, 221; Тартаков Г. Иоаким Викторович Тартаков: (Очерк жизни и творчества) // Музыка и жизнь: [сборник]. Вып. 2. Л.; М., 1973. С. 206–215; Воспоминания о П. И. Чайковском: сб. статей / сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. 2-е изд., перераб и доп. М., 1973. 559 с. Примечание: о Тартакове на с. 309, 482; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX–XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890–1904. Л., 1974. 264 с. Примечание: о Тартакове на с. 13; Зарубин В. И. Тартаков Иоаким Викторович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1981. Т. 5. Стб. 445; На путях оперного реализма // В мире музыки: ежегодник. 1985. М., 1984. С. 105–106; Тартаков Г. Книга о И. В. Тартакове / предисл. и коммент. Ю. Ф. Котлярова. Л., 1987. 88 с.; Тартаков Иоаким Викторович // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.]. Ч. 2. М.: Композитор, 2000. С. 85–86; Соколов Н. Н. Ф. И. Шаляпин и русские певцы его времени на сцене Курзала Кисловодска // Федор Шаляпин: Воспоминания. Статьи / сост. Н. Н. Соколов. Москва: Издательство Наталис: Рипол Классик, 2004. С. 379–188; Последняя гастроль // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. № 157 (25 августа). С. 5. Примечание: о гибели певца И. В. Тартакова в автомобильной катастрофе 21 января 1923 г. в Петрограде.

Н. Б. Селиверстова, 2016