СУПРУНЕНКО, Иосиф Гаврилович (1861–1936)

Кафедра сольного пения
Профессор

СУПРУНЕНКО, Иосиф Гаврилович (8/20 сентября 1861, Харьков – 14 января 1936, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор), музыкально-общественный деятель, педагог. Профессор (1907). Заслуженный артист РСФСР (1924).

Родился в крестьянской семье. Музыкальное образование получил в Императорской Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге, куда был принят по набору малолетних певчих (1871–1881).

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию с Малой серебряной медалью по классу сольного пения у К. Эверарди (1881–1885).

В годы учебы выступал в Одесском оперном театре в партиях Фауста (опера Ш. Гуно «Фауст») и Хозе (опера Ж. Бизе «Кармен»).

Пел на сцене Мариинского театра (1885/1886, дебютировал партией Германа в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама», 1909/1910), в московском Большом театре (1889–1907), на оперных сценах Киева (1886/1887), Тбилиси (1887–1889), Казани (1890/1891, 1896), Харькова (1895/1896). Был солистом Одесского оперного театра (1893–1895; 1899–1907).

Исполнил партию Германа на одесской премьере оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» по просьбе и в присутствии автора (1893).

В 1891–1894 гастролировал в Италии, где с успехом выступал в оперных театрах и на концертных площадках Милана, Бергамо, Турина, Савильяно. Выступал в Риге (1908). Возглавлял антрепризу в Одессе (1890-е гг.).

Обладал голосом приятного тембра и отличной дикцией. Исполнение отличалось музыкальностью и ярким темпераментом. Гастролировал как концертный певец во многих городах, в том числе выступал в Саратове, Каменец-Подольске.

В обширный репертуар входили лирические и драматические партии: Ленский (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»), Фауст (одноименная опера Ш. Гуно), Альфред (опера Дж. Верди «Травиата»), Хозе (опера Ж. Бизе «Кармен), Канио (опера Доницетти «Паяцы»), Собинин и Баян в операх М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», Князь (опера «Русалка» А. С. Даргомыжского), Левко (опера «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Герцог (опера Дж. Верди «Риголетто»), Альмавива (опера Дж. Россини «Севильский цирюльник»), Самозванец (опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов») и другие.

В симфонических концертах исполнял сольную партию в 9-й симфонии Л. ван Бетховена (Санкт-Петербург, 1888, Одесса, 1901), выступая в ансамбле с такими певцами, как М. Д. Каменская, О. И. Камионский, В. Я. Майборода, Е. И. Мусатова-Кульженко, Г. Сюннерберг, А. П. Антоновский и др. Солировал в духовной трилогии «Бегство в Египет» Г. Берлиоза (Санкт-Петербург, 1884) и «Торжественной мессе» Дж. Россини (Санкт-Петербург, 1897). В камерных концертах исполнял романсы M. И. Глинки, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, Н. В. Лысенко. С большим мастерством пел украинские народные песни. Выступал под управлением дирижеров В. О. Зеленого, Е. Е. Плотникова, А. Д. Шереметева, Н. Эммануэля.

Педагогическую деятельность начал в Одесском музыкальном училище (1894–1895; 1899–1907) и Одесской частной музыкальной школе (1900). Был приглашен в качестве профессора в Санкт-Петербургскую Императорскую Придворную певческую капеллу, где преподавал сольное пение (1907–1923).

В Консерватории: и. о. профессора класса сольного пения (1923–1925).

По совместительству вел сольное и хоровое пение в Музыкальном техникуме при консерватории.

Как педагог продолжал школу итальянского пения К. Эверарди. Придерживался эмпирического метода преподавания своего учителя, предпочитая показ приема звукообразования вместо словесного разъяснения. Среди его учеников — Г. Ф. Большаков и Н. Я. Чесноков.

После Октябрьской революции (1917) много занимался музыкально-общественной работой, участвовал в концертной деятельности и выездных оперных спектаклях. В 1924 участвовал в концертах Кружка друзей русской камерной музыки.

Библиография

Литература: Музыка в провинции. Одесса // Российская музыкальная газета. 1901. № 12. Стб. 375. Примечание: об участии И. Супруненко в концерте; исполнение оратории А. Г. Рубинштейна «Вавилонская башня»; Грошева Е. А. Образ певицы // Елена Климентьевна Катульская / ред.-сост. Е. А. Грошева. М., 1973. С. 17–144. Примечание: о Супруненко см. с. 20–21; Супруненко Иосиф Гаврилович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 350–351. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7338/Супруненко; Котляров Б. Я. Музыкальная жизнь Бессарабии конца XIX — начала XX в. // Котляров Б. Я. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России. Кишинев, 1982. С. 45–92. Примечание: о Супруненко см. с. 47–48; Супруненко, Иосиф Гаврилович // Академик. Большая биографическая энциклопедия, 2000–2017. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/117540/Супруненко.

Архивные источники

Протокол Художественного совета от 3.05.1885 г. [И. Г. Супруненко] // ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп.11. Д. 173. Л. 10–11.

Н. Б. Селиверстова, 2016