ПЯДЫШЕВА, Ольга Павловна (1901–1969)

Кафедра сольного пения
Доцент

ПЯДЫШЕВА, Ольга Павловна (21 апреля / 3 мая 1901, Санкт-Петербург – август 1969, похоронена на Богословском кладбище) — камерная певица (лирическое сопрано), педагог. Награждена Правительственными грамотами Президиума Верховного Совета Кабардинской ССР «За отличную подготовку национальных кадров» (1950) и «В ознаменование 30-летия советской автономии Кабардинской АССР», медалью «В память 250-летия Ленинграда» (1957).

Муж — писатель-прозаик, поэт, член Союза советских писателей Далецкий Павел Леонидович (1898–1963).

В 1918 окончила женскую гимназию и курсы бухгалтерии и счетоводства и поступила на работу статистиком на фабрику «Красный ткач».

В 1919 подала документы о зачислении в класс пения Петроградской консерватории, однако предпочла ей обучение в Школе актерского мастерства (ныне — Санкт-Петербургская государственная  академия театрального искусства), где обучалась на отделении «Художественное движение» (1919–1923). По окончании преподавала ритмику по системе Ж. Далькроза в Государственном институте физического образования (ныне — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) в должности ассистента кафедры (1923–1928) и в 47-й советской трудовой школе (1923–1925).

В 1919–1922 училась в Военно-медицинской академии (не окончила).

В 1928 окончила вокальное отделение Центрального музыкального техникума (ныне — Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского) по классу пения у М. И. Фигнер.

Окончила Ленинградскую консерваторию (1930–1933), а также аспирантуру (1933–1936) по классу сольного пения под руководством С. В. Акимовой.

С 1928 по 1941 выступала как концертная певица в ленинградской Государственной академической филармонии, ленинградской Государственной академической капелле (под руководством дирижеров А. В. Гаука, В. А. Дранишникова, М. Г. Климова, Н. А. Малько, Е. А. Мравинского, А. Цемлинского, Ф. Штидри и др.). Многократно выезжала со своими концертами в крупные города Белоруссии, Средней Азии, Урала, Поволжья, Крыма, Заполярья и Кавказа. От концертного бюро филармонии постоянно направлялась на фабрики и заводы Ленинграда и за его пределы («Волховстрой», «Нивастрой», «Свирьстрой») для демонстрации сочинений советских композиторов; выступала в Ленинградском комитете радиоинформации и радиовещания и в Домах культуры.

В Обществе камерной музыки исполняла различные программы из циклов «Русская музыка», «Зарубежная музыка» и «Молодое русское музыкальное творчество».

В течение двух лет на сцене Эрмитажного театра участвовала в «Концертах-выставках старинной музыки» в сопровождении старинных инструментов совместно с И. А. Браудо, С. М. Мирович, К. Пфефферле, А. Я. Штримером, Ю. И. Эйдлиным.

В 1950–1953 исполняла русскую и иностранную музыку в педагогических и абонементных концертах Малого зала имени А. К. Глазунова.

Успешно сочетала исполнительскую деятельность с педагогической.

В Центральном (Первом государственном) музыкальном техникуме: преподаватель сольного пения (1930–1936).

В 1939–1941 преподавала пение в филиале московского Института повышения квалификации периферийных педагогов и в Ансамбле песни и пляски «Пять морей».

В 1941–1943 находилась в эвакуации в г. Чистополь (Республика Татарстан), где переквалифицировалась и прошла путь от мастера галантерейной фабрики до начальника отдела технического контроля. Одновременно выступала в госпиталях Чистополя и Казани. Летом 1943 выступала как певица в Татарской государственной филармонии (ныне — Татарская филармония имени Габдуллы Тукая) в операх Ж. Бизе «Кармен» (Микаэла), Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» (заглавная роль), Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (Марфа), П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (Татьяна).

С осени 1943 по 1945 проживала в Москве, где работала педагогом в Ансамбле песни и пляски железнодорожников (художественный руководитель И. О. Дунаевский).

В Музыкальное училище при консерватории: преподаватель сольного пения (1946–?).

В 1951–1953 была слушателем вечернего Университета марксизма-ленинизма.

В Консерватории: ассистент класса сольного пения С. В. Акимовой (1946); и. о. доцента (1950), доцент (1955–1966) кафедры сольного пения. Среди учеников — Р. Калантарян, И. С. Кочнева, И. В. Миронова, И. В. Седякина, Н. Ю. Юренева. Принимала участие в постановках Оперной студии.

Методические работы и доклады, выполненные по заданию кафедры: «Содержание работы со студентами по педагогической практике», «Воспитание чистой интонации в пении», «Народный артист И. В. Ершов — учитель сцены», «Вокальная речь и выравнивание гласных в пении», «Мой опыт работы с женскими голосами», «Мой опыт работы над исправлением интонации вокалиста». По исполнительской линии была награждена дипломом «За лучшее исполнение советской музыки».

Исполнительский репертуар:

оперные партии (сценические постановки Оперной студии консерватории, режиссер-постановщик И. В. Ершов, дирижеры И. М. Альтерман, Э. П. Грикуров, С. В. Ельцин): Ж. Бизе «Кармен» (Микаэла, Фраскита), Ш. Гуно «Фауст» (Маргарита), А. С. Даргомыжский «Каменный гость» (Донна Анна), «Русалка» (Ольга), Н. А. Римский-Корсаков «Пан воевода» (Мария), «Царская невеста» (Марфа), П. И. Чайковский «Евгений Онегин» (Татьяна).

оперные партии (концертное исполнение): К. Монтеверди «Орфей» (Эвридика), Р. Вагнер «Тристан и Изольда» (загл. роль), К. М. Вебер «Эврианта» (загл. роль), М. И. Глинка «Иван Сусанин» (Антонида), М. П. Мусоргский «Сорочинская ярмарка» (Парася).

вокально-симфонические партии: И. С. Бах. Месса h-moll; Л. ван Бетховен. Симфония № 9, музыка к драме «Эгмонт»; Дж. Верди. Реквием; В. А. Моцарт. Реквием; А. Онеггер. Оратории «Царь Давид» и «Юдифь»; А. Шёнберг. Кантата «Песни Гурре»; С. В. Рахманинов. Симфоническая поэма «Колокола» и другие.

Библиография

Сочинения: На последнем месте. Почему вокальный факультет не получил ни одной премии // Музыкальные кадры. 1947. № 9 (31 мая). С. 2. Примечание: об общевузовском конкурсе на лучшее исполнение произведений советских композиторов; Агитпункт в эти дни // Музыкальные кадры. 1953. № 2 (13 февраля). С. 1. Примечание: о встречах кандидатов в депутаты Совета трудящихся с избирателями.

Иконография

Пядышева, Ольга Павловна (1901 – не ранее 1966). Фото на документы (34 х 25 мм.) 1949 г. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1966. Д. 68. Л. 27; Фото на документы (30 х 23 мм.) 1954 г. Ученый Совет. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава за 1955. Архив СПбГК. Д. 691. Л. 92.

Архивные источники

Пядышева Ольга Павловна. 1919. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2656. Л. 1–2; Ученый Совет. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава за 1955. [О. П. Пядышева]. Архив СПбГК. Д. 691. Л. 90–101; Ученый Совет. Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей проф.-преп. состава за 1960. [О. П. Пядышева]. Архив СПбГК. Д. 994. Л. 74–80; Личное дело О. П. Пядышевой. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1966. Д. 68. Л. 27–49; Личная карточка О. П. Пядышевой. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1966. Д. 1424. Л. 71–74 об.

М. В. Михеева, 2018