НАХУТИН, Борис Орликович (19 сентября / 1 октября 1892 (по нек. дан. 1897), мст. Игнатовка Киевской губ. Российской империи, ныне Украина – 21 октября 1957, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист, концертмейстер, дирижер, педагог. Профессор (1948). Награжден орденом Красной звезды (1945) и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Родился в семье портного. С 8 лет пел в синагогальном хоре, где начал заниматься фортепиано частным образом (1900–1902). Окончив Киевское городское двухлетнее училище, поступил в Киевскую музыкальную школу, кл. фортепиано Н. В. Лысенко (1904–1908). Играл в небольших оркестрах с 10 лет. Давал уроки музыки, аккомпанировал певцам и инструменталистам в городских концертах, был аккомпаниатором в музыкальной школе (класс Е. А. Муравьевой).
Был принят в Консерваторию в кл. специального фортепиано А. Н. Есиповой. После ее смерти окончил Консерваторию в кл. Л. В. Николаева (1908–1916). Посещал кл. специальной композиции у В. П. Калафати и М. О. Штейнберга.
Во время обучения работал пианистом в кинотеатрах и ресторанах. Был концертмейстером в классах Л. Ауэра и А. Фострём и др. Зарабатывал уроками музыки, работой с вокалистами и выступлениями в концертных программах в качестве аккомпаниатора.
Был призван на военную службу в царскую армию и демобилизован после февральской революции (1916–1917).
В 1917 году по конкурсу прошел в Государственный Мариинский театр (г. Петроград) в качестве концертмейстера. Совмещал с работой в Наркомпросе, где был пианистом в Государственном фортепианном квинтете имени А. В. Луначарского (с 1922 — Квартет имени А. К. Глазунова).
Перешел на основную работу в оперный театр Петроградского гос. Народного дома, где был хормейстером и дирижером (1920–1922). Одновременно занимался культмассовой работой в ряде военных организациях: был концертмейстером и дирижером в театре Балтфлота и других организациях.
Совершил поездку в Чикаго, куда в 1909 эмигрировала его семья (1922/1923). Вернувшись в СССР, начал дирижерскую деятельность в различных регионах: оперном театре Ташкента (1923/1924), Саратова, Казани, Нижнего Новгорода (1924–926), Свердловска (1927).
Вернулся в оперный театр Народного дома (Ленинград, 1928/1929).
Был музыкальным руководителем концертных программ и аккомпаниатором в Обществе Камерной музыки, а также руководителем методической и художественной работы военно-театрального бюро при Ленинградском доме Красной Армии (1930–1932).
Выступал с выдающимися певцами и инструменталистами, среди которых — Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, А. В. Смирнов, И. С. Козловский, Н. К. Печковский, В. Р. Сливинский, А. А. Фострём, А. В. Нежданова, М. О. Рейзен, Л. С. Ауэр, Я. Хейфец, Й. Ю, Ахрон, И. Б. Пиастро и другие.
В Консерватории: начал преподавательскую деятельность на Рабфаке как преподаватель оперно-камерного ансамбля (1930–1934); муз. рук. оперного ансамбля, преподаватель, и. о. доцента на каф. концертмейстерского мастерства у пианистов (1934/1935), доцент (1935–1940), и. о. профессора (1940/1941, 1943/1944, 1945–1948), профессор (1948–1957) каф. оперной подготовки. Поставил со студентами оперу К. В. Глюка «Королева мая», отрывки из опер Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Царская невеста», «Майская ночь», сцены из оперы Моцарта «Дон Жуан» и др. Был музыкальным руководителем и дирижером в Оперной студии Консерватории, где работал в тесном сотрудничестве с такими мастерами, как С. Д. Масловская и И. В. Ершов. Силами студентов поставил оперу А. Г. Рубинштейна «Демон» (1937, к 75-летию Консерватории), оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин», оперу Ж. Бизе «Кармен» (1939). Осуществлял музыкальное руководство в оперных мастерских С. Д. Масловской и И. В. Ершова. Среди учеников — певицы Т. Н. Лаврова, К. В. Изотова, концертмейстер Е. К. Матусовская и другие.
Одновременно работал в Ленинградской гос. филармонии, где был концертмейстером и музыкальным руководителем тематических оперных концертов (в 1945–? — рук. тематическим концертным сектором).
В Малом ленинградском гос. академическом оперном театре (МАЛЕГОТ): главный хормейстер и дирижер (1936–1940).
В течение 1939–1941 осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота.
Во время Великой Отечественной войны занимался с вокалистами педагогического музыкально-хореографического комбината в Алма-Ате (1941–1943). В Ташкенте продолжил деятельность в Ленинградской консерватории (1943/1944).
Вернувшись из эвакуации, вновь стал художественным руководителем Ансамбля Краснознаменного Балтийского флота в Таллине (1944/1945). В 1945 вернулся в Ленинград.
Библиография
[Нахутин Борис Орликович] // 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. Л., 1962. С. 258. (Краткий словарь педагогов); Лаврова Т. Н. Они озаряли нашу жизнь // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. Л., 1988. С. 211–214. Прим.: о занятиях с Б. О. Нахутиным в оперном классе на с. 212; Юдин А. Н. Изучение отечественного концертмейстерства первой половины XX столетия в контексте учебного курса «История и теория аккомпаниаторского искусства» // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 3. С. 113–126. Прим. о Б. Нахутине на с. 12–13; Нахутин Борис Орликович // Память народа / Министерство обороны Российской Федерации. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_predstavlenie7772284/. Прим.: Представление на награждение Орденом Отечественной войны II степени.
Архивные источники
Личное дело Нахутина Б. О. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов за 1936–1957. Д. 169. С. 101–165; Личная карточка Нахутина Бориса Орликовича. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава за 1957. Д. 839. Л. 18–21 об.
Н. Б. Селиверстова, 2017