ТИМОФЕЕВ, Николай Андреевич (25 апреля / 8 мая 1906, Санкт-Петербург — 21 ноября 1978, Москва, похоронен в закрытом колумбарии на Ваганьковском кладб.) — композитор, теоретик, педагог. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Член Союза композиторов СССР (23.01.1933).
Серьезные музыкальные занятия начал в музыкальной школе (1921–1924) под руководством В. Г. Каратыгина (гармония, история музыки, элементы музыкальных форм). В 1921–1922 одновременно обучался в Консерватории у В. П. Калафати. Продолжил образование на научно-теоретическом отд. Техникума музыкального просвещения (ТеМП, 1924–1926, у И. М. Шиллингера, Каратыгина). В годы учебы работал концертмейстером в кинотеатрах. В техникуме, будучи председателем Кружка современной музыки, в 1925 познакомился с Д. Д. Шостаковичем и пригласил его выступить со своими произведениями (их тесное профессиональное общение продолжалось до начала Великой Отечественной войны).
В 1926–1927 занимался с Х. С. Кушнарёвым (полифония строгого письма). В 1927–1931 обучался на композиторском отд. научно-композиторского факультета Консерватории в кл. А. М. Житомирского.
С 1929 (благодаря протекции Шостаковича) начал писать музыку к первым отечественным звуковым фильмам (см. список сочинений). В 1930–1933 работал звукорежиссером на Ленинградской кинофабрике (к/ст. Ленфильм), оставив последний курс Консерватории из-за перегруженности. Одновременно читал лекции по музыкальным проблемам звукового кино в Институте инженеров звукового кино (Ленинградский институт киноинженеров) и на различных курсах. С 1933 занялся преимущественно творческой работой. В 1933–1936 выступил консультантом-звукорежиссером мультфильма «Сказка о попе Остолопе и его работнике Балде», музыку к которому писал Шостакович.
В Ленинградской консерватории: и. о. доцента композиторского факультета (1938–1940). В 1938/1939 уч. г. вел курсы инструментоведения, фуги (у композиторов), полифонии строгого стиля (у композиторов и музыковедов); в 1939/1940 — курс фуги у композиторов (среди учеников — О. А. Евлахов, А. С. Леман, В. Н. Салманов и др.).
В конце 1942 специальным самолетом эвакуирован из Ленинграда в Москву (вместе с О. А. Евлаховым).
В 1943–1950 — ст. научный сотрудник Научно-исследовательского кабинета Московской консерватории (в комиссии по теории музыки).
В довоенный период, к которому относится основная часть музыкальных произведений Тимофеева, был признан одним из наиболее талантливых и многообещающих композиторов круга Д. Д. Шостаковича. Творчество Тимофеева характеризуется многоплановыми, разнонаправленными поисками. В вокальных сочинениях выделяются традиционная линия (соединяющая черты немецкой Lied и русской песенно-романсовой лирики) и фольклорная, связанная с освоением народных жанров (лирическая протяжная песня, частушка) и многоголосия гетерофонного и подголосочного видов склада. В инструментальных и симфонических сочинениях в большей мере проявляются экспериментаторские тенденции: экспрессионистские гармонии, в ряде сочинений — атональность (по терминологии Тимофеева — «омнитональность») и нестрогая додекафония, различные инструментально-оркестровые краски и сочетания, в камерных ансамблях — нетрадиционные составы струнных и деревянных духовых; почти везде — использование имитационных форм и полифонизированной фактуры (3-я часть Симфонии представляет собой 6-голосный канон валторн). Сочинения 1920–1930-х обнаруживают интерес к музыке современных западных композиторов (в частности, знание А. Шёнберга и П. Хиндемита). К кон. 1930-х приобрел известность как мастер оркестровки и полифонической техники (что было связано и с его научными интересами), почему, возможно, и был приглашен Х. С. Кушнарёвым (с рекомендациями Шостаковича и М. Ф. Гнесина) преподавать в Консерватории при неоконченном высшем образовании. Наиболее значительным произведением Тимофеева является Симфония, высоко оцененная Шостаковичем и изданная по его рекомендации (М., 1963). С одной стороны, в ней (как и в ряде других произведений) ощущается влияние Шостаковича, с другой стороны, она предвосхищает некоторые мотивы и звучания его «военных» симфоний. 1-я редакция Симфонии, показанная в клавире в 1935 в Ленинградском отд. Союза советских композиторов (ЛО ССК), вызвала во время кампании по обсуждению статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» обвинения в формализме и «солипсизме». По-видимому, атмосфера подобных обсуждений в сочетании с тяжело перенесенной блокадой (от гибели Тимофеева спасла эвакуация, организованная также при содействии Шостаковича) и событиями личной жизни — привела к последующему снижению композиторской активности.
С сер. 1930-х под влиянием работ С. И. Танеева (особенно «Учения о каноне») Тимофеев начал собственные исследования в области контрапункта и канона. Своей задачей ставил дальнейшее развитие теории Танеева и включение новых, не затронутых или мало разработанных им областей: контрапункт с удвоениями, зеркальный контрапункт, каноны на cantus firmus, классификация видов контрапункта, анализ контрапункта и канона в плане заложенного в них контрапунктического потенциала. Первоначально задумывалось целостное исследование (докторская диссертация), однако оно не было доведено до конца; результаты же были реализованы в рамках работы в Научно-исследовательском кабинете Московской консерватории в виде глав, или очерков, получивших высокую оценку коллег и рекомендации к изданию. За несколькими исключениями и научные работы, и музыкальные. сочинения композитора остались в рукописи.
После 1950 Тимофеев полностью отошел от научной деятельности и постепенно — от композиторской, одновременно активно занявшись консультантской работой в рамках Союза композиторов. Со 2-й пол. 1940-х регулярно выезжал в творческие командировки в союзные и автономные республики СССР для оказания профессиональной помощи молодым композиторам (Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Марий Эл), вел семинары для композиторов в Доме творчества Музыкального фонда РСФСР в Иванове. В этой сфере деятельности успешно развернулся его педагогический талант. С его профессиональной поддержкой были созданы 1-я национальная кабардино-балкарская опера «Мадина» М. Р. Балова и Х. Я. Карданова, 2-я национальная марийская опера «Элнет» И. Н. Молотова. Среди др. участников его семинаров — А. Кулиев, В. Мухатов, Д. Овезов (Туркмения), Д. Хаупа (Кабардино-Балкария).
В 1960-е Тимофеев был также членом редакционных советов по педагогической литературе издательств «Советский композитор» и «Музыка», членом приемной комиссии Союза композиторов РСФСР.
Нотография
Опубликовано: Зимняя дорога: для голоса и фп.: ор. 19, № 1: [ais-f2] / сл. А. Пушкина. Л., 1934. 11 с.; Симфония ре мажор: для большого симф. оркестра (2-я ред.). Партитура. М., 1963. 207 с. (1-е исп. 16.05.1941 п/у Н. С. Рабиновича, Ленинград; 2-я ред. 1951, 1-е исп. 08.06.1959 п/у П. Н. Аносова)
Не опубликовано: для муз. театра: Солдатская жёнка: оперетта / либр. А. Прейса. 1937. Прим: под назв. «Катерина» премьера сост. 10.11.1940 в Ленингр. т-ре Музкомедии;
для симф. оркестра: Украинская рапсодия: Гопак 1931; Симфоническая. Тетралогия. 1934; Торжественный марш. 1941. Прим.: вторая премия на конкурсе в честь 24-й годовщины Октября, первая — не присуждалась; Героический марш. 1942. Прим.: премия на конкурсе ко дню Красной Армии; «Лес»: прелюдия. Прим.: первонач. № 2 из музыки к фильму «Южсиб»;
камерные соч.: Соната для скрипки соло. 1928; Соната (Kamme–musik): для скрипки и альта. 1928. Прим.: в двух вариантах; Сонатина; 3 маленьких дуэта для 2 скрипок; Канон-шутка для гобоя и англ. рожка; Маленькое трио для деревянных духовых: Прелюдия: для гобоя, англ. рожка и фагота; Пастораль: для флейты, гобоя и англ. рожка; Вечер (канон): для гобоя, кларнета и англ. рожка; Прелюдия для гобоя и 2 фаготов; Пьеса «Рожечники»: для гобоя, кларнета и англ. рожка; Протяжная: для струн. квартета, Прим.: также вариант для квартета валторн; Двойной канон для струнного оркестра. 1930-е; Маленькая сюита для камерного оркестра. 1942;
для фп.: 4 миниатюры. 1922; 5 набросков. 1924; 2 пьесы. 1928; 10 прелюдий. 1926–1933; Отдельные прелюдии. 1930–1940-е;
для голоса с фп.: 4 миниатюры на тексты из китайской и японской лирики. 1924; 7 песен на сл. западных поэтов. 1931–1932. Прим.: из содерж. на сл Г. Гейне: «Жил-был король когда-то…»: посв. В. М. Дешевову; «Положи мне руку на сердце, друг!»: посв. Шостаковичу; «Эхо». 1933; 6 песен на тексты П. Беранже. 1935; «Чапаевская»: дуэт. 1935. Прим.: посв. С. С. Митусову; 2 песни на сл. Г. Гейне: «Красавицу юноша любит…»; «В волшебно-светлый месяц май…». 1936; «Шуточная»: дуэт на мотивы рус. нар. песен / сл. А. Прейса. 1947;
музыка к фильмам: «Звуковая сборная программа № 1» / реж. А. Роом. 1929. Прим.: в ней — № 2 «План великих работ. Пятилетка»; «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» / реж. Д. Вертов. 1930; «Гайль Москау» [Да здравствует Москва] / реж. В. Шмидтгоф. 1931; «Депутат Балтики» / реж. А. Зархи, И. Хейфиц. 1936. Прим.: Гран-при на Межд. выставке в Париже в 1937; Сталинская премия II степени в 1941; «Профессор Мамлок» / реж. Г. Раппапорт, А. Минкин. 1938. Прим.: совм. с комп. Ю. В. Кочуровым; «Хирургия» / реж. Ян Фрид. 1939.; «Член правительства» / реж. А. Зархи, И. Хейфиц. 1939; «Ревизор» / реж. В. Петров, В. Швелидзе. 1952;
музыка к док. фильмам: «Советская Хакасия». 1950; «Коми АССР». 1952; «Южсиб» («Строительство Южно-Сибирской железнодорожной магистрали»). 1954;
музыка к драм. спектаклям: «Дело №…» / Л. Брандт и А. Прейс. 1929; «Парижский Тряпичник» / Ф. Пиа. 1935; «Бегство» / Д. Щеглов. 1935; «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной» / слова песен А. Прейс. 1938. Прим.: премьера 01.03.1939 в Ленингр. ТЮЗе.
Библиография
Сочинения (опубликовано): Проблема симфонизма Шостаковича и его 8-я симфония // Информационный сборник СК СССР. 1945. № 7–8. С. 14–15.; Впечатления музыканта: (О 9-й симфонии Д. Шостаковича) // Советская музыка. 1946. № 1. С. 66–69; Орджоникидзе — Нальчик: [о поездке в Северную Осетию и Кабардино-Балкарию] // Советская музыка. 1963. № 10. С. 100–103. Прим.: соавт. Белорусец И.; Превращаемость простых канонов строгого письма. О некоторых способах определения возможности извлечения производных соединений из простых трёх- и четырёхголосных канонов обоих разрядов (с приложениями). М. , 1981. 136 с.; [Беседа] с Николаем Андреевичем Тимофеевым // Хентова С. М. В мире Шостаковича / запись бесед, сост. и коммент. С. М. Хентовой. М., 1996. С. 110–114; Письмо Н. А. Тимофеева к Д. Д. Шостаковичу от 25 мая 1975 г. / публ. и коммент. Н. Тартаковской // Шостакович — Urtext. М., 2006. С. 38–39.
Сочинения (не опубликовано): Элементы [в др. варианте — Основы] теории вертикально-подвижного контрапункта [строгого письма]. Рукопись. 1944; Теория зеркального контрапункта. Рукопись. 1944. Прим.: неоконч.; О некоторых способах определения возможности извлечения производных соединений из простых трёх- и четырёхголосных канонов обоих разрядов. Рукопись. 1945; Об определении возможности удвоить голоса данного двухголосного соединения несовершенными консонансами. Рукопись. 1946; К вопросу о канонах, сопровождающих данный голос. Рукопись. 1947; Применение танеевской теории вертикально-подвижного контрапункта к исследованию соединимости данных мелодий в контрапункте строгого письма. Рукопись. 1948–1949.
Литература: Н. А. Тимофеев // Иоффе И. И. Музыка советского кино. Основы музыкальной драматургии. Л., 1938. С. 113–116; Богданов-Березовский В. «Солдатская женка», музыкальная комедия Н. А. Тимофеева // Советское искусство. 1938. 16 сент. С. 3; Энтелис Л. Музыка к фильму «Профессор Мамлок» // Советское искусство. 1938. 20 сент. С. 2; Богданов-Березовский В. На музыкальные темы [о симфонии Н. А. Тимофеева] // Искусство и жизнь. 1939. № 9. С. 25; Янковский М. «Катерина» (премьера в театре музкомедии) // Ленинградская правда. 1940. 11 дек. С. 4; Подкаминер Э. Русский фольклор в оперетте «Катерина» в Ленинградском театре музыкальной комедии // Искусство и жизнь. 1941. № 1. С. 26–27; Тимофеев Николай Андреевич // Советские композиторы: краткий биогр. спр. / сост. Г. Бернандт, А. Должанский. М. , 1957. С. 572; Запорожец Н. Романтическая симфония // Советская культура. 1959. 25 июня. С. 3. Прим.: о симфонии ре мажор Н. Тимофеева; Шавердян Р. О симфонии Н. Тимофеева // Советская музыка. 1959. № 11. С. 40–42; Янковский М. Ленинградский государственный театр музыкальной комедии // Музыкальная жизнь Ленинграда: сб. статей. Л., 1961. С. 355–385. Прим.: о «Катерине — солдатской жёнке» см. с. 364–365; Кравченко Л. Учитель // Вечерний Ашхабад. 1972. 12 дек. С. 3; Памяти ушедших. Н. А. Тимофеев: [некролог] // Советская музыка. 1979. № 3. С. 144; Тимофеев Николай Андреевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 6. М., 1982. Стб. 934–935; Тимофеев Николай Андреевич // Советские композиторы и музыковеды : справочник: в 3 т. Т. 3. Ч. 1 / сост.: Л. Григорьев, А. Модин, Я. Платек. М., 1989. С. 147–148; Митусова Л. С. О прожитом и судьбах близких. СПб.; Вышний Волочёк, 2004. 384 с. Прим.: О Тимофееве Н. А. см. на с. 38, 78, 159–161.
Иконография
Н. А. Тимофеев и молодой композитор Довлет Мухамов // Вечерний Ашхабад. 1972. 12 дек. С. 3. Прим.: фото в ст.; Н. А. Тимофеев, сер. XX в.: бумага, фотопечать. 8,5×13,3. Музей-институт семьи Рерихов СПб. КП–5721.
Архивные источники
Тимофеев Николай Андреевич, нояб. 1927–8 янв. 1931. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 3183. Л. 1–13; Стенографический отчет заседания правления ЛОССК с активом, по обсуждению вопроса о пропаганде творчества советских композиторов, 1 июля 1934. ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 8. Л. 22–28; Личное дело Н. А. Тимофеева (1938–1940). Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава. Д. 232. Л. 101–121; Богданов-Березовский В. М. Отчет о деятельности ЛССК за время Великой Отечественной войны (июнь 1941 – нояб. 1942). ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 44. Л. 1–18; Протоколы заседаний президиума ЛССК и Ленинградского отделения Музфонда, 20 янв. 1942 – 24 дек. 1942. ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 45. Л. 18–37; Личное дело Тимофеева Николая Андреевича, дек. 1943 – сент. 1948. Архив Московской гос. консерватории. Д. 127. Л. 1–8; Фонд Н. А. Тимофеева. ВМОМК им. М. И . Глинки. Ф. 521. 255 ед. хр.; Фонд Тимофеевых. Музей-институт семьи Рерихов СПб. Прим.: ок. 300 ед. хр.; в т. ч. семейная переписка Тимофеевых и Митусовых, фотогр.; Фонд С. Р. Мусселиуса. ЦГАЛИ СПб. Ф. 161. Оп. 1. Д. 14. Прим.: Тимофеев Н. А. Симфоническая тетралогия.
Ю. Неклюдов, А. Лоскутов, 2015