ИВАНОВ, Валентин Фёдорович (1882 – после 1936)

Преподаватель

ИВАНОВ, Валентин Федорович (янв. 1882, Санкт-Петербург – после 1936) — дирижер, педагог, общественный деятель.

В 1900 по окончании 6-й классической гимназии поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1901 перешел на юридический факультет, окончив его в 1907. 

Первоначальное музыкальное образование (теория музыки и фортепиано) получил, занимаясь у Ф. А. Гольденблюм (выпускницы Консерватории). 

В Консерватории (1918–1920) обучался у М. О. Штейнберга (композиция), Н. А. Соколова (теория), Э. А. Купера (дирижирование). Во время обучения у Штейнберга выступал в различных музыкальных собраниях (Вокальном обществе, Обществе друзей музыки и других) в качестве руководителя вокалистов и аккомпаниатора, а также оперного дирижера (например, поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в камерном концертном исполнении). Был одним из первых музыкантов в Санкт-Петербурге, работавших в области самодеятельного искусства — организовывал студенческие труппы, поставил и исполнил оперы Ш. Гуно «Фауст», А. С. Даргомыжского «Русалка», П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

После окончания Университета вступил в сословие присяжных поверенных, на протяжении многих лет одновременно с музыкальной вел юридическую деятельность: юрисконсульт Общества Взимания кредита при Фруктовой бирже (1914–1918), помощник делопроизводителя и юрисконсульт при Комитете Гостиного двора (1922–1928).

Художественный руководитель и дирижер оперно-концертной труппы при Комитете Гражданского просвещения (1918), в Клубной секции отдела народного образования (1918–1920), при Петроградском Театральном отделе (1920–1921). Преподаватель хорового пения в Трудовой школе (бывш. гимназия М. Н. Стоюниной, 1918–1919). 

В 1920–1921 — дирижер и концертмейстер Большого государственного оперного театра в Ленинграде (ликвидирован в 1921), музыкальный руководитель постановок «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова, «Фауста» Ш. Гуно, «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. Дирижер самодеятельного симфонического оркестра при Союзе Совторгслужащих (1922–1928), затем руководитель вокального-оперного кружка союза (1928–1931).

В Обществе камерной музыки: дирижер камерного оркестра и вокального ансамбля (1929–1930), член Худсовета и секретарь Общества (1928–1930). Руководил камерным исполнением оперы «Золото Рейна» Р. Вагнера. Под его управлением в концертах Общества проходили выступления с участием профессоров Ленинградской консерватории Н. И. Голубовской, И. А. Браудо, профессора Московской консерватории В. В. Борисовского (viola d’amore). В 1931–1933 помогал Обществу, участвуя в проработке с музыкантами концертных вокальных программ, в т. ч. концерта к юбилею Р. Вагнера (1933).

В 1931–1933 работал музыкальным руководителем и режиссером в Концертном эстрадном бюро ГОМЭЦ’а (Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых мероприятий), поставил оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского. В 1935 участвовал в работе Камерного сектора ГОМЭЦ’а.

Руководитель курсов по повышению квалификации оперных артистов в Центральном Доме Искусств (1929–1930), в то же время — руководитель оркестрового класса во Втором государственном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова). Руководитель оперного класса в Первом государственном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского; 1933 – не ранее 1935). 

Музыкальный педагог концертно-театрального Бюро государственных академических театров (1934 – не ранее 1935). Художественный руководитель вокальной секции Дома Ученых имени М. Горького (1935–19??). С зимы 1935 проводил лабораторную работу с вокалистами самодеятельного кружка при Ленинградском Индустриальном институте (ныне Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого).

В Консерватории: руководитель кл. вокального ансамбля на Рабфаке (1933 – не позднее 1936, в связи с ликвидацией Рабфака в 1936).

Также занимался общественной работой в Горкоме композиторов, в Комиссии Рабиса (эксперт по квалификации певцов). Участвовал в качестве исполнителя в концертах Ленинградского Общества любителей музыки, Музыкально-исторического музея Государственной академической филармонии.

Автор научной работы «Принципы исполнения вокального произведения» (в рукописи). В 1934 ее часть была представлена в виде доклада на кафедре камерного ансамбля Консерватории («К вопросу об интерпретации композиторского замысла»).

Архивные источники

Личный листок по учету кадров, автобиография В. Ф. Иванова. Архив СПбГК. Д. 24а. [Без названия]. Л. 15–20.

Д. А. Варуль, 2016