ФРИДЕ, Нина (Антонина) Александровна (1859–1942)

Кафедра сольного пения
Профессор

ФРИДЕ, Нина (Антонина) Александровна (10/22 января 1859, Санкт-Петербург – 16 марта 1942, Ленинград) — оперная и концертная певица (меццо-сопрано, контральто), педагог. Солистка Его Императорского Величества (1902). Профессор (1921).

Родилась в семье генерала артиллерии. С детства занималась игрой на фортепиано с матерью — ученицей А. Г. Рубинштейна. Поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс фортепиано К. ван Арка (1877–1880), затем перешла в класс вокала Н. А. Ирецкой (1880).

Совершенствовалась за границей у М. Маркези в Вене (1880–1881) и у Ж. Дюпре в Париже (1881–1882). Занималась в Милане с профессором А. Буцци (1882), в Мадриде у Дж. Ронкони (1883), в Париже у С. Бакса (1887). Ее талант высоко оценили французские композиторы Ш. Гуно и А. Тома.

Получила ангажемент и дебютировала в театре Niccolini (Флоренция) в партии Пьерото (Пьеретто) в опере Г. Доницетти «Линда ди Шамуни» (1882). Выступала на оперных сценах Барселона, Вены, Флоренции. Гастролировала в Мадриде, Лиссабоне, Париже, Варшаве, Монте-Карло, Ницце. Вернувшись в Россию, давала концерты в Тифлисе, Одессе, Владикавказе, Ревеле, Пятигорске, Баку, Москве, Санкт-Петербурге.

Обладала сильным голосом бархатного тембра. Пользовалась огромным успехом и известностью как одна из лучших русских представительниц искусства bel canto. Ее пение отличалось артистизмом, музыкальностью и интеллектуальностью.

Была приглашена в качестве солистки в Мариинский театр, где дебютировала в партии Амнерис в опере Дж. Верди «Аида» (1884). Выступала в партнерстве с Ф. И. Шаляпиным, А. М. Давыдовым, М. И. Михайловым, Е. К. Мравиной, Л. В. Собиновым, И. П. Прянишниковым, И. В. Тартаковым, Ф. И. Стравинским, Н. Н. и М. И. Фигнер и другими знаменитыми певцами.

Сотрудничала в качестве оперной и концертной певицы с выдающимися музыкантами: Ф. М. Блуменфельдом, Э. Ф. Направником, В. И. Сафоновым, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. Фидлером.

Владела обширным репертуаром. Среди высших достижений в оперных партиях: Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ваня («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Федор («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Лель и Весна-Красна («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Рогнеда (одноименная опера А. Н. Серова), Зибель («Кармен» Ж. Бизе, первое исполнение в Санкт-Петербурге, 1885), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Анна Болейн («Генрих VIII» К. Сен-Санса), Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского, первое исполнение в Санкт-Петербурге, 1890), Марцеллина («Свадьба Фигаро» В. Моцарта, первое исполнение в Мариинском театре, 1901). Исполняла партию меццо-сопрано в финале Девятой симфонии Л. Бетховена, партию Маргариты в «Осуждении Фауста» Г. Берлиоза. Включала в свои концертные программы романсы А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ж. Массне, П. Виардо.

Сделала запись на грампластинке (Санкт-Петербург, «Колумбия», 1903).

Среди композиторов, посвятивших Н. А. Фриде свои романсы, А. К. Глазунов («Муза»), М. А. Балакирев («Я любила его»), Н. А. Римский-Корсаков («Вертоград»), Э. Ф. Направник («Я нарву вам цветов к именинам»).

Во время Первой мировой войны была сестрой милосердия в действующей армии (1914–1918).

В Консерватории: преподаватель класса вокала (1918–1920), профессор (1921).

Была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности, но через два месяца освобождена. После была вынуждена переехать в Лугу, где преподавала вокал и оперный класс в педагогическом техникуме и музыкально-сценической школе. Ставила с учащимися отрывки из опер П. И. Чайковского («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»), К. Сен-Санса («Самсон и Далила»), Дж. Верди («Аида»), Н. А. Римского-Корсакова («Царская невеста»), О. И. Дютша («Кроатка, или Соперницы») и другие. Вела зимние курсы для самодеятельных инструкторов-вокалистов.

Участвовала в научной сессии к 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского (1940). Умерла в блокадном Ленинграде.

Библиография

Сочинения: На репетициях // Огонек. 1940. № 12. С. 11.

Литература: Артистка Мариинского театра Фриде получила звание солистки Его Императорского Величества // Русская музыкальная газета. 1902. № 30–31. Стб. 727; Н. А. Фриде // Ежегодник императорских театров: сезон 1901–1902. Приложение 1. СПб., 1903. С. 15–18; Юбилей Н. А. Фриде // Советское искусство. 1939. 10 января (№ 4). С. 4. Примечание: статья к 80-летию певицы; Старк Э. Фриде Н. А. // Петербургская опера и ее мастера. 1890–1910. Л.; М., 1940. С. 134; Беседа с Н. А. Фриде о премьере «Пиковой дамы» // Советский артист. 1940. № 47; Григорьева А. П. Фриде Нина (Антонина) Александровна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1981. Стб. 964–965. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8021/Фриде; Пружанский А. М. Фриде Н. А. // Отечественные певцы. 1750–1917: в 2 т. Т. 2. М.: Сов. композитор, 1991. С. 114–115.

Архивные источники

Личное дело Фриде Н. А. ЦГАЛИ СПб. Ф. 2341. Оп. 2. Д. 567, 568.

Н. Б. Селиверстова, 2017