ФИНКЕЛЬШТЕЙН, Израиль Борисович (1910–1987)

Кафедра оркестровки и общего курса композиции
Профессор

ФИНКЕЛЬШТЕЙН, Израиль Борисович (19 января / 1 февраля 1910, Варшава – 29 декабря 1987, Ленинград) — пианист, композитор, музыковед. Кандидат искусствоведения (1967). Доцент (1968).

Родился в семье бухгалтера и учительницы музыки. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери. В 1915 году семья переехала в Киев, где учился в общеобразовательной и музыкальной школе. В 1924 году переехал к родственникам в Ленинград, окончил здесь среднюю школу № 23 и подготовительные курсы консерватории в классе С. И. Савшинского (1924–1927), а затем продолжил у него обучение на фортепианном факультете (1927–1931).

Проявил способности к сочинению музыки, что было замечено А. К. Глазуновым, который рекомендовал его на кафедру композиции.

Работал в качестве пианиста в Домах культуры (1931–1932), в Ленинградском драматическом театре Дома Красной армии (1931–1934). Поступил на физический факультет в ЛГУ (1932–1933), но отчислился со второго курса.

Вновь поступил в консерваторию на композиторское отделение в класс М. Ф. Гнесина (1935–1939). Был принят в члены Союза советских композиторов (1936).

За период обучения написал ряд музыкальных произведений, в том числе Концерт для скрипки с оркестром, который успешно исполнялся в Москве, Киеве и Ленинграде (1938). Музыку И. Б. Финкельштейна высоко оценивал Д. Д. Шостакович, который пригласил его в качестве своего ассистента в класс специального сочинения (1939–1942). Среди студентов, с которыми занимался Финкельштейн, были Г. В. Свиридов и О. А. Евлахов. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован с консерваторией в Ташкент.

В Консерватории: преподаватель-ассистент (1939–1942), преподаватель курса чтения партитур и оркестровки на дирижерском и композиторском факультетах, а также Военно-Морском факультете (1942–1943), старший преподаватель (1943–1956), и. о. доцента (1956–1968), доцент (1968–1970), и. о. профессора (1970–1987) кафедры оркестровки.

Активно участвовал в научно-творческой жизни кафедры. Выступал с докладами по проблемам методики преподавания оркестровки. Редактировал учебник Н. Н. Зряковского «Общий курс инструментоведения (симфонический оркестр и партитура)» (1963). Рецензировал научные труды коллег. Участвовал в разработке методических программ. Совместно с Г. М. Римским-Корсаковым составил методическое пособие «Звучащая хрестоматия по инструментовке» (комплект долгоиграющих пластинок и магнитофонных записей).

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Оркестровка как один из факторов формообразования» (1967). Отличался высочайшей эрудицией в области музыкальной литературы разных стилей.

Вел курс специальной оркестровки на композиторском, дирижерском и музыковедческом факультетах. Среди прошедших этот курс — дирижеры Ю. Б. Богданов, Ю. Домаркос, А. М. Кац, Ю. В. Гамалей, а также композиторы А. П. Петров, В И. Цытович, В. А. Успенский, Б. И. Тищенко, С. М. Слонимский, С. П. Баневич, В. Г. Арзуманов, А. Д. Мнацаканян, В. Л. Наговицын и многие другие.

Был членом ревизионной комиссии и бюро камерно-симфонической секции в Ленинградском отделении Союза советских композиторов.

Автор произведений в симфонических, вокальных и инструментальных жанрах, среди которых увертюра-фантазия «Памяти Юлия Фучика» для симфонического оркестра, оратория «Северный исполин» на слова А. А. Чивилихина, три симфонии (1940, 1943, 1975), Концерт для виолончели с оркестром (1964, премьерное исполнение А. А. Лазько с оркестром филармонии), а также пьесы для фагота и фортепиано, соната для фортепиано (1963), дивертисмент (1951), вокальные циклы на стихи Ф. И. Тютчева и В. С. Шефнера, романсы на стихи А. А. Блока, С. А. Есенина, А. С. Пушкина, А. Б. Граши, М. А. Дудина, П. С. Комарова, М. Ф. Рыльского, фортепианные обработки народных танцев, музыка к кинофильму «Дорога бессмертия» (1957, режиссеры А. А. Чигинский, Г. А. Товстоногов), музыка к ряду драматических спектаклей в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола («Ночь ошибок» О. Голдсмита и «Салемские колдуньи» А. Миллера), в театре имени Ленсовета («Антоний и Клеопатра»).

Нотография

Пять детских пьес: сюита для фортепиано. М.: Сов. композитор, 1947. 12 с.; Три пьесы соч. 20 для виолончели с фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1948. 33, 13 с., парт.; Обработки болгарских и чешских танцев для фортепиано. Л.: Музгиз, 1955. 12 с.; Два романса для среднего голоса с фортепиано: Единство, сл. М. Рыльского; Горная речка, сл. А. Чивилихина. Л.: Сов. композитор, 1957. 15 с.; Соната для скрипки и фортепиано. Л.: Музыка, 1958. 88, 24 с., парт.; Три концертные пьесы для фагота с фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1958. 24, 8 с., парт.; В моей беспокойной и трудной судьбе…, сл. М. Дудигна // Романсы советских композиторов. Л.: Сов. композитор, 1961. С. 11–16; Концерт для виолончели с оркестром / перелож. для виолончели и фортепиано. Л.: Музыка, 1964. 56, 12 с., парт.; Романсы для голоса и фортепиано. Л.; М.: Сов. композитор, 1973. 48 с.; Трудности для ударных инструментов: сборник пьес / сост. И. Б. Финкельштейн. Л.; М.: Сов. композитор, 1973. 60 с.; Соната для виолончели и фортепиано. Л.; М.: Сов. композитор, 1976. 42, 15 с., парт.; Соната для фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1982. 34 с.; Еще природа не проснулась…, сл. Ф. Тютчева // Избранные романсы на стихи Ф. Тютчева. Л.: Сов. композитор, 1986. С. 52–55.

Библиография

Сочинения: Некоторые проблемы оркестровки. Напряженность оркестрового тембра и оркестровой динамики. М.; Л.: Музыка, 1964. 40 с.; Оркестровка как один из факторов формообразования: автореф. дис. … канд. иск. Л.: ЛОЛГК, 1967. 29 с.; Хопрова Т., Финкельштейн И. На концерте литовских друзей // Музыкальные кадры. 1967. 29 декабря (№ 19). С. 3; Конкурс-фестиваль молодых виолончелистов им. А. Я. Штримера // Музыкальные кадры. 1968. 21 июня (№ 9). С. 3.

Литература: Арапов В., Чернов А. И. Б. Финкельштейн. К 60-летию со дня рождения // Музыкальные кадры. 1970. 23 февраля (№ 3). С. 3; Цытович В. Его дорога // Музыкальные кадры. 1988. 9 июня (№ 10). С. 4.

Архивные источники

[Документы И. Б. Финкельштейна о замещении в должности]. Архив СПбГК. Д. 757. Ученый совет от 28. 02. 1956 г. Конкурс на замещение вакантных должностей проф.-преп. состава ЛОЛГК. Л. 80–94; [Документы И. Б. Финкельштейна об утверждении в ученом звании доцента]. Архив СПбГК. Д. 824. Ученый совет от 17. 04. 1957 г. Дела на утверждение в ученом звании кафедры инструментовки. Л. 258–271; [Документы И. Б. Финкельштейна о замещении в должности]. Архив СПбГК. Д. 1054. Ученый совет от 01. 07. 1961 г. Конкурс на замещение должностей проф.-преп. состава ЛОЛГК. Л. 22–24; Дело на утверждение И. Б. Финкельштейна в ученой степени кандидата искусствоведения. Архив СПбГК. Д. 1462. Л. 1–74; Дело на утверждение И. Б. Финкельштейна в ученом звании профессора. Архив СПбГК. Д. 1518. Л. 1–14; Личное дело И. Б. Финкельштейна. Архив СПбГК. Д. 147. Личные дела проф.-преп. состава и служащих за 1973 год. Л. 194–214; Личные карточки И. Б. Финкельштейна. Архив СПбГК. Д. 1987. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1973 год. Л. 23–27.

Н. Б. Селиверстова, 2018