РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Георгий Михайлович (1901–1965)

Кафедра ансамбля, инструментовки и дирижирования
Преподаватель

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Георгий Михайлович (26 января / 8 февраля 1901, Санкт-Петербург – 9 сентября 1965, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, захоронен на Шуваловском кладбище) — композитор, педагог. Доцент (1928, 1947). Кандидат искусствоведения (1929). Награжден Орденом Ленина (1953).

Занимался в училище при Реформатской церкви, первоначальное музыкальное образование получил у Н. А. Римского-Корсакова, своего деда.

В 1916–1920 тесно общался с создателем русской четвертитоновой музыки И. Вышнеградским. В 1919 впервые попытался теоретически обосновать четвертитоновую ладовую систему.

В мае 1922 организовал в Петроградской консерватории Кружок четвертитоновой музыки (в него входили ученики М. О. Штейнберга — А. Кенель, Н. Малаховский, а также Л. Антис, А. Познеев; велась переписка с А. Хабой, Й. Магером, Дж. Карилло). Кружок прекратил свое существование в 1929, с выпуском из консерватории её участников-студентов.

В 1926 окончил консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга, в 1929 — аспирантуру Государственного института истории искусств (ныне РИИИ) по теории музыки и акустике под руководством Б. В. Асафьева и А. В. Финагина.

До начала музыкальной деятельности работал делопроизводителем Комиссариата просвещения (1919–1921).

В 1921–1924 — преподаватель в Культпросветкомиссии при Лечебных заведениях (библиотечное и педагогическое дело), в 1924–1927 — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Домпросвета имени Коминтерна.

В Государственном институте истории искусств: преподаватель отделения музыки Высших курсов искусствоведения; научный сотрудник (1929–?).

Звукорежиссер кинофабрики «Союзкино» (позднее — «Ленфильм», 1929–1931), преподаватель Киноинститута (1937–1940) и Института театра и музыки (1.01.1942–15.07.1942). Также сотрудничал в области звукорежиссерской работы с объединением «Техфильм».

Во время Великой Отечественной войны (25.08.1942–1.03.1944) после эвакуации в г. Томск преподавал теорию музыки в Томском музыкальном училище (ныне Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова).

Председатель Автономной научно-технической секции Союза советских композиторов (с сентября 1935).

В Ленинградской консерватории: преподаватель музыкальной акустики и инструментовки (1927), доцент (1928–1962, утверждено Государственным ученым советом в 1928, утверждено Высшей аттестационной комиссией в 1947); заведующий звукорежиссерской группой (1929/1930); в 1945 — помощник декана теоретико-композиторского факультета, временно и. о. заведующего кафедрой инструментовки. Принимал участие в проекте кафедры инструментовки — создании первого озвученного (в магнитофильме) руководства по оркестровке.

Вел семинар «Система темпераций» на научно-музыкальном отделении (позднее — теоретико-композиторском факультет).

Вместе с изобретателем-конструктором Е. А. Шолпо разрабатывал метод графической звукозаписи на пленке. Результатом работы стала музыка к фильмам «Симфония мира», «Карбюрация», «Солнце» и обработки сочинений других авторов (в т. ч. III части Симфонии № 4 П. И. Чайковского, избранных прелюдий Ф. Шопена, увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе). Занимался проблемами светомузыки (совместно с Н. А. Малаховским) на базе кружка Графической музыки при Фонографическом кабинете консерватории и также в Государственном институте истории искусств.

В собственном музыкальном творчестве сочетал приверженность позднеромантическим традициям (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин) и склонность к радикальным композиционным экспериментам (работа с микрохроматикой). Среди произведений — одна симфония, пьесы для ансамблей и отдельных инструментов (в том числе электромузыкальных), около ста романсов (в том числе большой ряд романсов на слова А. С. Пушкина).

Научные труды Г. М. Римского-Корсакова посвящены вопросам акустики, четвертитоновой ладовой системы, теории ладового ритма.

Нотография

Опубликовано: 3 абхазские песни: для альта и фортепиано. Б. м., б. г. 3 с., 1 парт. (2 с.); В твою светлицу: для голоса и фортепиано / [стихи] А. Пушкин[а]. Л., 1948. 5 с.; На катке: для голоса с фортепиано / сл. Н. Глейзарова. Л., 1949. 4 с.; Пастораль: для арфы // Пьесы и ансамбли советских композиторов для арфы. Л., 1979. С. 15–18.

Неопубликовано
оратории, симфонии и камерно-инструментальные сочинения:
Симфония F-dur (1925); «Мятеж»: кантата для хора и симф. оркестра / сл. Э. Верхарна; перевод В. Брюсова. 1927. Прим.: выпускная квалификационная работа по окончании Консерватории; Пьесы в четвертитоновом строе для 2-х фортепиано, перестроенной арфы, фисгармонии, 2 валторн (1925–1932); Квинтет для кларнета, валторны, скрипки, альта, виолончели (1925); Струнные квартеты: № 1 (1926), № 2 (1932); Октет для 2 эмиритонов, 2 кларнетов, фагота, скрипки, альта и виолончели (1932); Поэма для виолончели и фортепиано (1951); Пьесы для эмиритона и фортепиано; Пьесы для скрипки и фортепиано; для фортепиано: Сонаты: № 1 (1924), № 2 (1932); 24 прелюдии (1922–1955); 8 этюдов (1932); для голоса и фортепиано: Романсы на слова русских и советских поэтов. Прим.: более 100; вокальные ансамбли с фортепиано: Три ключа: трио / сл. А. Пушкина (1935); Ворон к ворону летит: дуэт / сл. А. Пушкина (1935); Румяной зарею: дуэт / сл. А. Пушкина (1935); Три витязя: трио / сл. М. Лермонтова (1936); Парус: дуэт / сл. М. Лермонтова (1938); Медленно нисходит: дуэт / сл. А. Блока; музыка к спектаклям и кинофильмам: Степан Разин: спектакль / пост. В. Каменский; муз. Г. Римского-Корсакова, Н. Малаховского. 1924; «Ленин»: спектакль / муз. Г. Римского-Корсакова, Н. Малаховского, Ю. Тюлина. 1925; «Дорвоз»: кинофильм / муз. Г. Римского-Корсакова, В. Дешевова. 1931; «Наследный принц республики»: кинофильм / муз. Г. Римского-Корсакова. 1932; «Симфония мира»: кинофильм / муз. Г. Римского-Корсакова. 1933; «Солнце»: кинофильм / муз. Г. Римского-Корсакова. 1934; «Советский автомобиль»: кинофильм / Г. Римский-Корсаков. 1936; «Производство шелка»: кинофильм / муз. Г. Римского-Корсакова. 1937.

[Сочинения Г. М. Римского-Корсакова] // Академик. Большая биографическая энциклопедия. 2000–2014. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/106708.

Дискография

Д–013353–58 (3 LP, грампластинка в папке). Звучащий учебник по инструментоведению / авторы-составители: Г. М. Римский-Корсаков, И. Б. Финкельштейн, Т. Крунтяева. С прилож: Инструментоведение / под общ. ред. Б. А. Арапова. 24 с. М.: Мелодия, 1964. (33○ 12"); Д–013353/54. (Грампластинка 1). Общая часть: струнные смычковые инструменты и арфа; скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа: струнные смычковые инструменты и арфа»; Д–013355/56. (Грампластинка 2). Кларнет, басовый кларнет, малый кларнет, саксофон, фагот, контрфагот: деревянные духовые инструменты; Флейта, малая флейта, альтовая флейта, гобой, английский рожок: деревянные духовые инструменты; Д–013357/58. (Грампластинка 3). Валторна, труба, корнет, тромбон, туба: медные духовые инструменты; Литавры, большой барабан, малый барабан, бубен, кастаньеты, ксилофон, челеста, колокольчики, колокола, треугольник, тарелки, там-там: ударные инструменты.

Библиография

Сочинения: Обоснование четвертитоновой системы // De musica. Временник Отдела истории и теории музыки Государственного института истории искусств. Вып. 1. Л., 1925. С. 52–78; Расшифровка световой строки скрябинского «Прометея» // De musica. Временник Отдела истории и теории музыки Государственного института истории искусств. Вып. 2. Л., 1926. С. 94–99; О высоте комбинационных тонов // De musica. Временник Отдела истории и теории музыки Государственного института истории искусств. Вып. 3. Л., 1927. С. 155– 165; Акустический анализ теории ладового ритма // Музыкознание. Временник отдела музыки. Вып. 4. Л., 1928. С. 79–92; «Русалка» в Оперной студии: [рецензия] // Музыкальные кадры. 1953, № 2 (13 февраля). С. 4; Шефство над Домом-музеем им. Римского-Корсакова в г. Тихвине // Музыкальные кадры. 1954 № 6 (166, 29 марта). С. 3; Стеснительный господин: [из воспоминаний о П. И. Чайковском] // Простор. 1969. № 12. С. 118–121.

Литература: Г. М. Римский-Корсаков: [некролог] // Советская музыка. 1965. № 12. С. 156; Бялик М. Концерт в музее // Вечерний Ленинград. 1974. 21 ноября. С. 3. Прим.: о концерте из произведений Г. М. Римского-Корсакова; Леонова М. Ф. Римский-Корсаков Георгий Михайлович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 631–632. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6481/Римский; Вышнеградский И. «С той же верой в будущее…» (Из писем) // Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 142–150; Адэр Л. О. Уцелевший из Ленинграда: эпизод истории советской четвертитоновой музыки // Musicus. 2008. № 4 (13). С. 45–48. URL: http://old.conservatory.ru/files/45-48b_musicus_13.pdf; Адэр Л. О. Жизненный парадокс Георгия Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: материалы междунар. музыковедческой конференции, 19–22 марта 2010 г. / [сост. Л. О. Адэр]. СПб., 2010. С. 28–35; Адэр Л. О. Штаб-квартира авангарда (кружок четвертитоновой музыки в Петроградской консерватории) //Opera musicologica. 2012. № 2 [12]. С. 80–88. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM_12_Ader_full.pdf; Леонова М. Ф. Римский-Корсаков Георгий Михайлович // Библиотека учебной и научной литературы. Музыкальная энциклопедия. 2012–2016. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=116&wordid=843212.

Иконография

Римский-Корсаков, Георгий Михайлович (1901–1965). Фото на документы (6,6 х 4,4 см.) // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и студентов за 1917–1956. Д. 193. Л. 167 об.; Римский-Корсаков, Георгий Михайлович (1901–1965). Фото на документы (3,5 х 3 см.) // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и студентов за 1917–1956. Д. 193. Л. 171; Римский-Корсаков, Георгий Михайлович (1901–1965). Фото на документы (3 х 2 см.) // Архив СПбГК. Личный листок по учету кадров; Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1962. Д. 49. Л. 3; Римский-Корсаков, Георгий Михайлович (1901–1965). Фото на документы (3,5 х 3 см.) // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1962. Д. 49. Л. 15. Анкетный лист.

Архивные источники

Личное дело Г. М. Римского-Корсакова // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и студентов за 1917–1956. Д. 193. Л. 166–215; Личное дело Г. М. Римского-Корсакова // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1962. Д. 49. Л. 1–47; Личная карточка Г. М. Римского-Корсакова // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1962. Д. 1138. Л. 85–89.

Д. А. Варуль, 2016