ЗАРЕМБА фон (von Zaremba), Николай (Nicolaus) Иванович (31 мая /12 июня 1821, им. Озупино Эверсмужской волости Люценского уезда Витебской губернии Российской империи, ныне Белоруссия — 27 марта / 08 апреля 1879, Санкт-Петербург, Волково (ныне Волковское) лютеранское кладбище) — музыкальный теоретик, юрист, общественный деятель. Профессор (1862). Потомственный дворянин польского происхождения. Русский подданный. Почетный член Императорского Русского музыкального общества (1874) и Ярославского Кружка любителей драматического искусства (1874). Награжден золотым знаком «Для служащих детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии» (1878). Состоял в близком родстве с князьями Львовыми, Штакельбергами, Крузенштернами, Случевскими.
Первоначальное образование получил под руководством матери — Марии Ивановны Заремба (урожд. Львовой). В 1831 определен пансионером в Уездное на степени гимназии Дворянское училище в Динабурге (Даугавпилсе); в середине 1830-х переведен в Пансион пастора Бергмана (Лаздона), где занимался музыкой под руководством Фридриха Бреннера (Brenner Friedrich Christian August, 1815–1898). В 1836 был определен своекоштным пансионером в 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию при Императорском Санкт-Петербургском университете. С 1838 брал частные уроки игры на фортепиано у А. А. Герке и теории музыки у И. Гросса. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав (1840–1844). Постоянный участник Музыкальных упражнений студентов Санкт-Петербургского университета (1842) под руководством К. Шуберта, на которых 28 декабря 1842 была исполнена его Увертюра для большого симфонического оркестра. Проходил курс теории музыки у А. Б. Маркса в Берлине (1852–1854).
В 1846–1852 — младший и старший помощник правителя канцелярии, помощник производителя дел, делопроизводитель в канцелярии Комитета об устройстве земских повинностей. Переводчик с немецкого языка во 2-м отделении 5-го департамента правительствующего Сената (1856–1858). Кантор в Петрикирхе (нем. Petrikirche,1856–1863), секретарь Евангелическо-лютеранской общины в Санкт-Петербурге. Частный преподаватель теории музыки (1856–1861, 1873–1878). Среди учеников — Н. Н. Пургольд, Г. Ф. Львовский, А. А. Архангельский и В. И. Сафонов. Кандидат на должность директора Русского музыкально общества (1861–1865). Директор Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (1865–1866). Один из основателей и вице-президент Кружка (1863–1869), затем и Общества для распространения Св. Писания в России (с 1869).
По приглашению Дирекции РМО читал публичные лекции о гармонии с ноября 1860 по май 1861 в Михайловском дворце. С марта 1861 зачислен преподавателем специальной теории в Музыкальные классы РМО.
В Консерватории: с сентября 1862 профессор гармонии (до 1867), контрапункта и форм музыкальных сочинений; с 1867 преподавал инструментовку и заведовал кл. практического сочинения, чтения партитур и оркестровым классом. Разработал собственный курс преподавания теоретических дисциплин, опираясь на учения А. Б. Маркса и Г. Беллермана.
Воспитал плеяду выдающихся учеников, среди них — П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, Г. Г. Кросс, А. Н. Есипова, Н. Ф. Соловьёв, А. И. Рубец и многие другие.
С 1 сентября 1867 назначен исправляющим должность директора Консерватории и продолжал преподавание предметов, за исключением гармонии. 10 января 1868 утвержден в должности директора Консерватории. Совместно с В. А. Кологривовым и А. М. Климченко создал «Инструкцию по ведению дел Санкт-Петербургской консерватории». Укрепил и урегулировал сметную и хозяйственную части Консерватории. Через ходатайство вел. кн. Елены Павловны добился ежегодного государственного финансирования Консерватории в размере 15000 рублей. В 1869 осуществил переезд Консерватории из здания на Загородном проспекте в помещение Медицинского департамента Министерства внутренних дел на Театральной ул. 1/3 (ныне ул. Росси).
Во время директорства Зарембы в Консерватории преподавание игры на медных духовых инструментах было разделено на специальные классы (1867–1870); открыты: хоровой кл. (1869), кл. оперной подготовки (1870), кл. совместной игры на духовых инструментах, специальный кл. альта со скрипичной программой, кл. военной инструментовки. В ряды профессоров Консерватории были приглашены: Ю. Иогансен (кл. теории музыки, 1867); Л. Ауэр (кл. игры на скрипки, кл. ансамбля, 1868); Л. Бём (кл. игры на скрипке, 1870); В. А. Шуберт (кл. игры на гобое, 1868); В. Вурм (кл. игры на трубе, 1868); Л. Эрит-Виардо (специальный кл. сольного пения, 1868–1871); К. Х. Нидман (кл. игры на кларнете, 1868); А. Винтербергер (кл. фортепиано, 1869); К. Эверарди (кл. сольного пения, 1870), Ф. Тюрнер (кл. игры на тромбоне, 1870); Ф. Гомилиус (кл. игры на валторне, 1870).
1 сентября 1871 Заремба уволен с поста директора и профессора Консерватории по собственному желанию. С этого времени по август 1873 жил с семьей в Людвигсбурге (Вюртембергское королевство, Германия). В 1873 возвратился в Санкт-Петербург, возглавил Сиротский детский приют при Ведомстве учреждений Императрицы Марии. В 1874 был приглашен Главной дирекцией Императорского Русского музыкального общества (до 1869 – РМО) в члены жюри конкурсной комиссии.
В июне 1878 Зарембу разбил паралич. На его лечение Московское отделение ИРМО ассигновало единовременно 500 рублей серебром, а дирекция Санкт-Петербургского отделения ИРМО до 1893 назначила ежегодное пособие в размере 600 рублей. В ночь с 27 на 28 марта 1879 Заремба скончался в своей квартире в присутствии членов семьи.
С 1884 Московская консерватория учредила Стипендию имени Н. И. Зарембы.
Среди сочинений — 2 концертные увертюры для оркестра, фортепианные миниатюры, хоры, струнный квартет, оратория «Иоанн Креститель».
Библиография
Литературные сочинения: Библиографический указатель [Н. И. Зарембы] // Алексеев-Борецкий А. А. Николай Иванович Заремба. СПб., 2011. С. 239–245.
Литература: Серебренников М. А. О первом учителе П. И. Чайковского // Малоизвестные страницы истории консерватории: альм. СПб., 2000. Вып. 1. С. 23–27; Воробьев И. С. Н. И. Заремба — педагог и ученый // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002: материалы междунар. науч. сессии, посвящ. 140-летию Консерватории (17–19 сент. 2002) / сост. и отв. ред. Л. Г. Данько. СПб., 2002. С. 167–169; Мирошниченко С. В. Окружение Ференца Листа: Николай Заремба (на основе архивов) // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сб. науч. тр. Харьков, 2002. С. 171–177; Полоцкая Е. Е. Из жизни одной «бесцветной личности» (неизвестное письмо Н. И. Зарембы) // Старинная музыка. 2009. № 1. С. 24–29; Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России. Дис. ... доктора иск. М., 2009. 690 с.; Алексеев А. Благое дело // Musicus. 2009. № 4. С. 57–58. URL: http://old.conservatory.ru/files/57-58a_musicus_17.pdf; Алексеев-Борецкий А. А. Архив Николая Ивановича Зарембы: поиски и находки. // Musicus. 2011. № 2. С. 4–7. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus26_AlekseevBoretsky.pdf; Алексеев-Борецкий А. А. Николай Иванович Заремба. СПб., 2011. 252 с.
Нотография
Указатель произведений Н. И. Зарембы // Алексеев-Борецкий А. А. Николай Иванович Заремба. СПб., 2011. С. 236–238.
Иконография
Николай Иванович Заремба: дагерротип 1840-х годов // Музей СПбГК. Ф. Н. И.Зарембы. Оп. 4. Ед.хр.; Николай Иванович Заремба: фотография 1859 года // Музей СПбГК. Ф. Н. И.Зарембы. Оп. 4. Ед.хр.; Николай Иванович Заремба: фотография 1860-х годов // Музей СПбГК. Ф. Н. И.Зарембы. Оп. 4. Ед. хр.; Николай Иванович Заремба: фотография кон. 1860-х – нач. 1870-х гг. // КР РИИИ; Николай Иванович Заремба: фотография кон. 1870-х годов // Частный архив Е. К. Логиновой (Москва).
Архивные источники
РГИА Ф. 1286. Оп. 3. (1852) Д. 181; ЦГИА Ф. 408. Оп. 1. Д. 65; Ф. 408. Оп. 1. Д. 85; РГАЛИ Ф. 2430. Оп. 1. Ед. хр. 1124; СПбМТиМИ, ГИК 17737/32; ГЦММК им. М.И. Глинки Ф. 37. Ед. хр. 1023; Ф. 48. Ед. хр. 14; Ф. 78. Ед. хр. 277–278; ГДМЧ Ф. 33. Н. Ф. Финдейзена, Ю 3. № 1–8; КР РИИИ Ф. 8. Разд. XII. Ед. хр. 32; ОР ИРЛИ Ф. 554. Ед. хр. 18. ОР РНБ Ф. 41. Ед. хр. 975; Ф. 124. Ед. хр. 1714; Ф. 171. Ед. хр. 63; Ф. 805. Ед. хр. 489, 565; НИОР СПбГК. Инв. 621, 695, 6152; Музей истории СПбГК. Фонд Н. И. Зарембы.
А. А. Алексеев-Борецкий, 2013