КРОСС (Cross), Густав Густавович (30 июня / 12 июля 1831, Санкт-Петербург – 13/25 октября 1885, там же, Волково (ныне Волковское) кладбище) — русский пианист и педагог немецкого происхождения. Профессор 1-й степени (1881). Дворянин. Коллежский асессор (1864). Награжден орденами: российским — Св. Станислава 3-й степени (1883); черногорским — Князя Даниила I 3-й степени (пожалован в 1882, принял в 1883); темно-бронзовой медалью «В память войны 1853–1856 гг.» на Андреевской ленте.
Окончил Санкт-Петербургскую 4-ю (Ларинскую) гимназию (1850[?]). Был вольнослушателем[?] в Императорском Санкт-Петербургском университете. Обучался игре на фортепиано у А. Гензельта. Занимался на Музыкальных курсах Русского музыкального общества по теории музыки у Н. И. Зарембы (1860–1862).
Окончил Консерваторию по кл. игры на фортепиано у А. Г. Рубинштейна (1862–1865), удостоен диплома на звание свободного художника (выдан в 1870) и награжден малой серебряной медалью.
В Санкт-Петербургской таможне: канцелярский чиновник (1850–1856), вагенштемпельмейстер (1856–1859), младший помощник пакгаузного надзирателя привозных товаров (1859–1864; в 1863 был причислен к Департаменту внешней торговли). В Инспекторском департаменте Военного министерства: «допущен к занятиям» (в 1864), чиновник на усиление (1865–1866). В Главном штабе: чиновник на усиление (1866–1867), в 1867 оставлен за штатом на общем основании, в 1869 «уволен от службы с мундиром».
Уже в 1850-е стал известным в Санкт-Петербурге педагогом игры на фортепиано.
В Консерватории: репетитор по теории музыки (1863–1865[?]), адъюнкт специального кл. игры на фортепиано А. А. Герке (1866–1867), преподаватель специального кл. игры на фортепиано (1867), старший преподаватель (1868), профессор (1871), профессор 2-й степени (1879), профессор 1-й степени (1881–1885). Среди учеников — В. В. Демянский, С. А. Кашина (мать В. Г. Каратыгина), Н. М. Быстров (окончил в 1886). В 1882 С. В. Рахманинов поступил в кл. В. В. Демянского на стипендию Кросса, с условием, что впоследствии, когда будет достаточно подготовлен, перейдет учеником в его класс.
В 1877–1878 давал частные уроки Г. О. Корганову.
В Смольном институте благородных девиц: учитель музыки (1881–1885), инспектор (1882–1885).
Концертировал с 1850-х. Выступал в Университетских симфонических концертах под управлением К. Шуберта. Участвовал в симфонических концертах и квартетных собраниях Русского музыкального общества (РМО, с 16/28.03.1873 — Императорского), в концертах Бесплатной музыкальной школы (залы Городской думы и Городского кредитного общества). Проявлял особый интерес к произведениям современных авторов. Был первым исполнителем в России 1-го фортепианного концерта П. И. Чайковского, с которым находился в приятельских отношениях. Мнения композитора и Г. А. Лароша об игре Кросса разошлись. Чайковский писал Г. фон Бюллову 19.11.1875: «…Кросс играл его добросовестно, но плоско, безвкусно и без всякой прелести. Пьеса не имела никакого успеха» (Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. V. М., 1959. С. 420). Из рецензии Г. А. Лароша: «Кросс играл более чем хорошо: в его игре не только была слышна образцовая техника и умное понимание, неизменно ему присущие, но и любовь к даровитому, хотя неблагодарному произведению <…>. И при всем том, г. Кросс был по необходимости менее блестящ и эффектен, чем обыкновенно…» (Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 2. Л., 1975. С. 79).
В репертуаре Кросса произведения для фортепиано с оркестром Ф. Листа («Пляска смерти», Фантазия на венгерские народные темы), Л. Бетховена (впервые в Санкт-Петербурге исполнил 2-й концерт и Фантазию на темы из «Афинских развалин»), Г. Бронзарта фон Шеллендорфа (концерт), К. Сен-Санса и др. Играл с оркестром под управлением М. А. Балакирева, Э. Ф. Направника, Н. А. Римского-Корсакова.
Сохранились сведения об отдельных музыкальных сочинениях Кросса — салонных пьесах для фортепиано и мужских хорах.
Цитируемая литература
Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. V. М., 1959. С. 420.
Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 2. Л., 1975. С. 79.
Нотография
Les espiègles: Contredanses franc. pour le piano. St.-Pétersbourg, s.a. 7 p.
Библиография
Основная литература: Бессель В. Некролог: [Г. Г. Кросс] // Музыкальное обозрение. 1885. № 4. С. 31; Г. Г. Кросс. [Некролог] // Всемирная иллюстрация. 1885. № 879 (нояб.). С. 374; Кросс Густав Густавович: [кр. справка] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 249; Ларош Г. А. [О Г. Г. Кроссе] // Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 2: П. И. Чайковский. Л., 1975. С. 295–296; Кросс Густав Густавович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 64. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4049/Кросс; Сартакова Е. С. Кросс Густав Густавович // Сартакова Е. С. История фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории: монография. Ч. 1: 1862–1872 / [отв. ред. С. М. Мальцев]. СПб., 2008. С. 129–134.
Иконография
[Литографированный портрет Г. Г. Кросса] // Всемирная иллюстрация. 1885. № 879 (нояб). С. 380.
Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 11674. [Личное дело Г. Г. Кросса, учителя музыки Императорского Воспитательного Общества благородных девиц]. 1881–? 32 л.; ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 84. Дело профессора Консерватории Г. Г. Кросса. 1870–? 19 л.; ОР РНБ. Ф. 124. Арх. П. Л. Вакселя. Оп. 2. Ед. хр. 117. Кросс Г. Г. Письмо А. Р. Бернгарду. На нем. и рус. яз. Б. д. 2 л.
М. И. Алейников, 2012