ВОРОНИНА, Татьяна Александровна (1933–2019)

Кафедра камерного ансамбля
Профессор

ВОРОНИНА, Татьяна Александровна (12 января 1933, Ленинград – 22 мая 2019, Санкт-Петербург) — композитор, пианистка, педагог. Член Ленинградского отделения Союза композиторов (с 1959). Заслуженный деятель искусств Российской федерации (2002). Профессор (2005).

В первом замужестве жена музыковеда Р. З. Фрида, во втором — композитора Р. Г. Лаула.

Родилась в семье инженера, погибшего на войне (1942). Мать — филолог-германист, преподаватель Государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

Начала брать уроки фортепиано в четыре с половиной года. Тогда же проявила способности к композиции. В 1940 году поступила в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории в класс фортепиано А. Я. Жуковской (ассистентки С. И. Савшинского).

В годы Великой Отечественной войны была эвакуирована в Ташкент (1941–1943), затем училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (1943–1945), но перевелась и окончила ССМШ в Ленинграде (1945–1951).

В Ленинградской консерватории окончила два факультета: фортепианный (класс М. Я. Хальфина, 1951–1958) и композиторский (класс В. В. Пушкова (1951–1952), со второго курса — О. А. Евлахова, 1952–1957). Окончила аспирантуру под руководством Б. А. Арапова по специальности композиция (1957–1960). Была принята в Союз композиторов по рекомендации А. Н. Должанского.

Профессиональная деятельность Т. А. Ворониной развивалась по трем направлениям: композиторское творчество, сольное и ансамблевое исполнительство, педагогика. Список ее сочинений, в которых органично сочетаются интонации русского песенного фольклора и авангардные средства выразительности музыки ХХ столетия, включает произведения кантатно-ораториального жанра, оркестровые опусы и камерную вокальную и инструментальную музыку. Среди ранних сочинений — Сюита для симфонического оркестра, которая прозвучала на студенческом экзамене по композиции в исполнении студенческого оркестра под руководством Н. С. Рабиновича (1955), а также Первый струнный квартет, исполненный в Союзе композиторов и в Малом зале филармонии (1959).

Увлеченно занималась изучением русского фольклора, принимая участие в фольклорных экспедициях на Псковщину (1953, 1960), результатом чего стала Концертная обработка пяти русских народных песен для сопрано и фортепиано (1962). Интересовалась культурой Востока и европейского севера. Создала ряд вокальных циклов, среди которых цикл на стихи Р. Тагора для баритона и фортепиано (1961), «Песни одинокого странника» на стихи японского поэта М. Басё для голоса и трех скрипок (1966), «Вереск» на стихи Р. Бёрнса (1970), «Песни европейского севера» для сопрано, флейты, скрипки и фортепиано (2000), а также «Весеннее успокоение» на стихи русских поэтов XIX века (2007).

Важное место в ее вокально-хоровом творчестве занимала поэзия А. С. Пушкина, на стихи которого созданы две кантаты: «Тому назад одно мгновенье» (1987) и «Пою мои мечты» (2004).

Среди инструментальных ансамблей — два струнных квартета, две сонаты для скрипки и фортепиано, три сонаты для флейты и скрипки, фортепианные дуэты, фортепианная соната, «Веселая музыка» для хора валторн (1982, к 70-летию С. Б. Вакман), инструментальный цикл для скрипки, альта, виолончели, кларнета и ксилофона «Семь строк печали» (2000) и другие.

Особый интерес к камерным сочинениям связан не только с педагогической, но и с концертной деятельностью. Обладая незаурядным исполнительским дарованием, тонким чувством ансамбля и совершенным пианистическим аппаратом, Т. А. Воронина со студенческих лет выступала на концертной эстраде как солистка и ансамблистка. Она солировала в первом исполнении своего Концерта-баллады для фортепиано и симфонического оркестра (1961, Большой зал филармонии), исполняла свою Концертную фантазию для фортепиано на темы С. С. Прокофьева из оперы «Война и мир» (1962), Концертное скерцо для фортепиано (1962), фортепианный цикл «Сказки» (1964). Участвовала в ансамблях разного состава. Сотрудничала с известными музыкантами: Ю. М. Крамаровым, Л. З. Гозманом, Л. С. Фишковым, Д. Э. Далгатом, В. А. Чернушенко, Н. Ю. Юреневой, Н. А. Арзумановой, А. З. Массарским, Е. Н. Громовой, А. З. Угорским, Д. П. Коузовым, Е. В. Устиновой, Н. Н. Корневым и другими. В широкий концертный репертуар входили сольные и ансамблевые произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, В. Моцарта, Ф. Шопена, И. Брамса, А. Шёнберга и др. Впервые в Ленинграде исполнила полифонический цикл для фортепиано П. Хиндемита «Ludus tonalis» (1966).

Наряду с собственными сочинениями, представляла в рамках фестиваля «Ленинградская музыкальная весна» многие произведения ленинградских композиторов-современников: В. Г. Арзуманова, Г. И. Банщикова, А. А. Кнайфеля, Р. Г. Лаула, С. М. Слонимского, А. С. Стратиевского, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольской, Ю. А. Фалика и других. Среди ленинградских премьер с ее участием — «Афоризмы» Д. Д. Шостаковича для рояля, скрипки, фагота и ударных (1980). Исполняла в Малом зале филармонии фортепианные произведения литовских композиторов-современников Ю. Шервинскаса, Б. Кутавичюса, А. Бражинскаса, Г. Купрявичюса, П. Кубилюнаса.

Опубликовала ряд статей по актуальным вопросам музыкальной жизни в журнале «Советская музыка» и в сборниках научных трудов консерватории.

В Консерватории: преподаватель-почасовик (1957–1960), преподаватель (1960–1973), старший преподаватель (1973–1978), и. о. доцента (1978–1979), доцент (1979–1995), и. о. профессора (1995–2005), профессор (2005–2019) кафедры камерного ансамбля. Исполняла обязанности заведующего кафедрой камерного ансамбля (1978–1979) и секцией фортепианных дуэтов (2001–2005).

В классе камерного ансамбля развивала петербургские традиции камерного исполнительства. Включала в учебные программы как ансамблевые сочинения И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса, А. Дворжака, С. И. Танеева, С. Франка, М. Равеля, так и музыку И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита. Среди учеников по классу камерного ансамбля: В. А. Денежкин, П. С. Райкерус, А. П. Пироженко, П. Р. Лаул, В. Шуляковский, Ю. С. Полосьмаков, А. Коптев, С. Лямин, А. Рихтер.

Библиография

Литература: Шнитке А. Интересная транскрипция прокофьевской музыки // Музыкальные кадры. 1964. 29 апреля (№ 8). С. 3. Примечание: о Концертной фантазии на темы С. С. Прокофьева из оперы «Война и мир»; Баранова И. Н. Татьяна Воронина. Параллельные миры музыканта. СПб.: ИП Мицкевич Д. А., 2008. 139 с.

Архивные источники

Личное дело Т. А. Ворониной. Архив СПбГК. Д. 79. Личные дела студентов за 1957 год. Л. 134–145.

Н. Б. Селиверстова, 2019