БЕЛЯЕВ, Виктор Михайлович (1888–1968)

Кафедра теории музыки
Профессор

БЕЛЯЕВ, Виктор Михайлович (25 января / 6 февраля 1888, г. Нижнеуральск Уральского уезда Российской империи, ныне г. Уральск, Республика Казахстан – 16 февраля 1968, Москва) — музыкальный ученый, критик, фольклорист, палеограф, педагог. Профессор (1918). Доктор искусствоведения (1944). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В 1906–1908 обучался в Харьковском музыкальном училище. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1909–1914). Среди педагогов — А. К. Лядов (контрапункт, фуга, практическое сочинение), А. К. Глазунов (инструментовка), Я. Витолс (музыкальная форма),  М. О. Штейнберг (практическое сочинение, инструментовка), Н. Н. Черепнин (чтение партитур), Л. А. Саккетти (история музыки).

В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: замещал Я. Витолса в 1912/1913 учебном году, вел его класс энциклопедии музыки; преподаватель обязательной теории музыки  (1913/1914 учебный год; утвержден Художественным советом Консерватории в звании преподавателя весной 1914), старший преподаватель (1916), профессор (1918–1923, 1942/1943 учебный год).

Элементарную теорию и гармонию под руководством Беляева частным образом изучал композитор и музыковед В. М. Богданов-Березовский.

В Московской консерватории: вел теорию музыки и историю музыки народов СССР (1923/1924 учебный год, 1938–1940, 1943–1959; профессор с 1944).

Член Государственной академии художественных наук (Государственной академии искусствознания, 1922–1931, с 1924 — заведующий теоретическим отделом музыкальной секции). Старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР (Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания, Москва, 1959–1968).

Научное наследие Беляева выявляет необычайную широту его исследовательских интересов в различных областях теории и истории музыки, в этномузыкологии, фольклористике, музыкальной палеографии. В период активной деятельности в Ассоциации современной музыки (1923 – начало 1930-х) Беляев регулярно выступал автором статей в журнале «Современная музыка» и выпустил серию брошюр, посвященную современным советским и зарубежным композиторам (А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, С. В. Рахманинов, С. Е. Фейнберг, П. Хиндемит и другие).

С конца 1920-х изучал русский фольклор и памятники духовной древнепевческой традиции, а также огромный пласт музыки народов СССР и зарубежного Востока (афганской, персидской и др.). Народные музыкальные традиции в научной деятельности Беляева стали главным предметом всестороннего исследования, включавшего анализ акустических особенностей инструментов (а также систематизацию инструментария), ладовой организации музыки, метроритмического соотношения слова и музыки.

Большим вкладом Беляева в отечественное музыковедение стала подготовка к печати труда С. И. Танеева «Учение о каноне» (1929) и современных переизданий песенных сборников первых собирателей русского фольклора («Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского, 1953; «Народные русские песни» И. А. Рупина, 1955; «Собрание народных русских песен с их голосами» Н. А. Львова и И. Прача, 1955; «Русские народные лирические песни» Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, 1956; «Русские народные песни» Д. Н. Кашина, 1959).

Библиография

Сочинения: Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах. М., 1915. 58 с.; Подвижной контрапункт строгого письма С. И. Танеева. Пг., 1916. 26 с. Оттиск из журнала «Музыкальный современник»; Александр Константинович Глазунов. Материалы к его биографии. Т. 1: Жизнь. Ч. 1. Пг., 1922. 148 с.; Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах. М.; Пг., 1923. 52 с.; С. В. Рахманинов. Характеристика его деятельности и очерк жизни. М., 1924. 30 с.; Георгий Львович Катуар. М., 1926. 29 с.; Самуил Евгеньевич Фейнберг. М., 1927. 24 с.; Николай Яковлевич Мясковский. М., 1927. 30 с.; Сергей Никифорович Василенко. М., 1927. 42 с.; Пауль Хиндемит. Очерк Виктора Беляева. Л., 1927. 28 с.; Анатолий Николаевич Александров. M., 1927. 38 с.; Первая и вторая редакции «Бориса Годунова» Мусоргского. М., 1928. 23 с.; Александр Алексеевич Шеншин. М., 1929. 32 с.; Музыкальные инструменты Узбекистана. М., 1933. 131 с.; 25 лет научно-музыкальной деятельности (Творческий самоотчёт) // Советская музыка, 1937. № 6. С. 105–109; Белорусская народная музыка. Л., 1941. 144 с.; Афганская народная музыка. М., 1960. 29 с.; Очерки по истории музыки народов СССР: учебное пособие для консерваторий: [в 3-х вып.]. Вып. 1: Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. М., 1962. 300 с.; Древнерусская музыкальная письменность / под общ. ред. С. В. Аксюка. М., 1962. 134 с.; Очерки по истории музыки народов СССР: учебное пособие для консерваторий: [в 3-х вып.]. Вып. 2: Музыкальная культура Азербайджана, Армении и Грузии. М., 1963. 339 с.; Сборник Кирши Данилова: Опыт реставрации песен. М., 1969. 227 с.; О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады. М., 1971. 235 с.; Мусоргский. Скрябин. Стравинский: сб. статей / сост. И. К. Травина. М., 1972. 127 с.; Статьи, очерки, исследования В. М. Беляева в области музыки народов СССР // Виктор Михайлович Беляев, 1888–1968: [сб. статей]. М., 1990. С. 14–385; Раннее русское многоголосие: Анализ стиля / сост. А. В. Беляев; ред.-сост., авт. вступ. ст. И. К. Травина. М., 1997. 269 с.

Литература: Беляев Виктор Михайлович // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 224; Келдыш Ю. М. В. М. Беляев // Советская музыка. 1963. № 2. С. 142–143; Травина И. К. В. М. Беляев. Творческий путь // О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады. М., 1971. С. 224–231; Ямпольский И. М. Беляев Виктор Михайлович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 402–403. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/916/Беляев; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3-х т. Т. 1. М., 1978. С. 75; Виктор Михайлович Беляев, 1888–1968: [сб. статей] / сост. А. В. Беляев. М., 1990. 512 с.; Бобрик О. А. Беляев Виктор Михайлович // Московская консерватория: От истоков до наших дней, 1866–2006: биографический энциклопедический словарь. М, 2007. С. 52–54; Беляев А. В. К портрету моего отца Виктора Михайловича Беляева // Наталья Алексеевна Васильева. Сайт об учителях и учениках. © Ярослав Васильев, 2010–2021. URL: https://www.na-vasilieva.ru/?s=виктор+беляев; Беляев Виктор Михайлович // Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2010–2022. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=130852.

Иконография

Беляев, Виктор Михайлович (1888–1968). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Беляев, Виктор Михайлович (1888–1968). Фото 1925 г. Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Беляев Виктор Михайлович на концерте Ивана Васильевича Ершова (исполняет романсы А. К. Глазунова в Малом зале Петроградской консерватории). На сцене (слева направо): В. М. Беляев, А. К. Глазунов, И. В. Ершов. Петроград. Фото 1920. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Прошение Художественного Совета от 30.4.1914. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 59. Л. 1; Списки преподавателей за 1915 и 1920 гг. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 579. Л. 17; Личная карточка В. М. Беляева. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1930–1943. Д. 41. Л. 60.

И. А. Мишина, Л. П. Махова, 2013