ТИЛЕС, Борис Яковлевич (1911–1999)

Факультет композиции и дирижирования
Доцент

ТИЛЕС, Борис Яковлевич (8/21 января 1911, г. Ростов-на-Дону – 7 ноября 1999, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — дирижер-симфонист. Доцент (1955). Награжден Орденом Красной звезды (1945), медалями: «За оборону Ленинграда» (1943); «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945); «В память 250-летия Ленинграда» (1957). 

Родился в семье служащего. Окончил Ростовскую школу-девятилетку имени М. И. Калинина № 5 (1926). Занимался игрой на фортепиано частным образом. Был тапером в кинотеатрах. В 1929 году переехал в Новочеркасск, а затем в Ленинград, где поступил на композиторское отделение Ленинградского центрального музыкального техникума (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) в класс П. Б. Рязанова.

Параллельно работал как аккомпаниатор и композитор в самодеятельных коллективах завода имени И. В. Сталина (1929–1930), агитбригаде Пролетстудии (1930–1931) и других.

Со второго курса перешел на дирижерский факультет Консерватории в класс И. А. Мусина (1931–1937). Одновременно преподавал теоретические дисциплины, специальное дирижирование, а также руководил симфоническим оркестром и оперным классом в Центральном музыкальном техникуме (1931–1935, 1936–1940). Был исключен из Консерватории за сокрытие занятия отца частной торговлей в период нэпа. По предложению Политуправления Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) уехал в Хабаровск, где работал в качестве заведующего музыкальной частью и дирижера театра ОКДВА. В 1936 году был восстановлен в Консерватории, получив диплом об окончании в 1937. Продолжил преподавательскую деятельность в Центральном музыкальном техникуме.

Был приглашен в качестве дирижера и заведующего музыкальной частью на «Ленфильм» (1936–1941).

Осуществил записи музыки к кинофильмам: «Лунный камень» (музыка Б. А. Арапова, 1935), «Шахтеры» (музыка Д. Б. Кабалевского, 1937), «Юность поэта» (1937, музыка В. В. Пушкова), «Амангельды» (музыка Б. Г. Гольца, 1938), «Антон Павлович сердится» (музыка Ю. В. Кочурова, 1941), «Маскарад» (1941, музыка В. В. Пушкова), «Петр I» (1937, музыка В. В. Щербачева), «За советскую Родину» (1937, музыка А. С. Животова) «Пугачев» (музыка В. В. Шебалина, 1937), «Возвращение Максима», «Волочаевские дни», «Великий гражданин», «Человек с ружьем» (1937, музыка Д. Д. Шостаковича) и другим.

В 1938 году на конкурсе молодых дирижеров в Ленинградской филармонии получил 2-ю премию. Вел концертно-исполнительскую деятельность, выступая в симфонических и оперно-симфонических программах в филармонии, Радиокомитете, в залах Консерватории и др. (1937–1950). Осуществил вечер одноактных оперетт в Большом зале филармонии, представив оперетты Ж. Оффенбаха «Лизетта и Филидор», «Помолвка при фонарях», монтаж оперетты И. Штрауса «Венская кровь» («Месяц май») и оперетты К. Миллёкера «Гаспарон».

С начала Великой Отечественной войны был мобилизован, окончил курсы лейтенантов и стал командиром звена 4-го полка Аэростатов заграждения ленинградского центрального ПВО. Во время войны стал заведующим делопроизводством, адъютантом дивизиона, заместителем начальника штаба полка, окончив войну в звании капитана (1945). Во время войны записал на Ленинградском радио концертное исполнение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1943). Демобилизовался в чине капитана в 1945 и перешел на основную работу в консерватории.

В Консерватории: преподаватель курса дирижирования на дирижерско-хоровом факультете (1938–1941) и военно-морском факультете (1940–1941). Старший преподаватель курса специального дирижирования на дирижерском факультете (1945–1950), и. о. доцента на ВМФ консерватории (1945–1956), доцент (с 1955).

Одновременно вел курс дирижирования и оперный класс в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова при Консерватории (1946–1949).

Работал на кафедре оперной подготовки в качестве музыкального руководителя оперного класса и дирижера Оперной студии (1951–1957). И. о. доцента на оперно-симфоническом отделении (1957–1977), где с 1947 года вел авторский курс методики работы с вокалистами. С 1959 вел курс специального дирижирования на дирижерско-симфоническом отделении. Руководил студенческим оркестром народных инструментов Консерватории (1963–1977). С 1974 являлся творческим руководителем ассистентов-стажеров по специальности «дирижер оркестра народных инструментов».

Под руководством Тилеса аспирантуру окончили С. М. Хабибуллин (1975), Г. И. Миронов (1977) и др. стажеры.

Участвовал в составлении кафедральных сборников оперных отрывков.

В качестве музыкального руководителя осуществил в Оперной студии постановки опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», «Риголетто» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно (новая постановка в 1954 году). Ставил дипломные работы молодых композиторов. В том числе — две картины из оперы И. М. Ельчевой «Спартак». С 1973 года осуществлял музыкальное руководство спектаклем «Перикола» (оперетта Ж. Оффенбаха), с 1974 — оперой Дж. Верди «Травиата», с 1975 — оперой М. Р. Раухвергера «Красная шапочка». 

Был консультантом по дирижированию для военных дирижеров Ленинградского военного округа (1943–1948), а также для дирижеров самодеятельных коллективов в ленинградском Доме Народного творчества (1955–1961).

Преподавал на курсах повышения квалификации дирижеров Военно-морских сил (1953–1955).

Руководил одним из старейших в стране самодеятельных коллективов — Неаполитанским оркестром в Доме культуры имени Первой Пятилетки (1946–1950; 1951–1965). 

Возглавлял государственную квалификационную комиссию в музыкальном училище имени М. П. Мусоргского (1956, 1959–1963, 1965).

Был дирижером Киевского государственного театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, где руководил постановкой оперы Дж. Верди «Травиата», балетами М. И. Чулаки «Юность», И. В. Морозова «Доктор Айболит» (1950–1951). 

В 1951 году в Новосибирском государственном театре оперы и балета поставил оперы «Русалка» (А. С. Даргомыжский), «Евгений Онегин» (П. И. Чайковский), «Проданная невеста» (Б. Сметана), «Риголетто» и «Травиата» (Дж. Верди), балет «Красный мак» Р. М. Глиэра и другие.

Владел огромным репертуаром. Исполнял в концертных программах и делал звукозаписи множества произведений классических и современных композиторов: И. С. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Ж. Бизе, С. Франка, К. Сен-Санса, Э. Грига, А. Дворжака, М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, В. С. Калиникова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, И. О. Дунаевского, В. М. Богданова-Березовского, Ю. В. Кочурова, Д. Б. Кабалевского и других.

Среди учеников (выпуски 1971–1976 гг.) — Ю. Л. Кочнев (главный дирижер Саратовского театра оперы и балета, в 1976 был удостоен почетного диплома Всесоюзного конкурса дирижеров), С. М. Хабибуллин, Г. И. Миронов и другие. 

В 1974 вышла из печати книга Б. Я. Тилеса «Дирижер в оперном театре», получившая высокую оценку профессионалов. В 1975 Тилес написал статью «О переводе оперного текста» и разработал новый, нигде ранее не читавшийся курс «Методика работы дирижера с вокалистами».

Активно занимался методическими вопросами преподавания дирижирования. Автор монографии «Дирижер в оперном театре» (1974), статьи «О переводе оперного текста» (1975), пособия для студентов-заочников «Дирижер и авторский текст оперного произведения» (1990).

Среди вокалистов, занимавшихся под руководством Тилеса в Оперной студии — В. Малышев, Е. Перласова, А. Храмцов, А. Почиковский, В. Заблудовский, Р. Кузнецова, Н. Зазнобина, Т. Химер, Т. Глинкина, Э. Хиль и др. На военно-морском факультете у Тилеса занимались В. Лебедев, А. Арсаланов, М. Валдаев, В. Малохов, Г. Шехали и другие.

В 1977 году вышел на пенсию и был приглашен на кафедру оркестрового дирижирования Ленинградского института культуры (ныне СПбГИК).

Библиография

Сочинения: Концерты из произведений Д. Д. Шостаковича // Музыкальные кадры. 1956. № 12, 4 декабря. С. 2 [рецензия на два концерта в Консерватории к 50-летию Д. Д. Шостаковича]; Финал «Трубадура» // Советская музыка». 1963. № 10. С. 68; Воспитатель дирижеров // Музыкальные кадры. 1964. № 1, 15 января. С. 2 [к 60-летию И. А. Мусина]; Дирижер в оперном театре. Л.: Музыка, 1974. 88 с.; «Фауст» — опера Ш. Гуно. Из истории создания и постановок. Проблемы современной интерпретации. Л.: ЛОЛГК, 1990. 66 с.; Вспоминая Н. С. Рабиновича // Памяти Н. С. Рабиновича. Очерки, воспоминания, документы. Washington, 1996. С. 48–59.
Литература: Тилес Борис Яковлевич. 100 лет Ленинградской консерватории (1862–1962). Исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962. С. 273.

Архивные источники

Личное дело Тилеса Б. Я. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 159. Л. 180–216; Дело на утверждение в ученом звании доцента Тилеса Бориса Яковлевича. Архив СПбГК. Ученый совет от 9. 03. 1966. Д. 1389. Л. 62–84; Личное дело Тилеса Б. Я. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и работников Оперной студии за 1977. Д. 2322. Л. 139–143.

Н. Б. Селиверстова, 2019