ЕЛЬЧЕВА, Ирина Михайловна (28 ноября 1926, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 8 мая 2013, Санкт-Петербург) — композитор, пианистка, фольклорист, педагог. Член Союза Композиторов СССР (1963), Союза Театральных Деятелей (СТО, 1962), общества «Знание» (1959). Ветеран-участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «Ветеран труда» (1985) и другими наградами.
Родилась в семье музыкантов, студентов Консерватории. Мать — Н. Х. Боголюбова, пианистка и композитор (ученица А. Б. Гольденвейзера и М. О. Штейнберга). Отец — М. Д. Ельчев, певец (выпускник кл. сольного пения Н. А. Большакова).
Окончила 6 классов общеобразовательной средней школы № 308 Фрунзенского района. Поступила в кл. фортепиано Музыкальной студии Ленинградского дворца пионеров (1937–1941, преп. Р. Г. Гинзберг). В 1941 была зачислена в 7-й класс Средней специальной музыкальной школы Консерватории (кл. фортепиано, преп. К. Е. Столяр). Во время блокады оставалась в Ленинграде. После эвакуации Средней специальной музыкальной школы Консерватории (1941) два года обучалась в 1-м музыкальном училище имени М. П. Мусоргского у Е. Ф. Гировского (кл. фортепиано), С. Я. Вольфензона (кл. теории композиции). После эвакуации педагогов училась у К. Р. Зельдович, затем в Музыкальном училище при Консерватории (1943–1945, кл. фортепиано А. Д. Каменского).
Работала на оборонных работах. Очищала разрушенный город от завалов после бомбежек и артобстрелов (в том числе — подвальное помещение Оперной студии Консерватории), принимала участие в концертных программах для раненых в госпиталях.
Получила среднее образование в Школе рабочей молодежи (1943–1945). Поступила в Консерваторию и окончила фортепианный факультет (1945–1950, кл. А. Д. Каменского).
Была распределена в Ленинградскую гос. академическую капеллу (Ленинградская гос. академическая капелла имени М. И. Глинки, 1950–1954) как преподаватель кл. специального фортепиано. Разработала собственную методику преподавания фортепиано. Написала реферат «О воспитании музыкальной памяти» (1953).
Давала сольные концерты в Малом зале имени А. К. Глазунова Консерватории, на сцене Ленинградской гос. академической капеллы, в Эрмитажном театре, Доме учёных, Доме искусств имени К. С. Станиславского и в Малом зале имени М. И. Глинки Ленинградской филармонии (1950-е гг.). В концертном репертуаре Ельчевой была русская и зарубежная классика. Позже со своими собственными сочинениями выступала в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова и на других площадках. Аккомпанировала вокалистам, таким как Н. С. Калошин, Г. В. Данилов, О. С. Чишко, Н. В. Шуйская, Л. П. Филатова, Э. А. Хиль, Б. И. Васильев, В. В. Ромашин, С. П. Лейферкус, П. Г. Кравецкий и другим.
Окончила Университет марксизма-ленинизма при Доме искусств (1950–1952).
Вторично поступила в Консерваторию и окончила теоретико-композиторский факультет (1952–1958) по кл. композиции, обучалась под руководством О. А. Евлахова (1952–1955) и О. С. Чишко (1955–1958). Увлеклась изучением фольклора. В период обучения (с 1953) ездила в фольклорные экспедиции (Архангельская, Псковская, Ивановская области). Написала доклад «О вариантности в песенном фольклоре», который положил начало ее дальнейшей научно-фольклорной деятельности (1956).
Была распределена в Псковский областной драматический театр имени А. С. Пушкина в качестве зав. музыкальной частью (1958–1959). Написала музыку к ряду драматических спектаклей: «России малый островок» (пьеса С. Добротворского и С. Чистякова), «Трасса» (повесть И. Дворецкого), «Песнь Софии» (пьеса Р. В. Хубецовой и Г. Д. Хугаевой), «С любовью не шутят» (по произведениям П. Кальдерона, музыка И. О. Дунаевского и И. Ельчевой) и другим.
Была председателем Псковского областного хорового общества. Проводила лекции-концерты, посвященные творчеству знаменитых композиторов. Выступала со своим отцом, М. Д. Ельчевым в зале Псковской областной филармонии.
С 1965 занималась песенным фольклором Ивановской области, открыв для искусства песенный Палех. Является общественным консультантом организованного ею Палехского танцевально-хорового коллектива художественной самодеятельности, получившего звание народного хора. Автор публицистических статей, посвященных проблемам изучения и сохранения народно-песенного фольклора: «Душа народа», «В поисках песен» и других.
Участвовала в жюри смотра народных хоров (1975), выполняла поручение Комитета народного контроля Октябрьского района по проверке творческой деятельности Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1974/1975). В течение многих десятилетий (с 1953) собирала, записывала и обрабатывала народные песни разных жанров от носителей фольклорной традиции, живущих в разных регионах России, в том числе и в Ленинграде. Автор и исполнитель цикла радиопередач «Как сложили песню» (1978–1979).
В Консерватории: концертмейстер Оперной студии и дирижерского кл. (1959–1965), преподаватель фольклора на каф. русской и советской музыки и каф. народных инструментов (1978–1981). Приобщала студентов-исполнителей и композиторов к фольклору, используя записи народных песен, привезенных из экспедиций, и приглашая на занятия носительниц фольклорной традиции (например, А. А. Веселову из Палеха, 1981).
Автор детской оперы по сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» (1985), которая в течение многих лет была в репертуаре Оперной студии Консерватории.
Среди основных сочинений: Струнный квартет (1954), опера «Спартак» по роману Р. Джованьоли (1961), Сюита для Большого симфонического оркестра «Печорские старины» (1962), Симфония «Памяти погибших в блокаду Ленинграда» (1965, записана в исполнении Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии под руководством К. И. Элиасберга в 1967, первое исполнение тем же оркестром под руководством В. А. Чернушенко в Ленинградской гос. академической капелле имени М. И. Глинки — в 1989), Концерт для фортепиано с оркестром (1968), оратория «К новой жизни» по произведениям Ю. Н. Шесталова (1973), хоровые циклы «Деревенские сценки» (1969), «Русская свадьба» (1971), «Деревенское» (для мужского хора a capella, 1976), «Поляны лесные» (1976), «Разноцветье» (2001), детские оперы «Сказка о ленивом бобренке» на текст Ю. Н. Шесталова (1978), «Рикки-Тикки-Тави» по сказке Р. Киплинга (1985), «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова (1996).
Нотография
Сочинения: для голоса с фп.: Ивановские песни: вок. цикл для меццо-сопрано с фп. / сл. нар. Л., 1968. 31 с.; Мы живем на севере: вок. цикл для баритона с фп. / сл. Ю. Н. Шесталова. Л., 1971. 19 с.; Жанровые зарисовки: для сопрано, баритона и фп. Л., 1985–. Тетр. 1 – 1985; Тетр. 2 – 1990; Из мансийской лирики: вок. цикл для голоса с фп. / на сл. Ю. Н. Шесталова. Л., 1986. 19 с.; Прислушайся: романсы для голоса и фп. / сл. Ю. И. Ороховацкого. Л., 1988. 27 с.; Лебедь белая: вокальный цикл для меццо-сопр. в сопр. фп. Изд. 2-е. СПб., 2001. 28 с. (1 изд. – 1982);
для хора: Хороводные песни: для смеш. хора с литаврами (или контрабасом col legno). Л., 1969. 46 с.; Русская свадьба: десять хоров без сопровожд. / сл. нар. Л.; М., 1972. 51 с.; Поляны лесные: хоры без сопровожд. для женского или детского хора. Л.; М., 1975. 15 с.; Деревенские сценки: шестнадцать хоров без сопровожд. для муж. и жен. составов: На материале народных песен Ивановской области. Л., 1979. 44 с.; Разноцветье: 20 хоров a capella для женского или детского хора. СПб., 2001.
для фп.: Палех: сюита для фп. Л.; М., 1970. 39 с.; 24 прелюдии и фуги для фп.: [в 2 тетр.] М., 1972–. Тетр. 1. 1972. 66 с.; Тетр. 2. 1974. 85 с.; Две пьесы на русские народные темы // Народная музыка в обработке для фп. Вып. 4. М., 1984. С. 47–49.
для симф. орк.: Печорские старины: сюита для большого симф. оркестра. Л., 1981. 107 с.
Обработки: Две старинные русские народные песни: для баса с фп. / запись и обработ. И. Ельчевой. Л., 1960. 11 с.
Дискография
Песни для детей из норвежской народной поэзии / в исп. Э. Хиля и И. Ельчевой. Мелодия, 1968. Д-00021499; 6 песен для женского или детского хора a cappella (болгар. нар. поэзия и обработки рус. нар. песен). Мелодия, 1973. С22-06243; Старинные народные песни Ивановской области / собр. и исп. композитор И. Ельчева. Мелодия, 1976. 33М20-38007-09-8; Народные песни нижнего течения реки Печоры / поет И. Ельчева. Мелодия, 1979. С20-10949-50.
Библиография
Сочинения: Песни Палеха // Советская музыка. 1966 № 5. С. 119–123; Народные песни Ивановской области / запись, сост., предисл. и примеч. И. Ельчевой. Иваново, 1968. 180 с.; Душа народа // Панорама–9: ежегодник по искусству для молодежи. М.: Молодая гвардия, 1977. С. 108–111; В поисках песен. Записки композитора // Дыхание Волги: лит.-худож. сборник. Ярославль, 1983. С. 286–299; В поисках песен // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. Л., 1988. С. 32–34; Творцы фольклора // Песенная лирика устной традиции: сб. / сост. И. И. Земцовский. СПб., 1994. С.197–201; Погости-ка в доме, гостюшка! // Апраксин Блюз. № 4. 1996. URL: http://apraksinblues.narod.ru/AB4/Gostiushka.htm; Как живет в Палехе народная песня: наблюдения, размышления, выводы, свершения (из недавнего прошлого): к 140-летию Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и к 75-летию современного палехского искусства. СПб, 2002. 112 с. Прил: перечень осн. соч. И. Ельчевой на мат-ле нар. песни Палеха и др. районов Ивановской обл., записанных авт. в разн. годы. С.110–111; О звуках блокады — что окружали нас и получали Отзвук — (столь разнящийся своею Сутью) — Резонанс. СПб., 2011. 11 с.
Литература: Опера студентки // Смена. 1958. 2 июля. С. 3. Прим.: заметка об опере И. Ельчевой «Спартак»; Маграчев Л. Е. Вступая в суровую зиму // Вечерний Ленинград. 1985. 25 окт. Прим.: о «заказе с фронта»: Марш танкистов, созданный ученицами С. Я. Вольфензона — Е. Ручьевской и И. Ельчевой, ныне хранящийся в Музее блокады; Ороховацкий Ю. Блокадный лейт-мотив. Анонс-размышление // Смена. 1989. 1 янв.; Корыхалова Н. Юбилей Ирины Ельчевой // Корыхалова Н. В общении с музыкой: статьи и рецензии разных лет. СПб., 2011. С. 159–161.
Архивные источники
Дело студента И. М. Ельчевой. Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих, аспирантов и студентов за 1931–1954. Д. 89. С. 58–67; Личные документы И. М. Ельчевой.
Н. Б. Селиверстова, 2013