СУХАНОВ, Павел Николаевич (1913–1994)

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

СУХАНОВ, Павел Николаевич (22 января / 6 февраля 1913, Тула – 6 июня 1994, Санкт-Петербург) — кларнетист-виртуоз, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981). Профессор (1982). Награжден медалью «Ветеран труда» (1981) и «Орденом Почета» (1987).

Родился в семье рабочего Тульского оружейного завода. Окончил общеобразовательную школу (1920–1928), затем ремесленное училище при первых тульских оружейных заводах как слесарь-лекальщик (1928–1931). В течение года занимался на кларнете. Играл в самодеятельном симфоническом оркестре заводского клуба. Был командирован от производства в Ленинградскую консерваторию.

Окончил оркестровый факультет по классу кларнета у А. В. Березина (1931–1937).

Студентом начал свою педагогическую деятельность как преподаватель класса кларнета в музыкальной школе Василеостровского района (1934–1939).

Участвовал в концертах студенческого симфонического оркестра под управлением С. А. Самосуда, исполняя №№ 1, 4 и 6 симфонии П. И. Чайковского, №№ 6 и 7 симфонии А. К. Глазунова, симфонию № 38 В. Моцарта, а под руководством Е. А. Мравинского — симфонию Л. Бетховена № 3 и увертюру к опере «Оберон» К.-М. Вебера.

Уже со второго курса его начали приглашать в различные музыкальные коллективы Ленинграда. Он стал солистом группы кларнетов в оркестре Оперной студии (1932–1934). Здесь он сотрудничал с художественным руководителем студии И. В. Ершовым и такими дирижерами, как главный дирижер Венской оперы В. Херберт (опера Моцарта «Свадьба Фигаро»), Г. Унгер (опера К.-М. Вебера «Волшебный стрелок»), А. Ш. Мелик-Пашаев, К. А. Симеонов, Э. П. Грикуров, О. А. Димитриади, С. В. Ельцин, Е. А. Мравинский.

Исполнял сольные партии кларнета в операх «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Царская невеста» и «Пан-Воевода» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Похищение из сераля» В. Моцарта, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Тайный брак» Д. Чимарозы и других. 

В 1933/1934 по конкурсу стал солистом оркестра Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (Малегот), где участвовал в премьере оперы Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» под руководством С. А. Самосуда (1934). 

Был приглашен в качестве солиста в оркестр Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1934–1939). Выступал в оперном, балетном и симфоническом репертуаре под управлением В. А. Дранишникова, О. М. Пазовского, С. В. Ельцина, Д. И. Похитонова, Э. П. Грикурова, А. Найденова и других. 

На сценах Малого зала консерватории (МЗК) и Малого зала филармонии (МЗФ) играл концерты для кларнета с оркестром В. Моцарта, К.-М. Вебера, Л. Шпора, Э. Габлера и др. Участвовал в ансамблях, исполняя «Патетическое трио» М. И. Глинки, Октет и квартеты для деревянных духовых Л. Бетховена, квинтет для кларнета и струнных В. Моцарта, кларнетовые Трио и квартет И. Брамса и другое.

Его исполнительская манера отличалась певучестью и тембровым разнообразием звукоизвлечения, выразительностью фразировки, превосходной техникой дыхания, филигранной виртуозностью и тонким ощущением стиля исполняемого произведения.

Суханов был приглашен в симфонический оркестр Киевского академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (1939–1944). Продолжил педагогическую деятельность в Киевской музыкальной школе (1939–1941). Во время Великой Отечественной войны вместе с оркестром перешел на работу в Радиокомитет. В составе концертных бригад выезжал на фронт, выступая перед воинскими частями (1941–1943). Попав в оккупацию, вместе с оркестром был вывезен немцами в Белосток, а затем в Кенигсберг в качестве чернорабочего. После освобождения Кенигсберга Советской армией, стал артистом Эстрадного оркестра 1-й танковой армии (1945–1946).

После войны преподавал в Ленинградской школе военно-музыкантских воспитанников (1946–1957), на курсах по повышению квалификации при ВГКО (1949–1956) и в отделе музыкальных ансамблей Ленконцерта (1952–1959).

Вернулся в группу кларнетов симфонического оркестра Оперной студии (1946–1948).

С 1948 по 1964 год — солист оперно-симфонического оркестра Малегота. В этот период он участвовал в премьере обеих частей оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в постановке Б. А. Покровского и под управлением Э. П. Грикурова (1955), в постановках таких знаменитых спектаклей, как. «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1964), балетов И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Поцелуй феи» и «Весна священная», музыкальной драмы С. М. Слонимского «Виринея» и других. 

Постоянно выступал в качестве солиста в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии (1950–1960), принимал участие в грамзаписях, в программах камерной музыки в МЗФ, МЗК, Ленинградской государственной академической капеллы, на радио и телевидении.

Обладая яркой артистической индивидуальностью, положил начало исполнительской традиции знаменитых кларнетовых соло в произведениях русских и зарубежных композиторов.

В Консерватории: преподаватель (1953–1956), старший преподаватель (1956–1963), и. о. доцента (1964–1966), доцент (1966–1971), и. о. профессора (1971–1982), профессор (1982–1994) кафедры деревянных духовых инструментов. Заведовал кафедрой духовых инструментов в Народной консерватории (1961–1968).

Одновременно вел курсы повышения квалификации кларнетистов (1952–1959), преподавал класс кларнета в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова (1962–1973; 1982–1985), в Средней специальной музыкальной школе при Консерватории (1962–1992). По инициативе Суханова в Консерватории был открыт первый в советском вузе класс саксофона (1970). 

Активно занимался вопросами методики преподавания кларнета. Составил учебный репертуар, включив в него упражнения, этюды, переложения, отвечающие современным требованиям исполнительства. Впервые стал осваивать и применять кларнет усовершенствованной французской системы, доказав его преимущества перед немецким вариантом. Разработал новую методику игры в области приемов звукоизвлечения и звуковедения, формирования амбушюра, техники дыхания, аппликатуры, постановки исполнительского аппарата.

Расширяя репертуар для кларнета, делал многочисленные обработки и переложения произведений разных композиторов и эпох. Среди них — переложение для кларнета Концерта для скрипки и фортепиано И. С. Баха, Элегии для гобоя и фортепиано Д. А. Толстого, Романса Л. Бетховена, Адажио из балета К. Кара-Караева «Семь красавиц», Менуэт из «Арлезианки» и Антракт к 3 действию «Кармен» Ж. Бизе, Танец пастушков из «Щелкунчика» и Баркарола П. И. Чайковского, пьесы Р. Шумана, Ф. Шуберта, А. Корелли, Р. М. Глиэра, Р. Вагнера, Д. Д. Шостаковича, Б. В. Асафьева и другое. 

Составил 4 сборника оркестровых трудностей для кларнета из балетов советских композиторов. Рецензировал методические материалы, среди которых — «Школа для кларнета» А. В. Березина, диссертация К. А. Еременко «Современные перспективы развития инструментального состава симфонического оркестра», диссертация Б. А. Дикова «Основы кларнетового исполнительства и педагогики», книги А. П. Баранцева «Кларнетисты Петербургско-Петроградско-Ленинградской консерватории», работы В. П. Гетмана «Этюды для кларнета на смешанные размеры». Рецензировал изобретение Б. Е. Милявского «Усовершенствование кларнета немецкой системы» и труд «Бас-кларнет» К. А. Еременко. Составил программу обучения на кларнете для Народных консерваторий. 

Читал доклады на кафедре по вопросам развития исполнительского дыхания, работой над художественным произведением, развитию музыкальной памяти.

Был председателем комиссии на госэкзаменах и в жюри конкурсов в различных городах СССР. Выезжал с открытыми уроками и методическими сообщениями в консерватории Свердловска, Новосибирска. Курировал работу духовых отделов музыкальных училищ Ленинграда, Волгограда, Минска, Калининграда, Пскова.

Воспитал свыше 200 музыкантов, ставших артистами лучших оркестров страны и за рубежом. Среди учеников класса Суханова — известные кларнетисты А. В. Большиянов, А. В. Казаков (окончили аспирантуру у Суханова), М. Толбухин, А. А. Степанов, Л. З. Гельруд, В. И. Земсков, А. А. Сухоцкий, А. В. Шока, Г. В. Буланов, Д. Я. Любмирский, А. Ю. Коровин, А. П. Вапиров, В. И. Генслер, Г. В. Волобуев, В. В. Агапов, А. М. Фоменко, А. Г. Скульский, И. И. Силаков, К. А. Демурджян и многие другие.

Библиография

Литература: Болотин С. В. Суханов Павел Николаевич // Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.  Л.: Музыка, 1969. С. 103–104, 177; Баранцев А. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Павел Николаевич Суханов // Мастера игры на кларнете Петербургско-Ленинградской консерватории 1862–1985 гг. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 80–93; Степанов А. Кларнет — его призвание // Музыкальные кадры. 1983. № 8, 9 июня. С. 3; Тимошенко М. Памяти Павла Суханова // Консерватория. Газета Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2013. № 3. С. 8; URL: ru.wikipedia.org / Суханов Павел Николаевич.

Иконография

Павел Суханов. URL: https://www.peoples.ru/state/teacher/pavel_suhanov/index.html

Архивные источники

Личное дело Суханова П. Н. Архив СПбГК. Личные дела рабочих и служащих, уволенных в 1949 году из Оперной студии. Дело 4-в. Л. 91–92; Личное дело Суханова П. Н. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1925–1952 год. Д. 207. Л. 224–239; Личное дело Суханова П. Н. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих Консерватории за 1956 год. Д. 794. Л. 37; Личное дело Суханова П. Н. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих Консерватории за 1960 год. Д. 1024. л. 69 об.; Суханов Павел Николаевич, старший преподаватель. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1960 год. Д. 35. Л. 114–127; Дело на утверждение в ученом звании доцента Суханова Павла Николаевича. Архив СПбГК. Ученый совет от 18. 11. 1965. Д. 1332. Л. 32–50; Дело на утверждение в ученом звании профессора Суханова Павла Николаевича. Архив СПбГК. Ученый совет от 8. 07. 1974. Д. 2044. 32 л.; Дело на утверждение в ученом звании профессора Суханова Павла Николаевича. Архив СПбГК. Ученый совет от 14. 12. 1981. Д. 2623. 46 л.; Личное дело Суханова П. Н. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 1993 год. Д. 270. Л. 30–165; Личное дело Суханова П. Н. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих консерватории и Музыкального театра за 1993 год. Д. 7. Л. 48-а, б, в, г, д.

Н. Б. Селиверстова, 2018