РЕЙСОН, Михаил Борисович (1901–1964)

Кафедра скрипки и альта
Доцент

РЕЙСОН, Михаил Борисович (1901, Белосток Гродненской губернии Российской империи, ныне Польша – 1964) — скрипач, педагог. Доцент (1931).

Родился в Белостоке, в семье инженера-изобретателя. Все дети обучались музыке и по вечерам, собираясь вместе, музицировали. Отец, Б. Рейсон, играл на скрипке. Сестра Эсфирь окончила Варшавскую консерваторию как пианистка и была первым концертмейстером Рейсона. Старший брат Павел учился в Санкт-Петербургской консерватории по кл. виолончели у Э. Ф. Гербека, а другой брат, Владимир, обучался в Консерватории по кл. скрипки у С. П. Коргуева.

Михаил начал заниматься скрипкой с 6 лет. Уже через два года дал сольный концерт. В 1912 по рекомендации польского скрипача Б. Губермана поступил в Консерваторию в кл. Э. Э. Крюгера, ученика Л. Ауэра. Его соучениками были Я. Хейфец и Т. Зайдель. Рейсон брал уроки у И. А. Лесмана, чью методику порицал Крюгер, что послужило поводом к переводу скрипача в класс Коргуева (1921). По кл. ансамбля обучался у А. К. Глазунова, который высоко ценил исключительный художественный талант Рейсона.

В 1922, после мобилизации в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, работал концертмейстером симфонического оркестра Петроградского военного округа. Выступал в симфонических программах под управлением А. К. Глазунова, Э. А. Купера и других.

Окончил Школу высшего мастерства (аспирантуру) Консерватории по кл. скрипки С. П. Коргуева (1923).

Начал интенсивную концертную деятельность в Московской государственной филармонии. Принимал участие в цикле просветительских концертов, организатором и лектором которых был А. В. Луначарский.

Был приглашен в симфонический оркестр московского Большого театра в качестве концертмейстера, но вынужден был вернуться в Ленинград из-за болезни руки (1925).

Как концертмейстер принимал участие в летних сезонах объединенного симфонического оркестра Московской и Ленинградской государственных филармоний, с которым выступали С. А. Самосуд и В. В. Бердяев (1927). Выступал с филармоническим оркестром под управлением А. В. Гаука. Участвовал в Квартете имени Л. С. Ауэра, организованном в 1929 И. А. Лесманом.

Совершил турне по крупным городам СССР вместе с солисткой Большого театра, балериной В. В. Гельцер. Выступал в ансамбле с Н. В. Неждановой, Н. С. Головановым, Д. Д. Головиным, И. А. Обуховой, И. С. Козловским, Л. П. Орловой, И. Б. Ильинским, Н. К. Черкасовым и другими выдающимися артистами.

Гастролировал с сольными и симфоническими концертами в Минске, Киеве, Тифлисе, Ереване, Баку, Сухуми, Батуми, Кисловодске, Свердловске, Оренбурге, Новосибирске, Хабаровске, Омске, Томске, Ташкенте, Самаре, Ашхабаде, Перми, Вологде, Туле, Брянске, Орле и других городах.

Его манера игры отличалась свободой, особой легкостью и отсутствием какого бы то ни было напряжения. Современники отмечали редкую виртуозность, легкость смычка, необыкновенную чистоту, яркость и безукоризненность штрихов, красивый объемный звук, глубокий тон, мягкую задушевность исполнения.

В 1930 как концертмейстер был командирован в оркестр Рижской национальной оперы, откуда ездил в Варшаву, где выступил в программе чествования А. К. Глазунова, исполнив его концерт для скрипки с оркестром под управлением автора.

В Ленинградской консерватории: доцент кл. скрипки на Рабфаке (1931–1939). Уволен в связи с изменением контингента студентов и реорганизацией учебного плана. Среди учеников — Р. И. Тихомиров, Е. М. Гопенко и другие.

Продолжил концертную деятельность. Гастролировал по городам СССР. Выступал в Ленинградской государственной филармонии и Эрмитажном театре.

В 1940, к 100-летию Н. Паганини, исполнил все его произведения в оригинале, поразив публику артистическим темпераментом, безграничными техническими возможностями и проникновенностью, теплотой кантилены.

В течение восемнадцати лет играл в ансамбле с Н. И. Голубовской-Иохельсон, исполняя сонаты для скрипки и фортепиано В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Брамса, Ф. Шуберта, С. Франка, Э. Грига и других композиторов.

В период Великой Отечественной войны преподавал в Ташкентской консерватории, где среди его учеников был В. Б. Неймер, ныне дирижер, профессор Московской консерватории.

В Горьковской консерватории: профессор кл. скрипки (1959–1964).

Завершил свою исполнительскую деятельность в 1970-х годах блестящим исполнением скрипичного концерта Л. Бетховена с оркестром.

Библиография

Сочинения: Годы жизни и творческих исканий: [воспоминания скрипача]. М., 2002. 97 с. Прим.: см. также: Рейсон М. Годы жизни и творческих исканий: монография (выдержки). // Рейсон.ру. (Рейсон М. Б. — жизнь и творчество). 2017. URL: http://www.reyson.ru/monografiya-vyderzhki.html.

Литература: Незабываемый исполнитель [о М. Рейсоне] // Рейсон.ру. (Рейсон М. Б. — жизнь и творчество). 2017. URL: http://www.reyson.ru/o-reysone.html.

Архивные источники

Личная карточка М. Б. Рейсона. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служащих за 1930–1942. Д. 55. Л. 46.

Н. Б. Селиверстова, 2016