ПАВЛОВА-АРБЕНИНА, Людмила Александровна (1916–1996)

Кафедра режиссуры музыкального театра
Доцент

ПАВЛОВА-АРБЕНИНА, Людмила Александровна (17 февраля 1916, Ленинград – [?] 1996, Санкт-Петербург) — дирижер, педагог. Доцент (1973). Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовое отличие». Дочь дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР А. В. Павлова-Арбенина.

Окончила балетную школу Государственного академического Большого театра СССР (1923–1929). Училась в Ленинградском музыкальном техникуме по классу фортепиано (1931–1933).

С 1935 года училась на Рабфаке Ленинградской консерватории. Посещала классы М. О. Штейнберга, Г. М. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича, С. В. Ельцина. Окончила дирижерско-хоровое отделение Ташкентской консерватории (1939–1942, специализировалась как дирижер-симфонист), дирижерско-симфонический факультет (1949–1951) и аспирантуру (1952–1956) Ленинградской консерватории по классу профессора С. В. Ельцина.

Дирижер Узбекской филармонии (1941–1943) и Театра оперы и балета имени А. Навои (Ташкент, 1943–1948). Приобрела большой театральный опыт и глубокое знание оперного репертуара. Участвовала в постановках опер «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Риголетто» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и другие. В 1944–1948 гг. осуществила премьеры новых советских опер: «Гвардейцы» Л. Б. Степанова, «Суворов» С. И. Василенко, «Ледовое побоище» Г. П. Таранова.

Преподавала в музыкальном училище при Ленинградской консерватории (1956–1960) классы дирижирования, ансамбля и оперной подготовки.

В Ленинградской консерватории: ассистент профессора С. В. Ельцина, преподаватель специального дирижирования (1949–1956), музыкальный руководитель, дирижер Оперной студии (1949–1956); преподаватель кафедры оперной подготовки (1950–1963); преподаватель (1963–1967), старший преподаватель (1967–1970), доцент (1970–1980) кафедры музыкальной режиссуры (курс «драматургический анализ оперной партитуры»). Вела научно-методическую работу, являясь председателем научно-методической секции кафедры музыкальной режиссуры. Среди учеников: И. Е. Тайманова, народный артист Азербайджана и Узбекистана Ф. С. Сафаров, заслуженная артистка РСФСР и Якутской АССР А. И. Егорова, заслуженный деятель искусств РСФСР И. П. Бобракова, заслуженный артист Литовской ССР В. Микштайте и другие.

В период работы принимала деятельное участие в научно-методической разработке проблем музыкальной драматургии, выступила автором ряда статей, редактором-составителем сборников статей Б. В. Асафьева об опере и хоровом искусстве. Центральной темой ее научных изысканий стало восстановление первоначальных авторских замыслов и сравнение их с последующими изданиями, редакциями, изменениями, закрепившимися в исполнительской практике.

Совместно с А. Н. Дмитриевым составила программу курса оперной драматургии.

В Оперной студии руководила спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса.

Библиография

Составление: Асафьев Б. В. Об опере: избранные статьи / сост. Л. А. Павлова-Арбенина; примеч. А. Б. Павлов-Арбенин. Л.: Музыка, 1976. 336 с.; 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. 343 с.; Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: сб. статей / сост. и коммент. Л. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. 216 с.; К 100-летию со дня рождения Б. В. Асафьева: [статьи, записи, фрагменты из работы «Мысли и думы» / публикация и примечания А. Павловой-Арбениной] // Советская музыка. 1984. № 4. С. 87–94; № 5. С. 71–82; № 6. С. 62–75.

Сочинения (не опубликовано): Материалы и документы по различным редакциям оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». 1955. 250 с.; Купюры в опере (принципиальное решение целесообразности купюр на примере целого ряда партитур оперных произведений). 1956. 15 с.; Оперная режиссура — искусство освоения и творческого преломления музыкального драматического материала сценическими средствами. 1965. 18 с.; Авторский замысел композитора и его сценическое претворение. 1966. 37 с.

Архивные источники

Личная карточка Л. А. Павловой-Арбениной. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. сост., рабочих, служащих и Оперной студии за 1980 г. Б/н. Л. 24–29; Личное дело Л. А. Павловой-Арбениной. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава за 1980 г. Д. 166. Л. 107–145; [Документы Л. А. Павловой-Арбениной на утверждение в звании]. Архив СПбГК. Д. 1847. Л. 24–55.

И. А. Мишина, 2012