ПАРШИН, Александр Андреевич (1895–1977)

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

ПАРШИН, Александр Андреевич (12/24 февраля 1895, Красное село – октябрь 1977, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — гобоист, педагог. Кандидат искусствоведения (1933). Профессор (1957). Награжден медалями: «За трудовое отличие» (1940), «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945), Орденом «Знак почета» (1954).

Родился в семье рабочего. Окончил Городское реальное училище, где познакомился с основами музыкальной грамоты и играл в ученическом духовом оркестре (1902–1907).

Окончил консерваторию по классу гобоя у В. Геде (1907–1914). Участвовал в симфонических концертах летних сезонов 1912–1914 в Кисловодске, Павловске, Сестрорецке, Риге. В зимние сезоны играл в оркестре частной оперы Народного дома (1913–1914), а также выступал с симфоническим оркестром Императорского Русского музыкального общества в концертах, организованных А. И. Зилоти. Работал с такими крупными дирижерами, как В. И. Сук, М. О. Штейнберг, А. П. Асланов.

В период 1914–1918 год был солистом-гобоистом в оркестре Театра Музыкальной драмы. Играл под управлением М. А. Бихтера, Г. Фительберга, А. В. Гаука.

В Государственном Мариинском театре (ГАТОБ имени С. М. Кирова): прошел по конкурсу в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра как гобоист и исполнитель партий на английском рожке (1918–1958, с 1926 — солист). Овладел громадным оперным репертуаром. Сотрудничал с такими дирижерами, как Н. А. Малько, В. А. Дранишников, Д. И. Похитонов, С. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, А. М. Пазовский.

Был приглашен по совместительству в симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии (1923–1930), где работал под руководством Б. Э. Хайкина, Е. А. Мравинского и других. Обладал хорошо развитым исполнительским дыханием, красивым тембром, разнообразной филировкой и певучестью звука, четкой и ясной атакой, штриховой культурой и интонационной выразительностью.

Преподавал класс гобоя в музыкальных школах Ленинграда (1924–1928).

В Третьем (Втором) государственном музыкальном техникуме (Ленинградский государственный радиотехникум): преподаватель класса гобоя (1928–1933).

В 1933 защитил диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения на тему «Методика игры на гобое».

Во время Великой Отечественной войны участвовал в военно-шефской работе, выступал в воинских частях, госпиталях и на оборонных предприятиях.

В Консерватории: преподаватель (1933), доцент (1935), и. о. профессора (1954), профессор (1957–1973), профессор-консультант (1973–1976) класса гобоя кафедры деревянных духовых инструментов; заведующий оркестровым отделом рабфака (1934–1936); декан оркестрового факультета (1936–1939); заведующий кафедрой деревянных духовых инструментов (1958–1972).

А. А. Паршин одним из первых педагогов в СССР понял необходимость обучения нового поколения гобоистов игре на инструментах французской системы. Работал над двумя методическими очерками, оставшимися в рукописи: «Основные методические принципы обучения игре на гобое», «Обзор вопросов методики обучения игре на гобое на примерах из этюдов соч. Ферлинга (II тетрадь)». Вел научно-исследовательскую работу в области усовершенствования изготовления тростей для гобоя и английского рожка, что значительно улучшило качество звука.

Составитель и редактор программ обучения гобоистов в музыкальных училищах, консерватории и аспирантуре. Чрезвычайно расширил репертуар для гобоя, сделав ряд переложений, обработок и транскрипций произведений русских и зарубежных композиторов разных веков, в том числе: «Мелодия» П. И. Чайковского, Адажио из сонаты № 16 и Концерт для скрипки и фортепиано В. А. Моцарта, Прелюд А. К. Лядова h-moll, скрипичный концерт Баха a-moll, скрипичный концерт и 24 скрипичных этюдов П. Родэ и другие.

Практически вся группа гобоистов ГАТОБ имени С. М. Кирова состояла из выпускников класса Паршина. Его ученики работали в качестве солистов в Ленинградской филармонии, ленинградском Малом театре оперы и балета. Среди продолжателей его школы — В. М. Курлин, С. А. Ильясов, К. Н. Никончук, В. А. Конофалов, В. В. Веселов и другие.

Библиография

Сочинения: Гости из Петрозаводска (в Малом зале им. А. К. Глазунова) // Музыкальные кадры. 1971. № 2 (23 февр.) С. 2. Примечание: об отчетном концерте студентов Петрозаводского филиала ЛОЛГК.

Литература: Юбилей музыканта: [70-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности профессора консерватории А. А. Паршина] // Вечерний Ленинград. 1965. № 53 (5 марта). С. 1; Болотин С. Паршин Александр Андреевич // Болотин С. В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л., 1969. С. 81; Александр Андреевич Паршин: некролог // Музыкальные кадры. 1977. № 11 (14 октября). С. 4; Баранцев А. П. Профессор Александр Андреевич Паршин (1895–1978 гг.) // Баранцев А. П. Мастера игры на гобое. Профессора Санкт-Петербургской консерватории, 1862–1985. Петрозаводск, 1996. С. 24–42.

Архивные источники

Личное дело А. А. Паршина. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов консерватории за 1932–1948. Д. 187. С. 130–150; Дело по Конкурсу на замещение вакантной должности профессорско-преподавательского состава от 30.11.1954. Утверждение на должность профессора по классу гобоя доцента А. А. Паршина. Архив СПбГК. Д. 629. С. 83–99; Дело по Конкурсу на замещение должностей заведующих кафедрами Ленгосконсерватории за 1960. [Паршин А. А.]. Архив СПбГК. Конкурсные дела за 1954–1971. Д. 993. Л. 56–76; Личное дело А. А. Паршина. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1976. Д. 156. С. 76–113; Личная карточка А. А. Паршина. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1976. Д. 2241. С. 69–75; Выпуск 1913–1914. Паршин Александр Андреевич. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 4. Д. 23. Л. 35.

Н. Б. Селиверстова, 2016