МИХАЙЛОВ, Николай Васильевич (1893–1962)

Факультет композиции и дирижирования
Профессор

МИХАЙЛОВ, Николай Васильевич (20 декабря 1892/ 1 января 1893, Санкт-Петербург – 3 сентября 1962, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — альтист, дирижер, педагог. Заслуженный деятель искусств (1956). Профессор (1958). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1944 гг.» (1946), орденом «Знак почета» (1954).

Родился в Санкт-Петербурге в семье ремесленника. В 1900 поступил в начальную городскую школу, где на уроках пения обнаружил хороший голос и музыкальные данные. В 1903 поступил в Императорскую Придворную певческую капеллу, которую окончил в 1912 по специальности «оркестрант» (альтист) и «учитель пения». Начал исполнительскую деятельность в симфоническом оркестре графа А. Д. Шереметева в качестве альтиста. Был принят в оперный оркестр Театра музыкальной драмы (1912–1918), играл в оперном оркестре Государственного Народного дома, в симфоническом оркестре Большого драматического театра (БДТ, 1917–1919), в филармоническом симфоническом оркестре (1918–1924) и оркестре ГАТОБа (1919–1925).

В 1918 поступил в Консерваторию в кл. альта В. Р. Бакалейникова. В 1920, в связи с отъездом педагога в Москву, перешел на курс специальной теории композиции, где занимался под руководством М. О. Штейнберга, А. М. Житомирского, В. П. Калафати, Н. Н. Загорного.

Учился дирижерскому искусству в кл. Э. А. Купера (1923–1925), а затем у Н. А. Малько (1925/1926). Студентом вел музыкальную часть оперного класса в сотрудничестве с С. Д. Масловской (1924/1925) и был дирижером оркестра БДТ (1924–1926).

Был приглашен в качестве дирижера в Харьковскую украинскую государственную столичную оперу (1926/1927). Поставил здесь балет Ц. Пуни «Конек-Горбунок». Затем принял приглашение в Киевскую государственную украинскую оперу (1927/1928), где был музыкальным руководителем и дирижером оперных и балетных спектаклей: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Коппелия» Л. Делиба, «Фауст» Ш. Гуно и других.

Во время гастролей в Днепропетровске дирижировал операми «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Кармен» Ж, Бизе, «Гугеноты» Д. Мейербера, «Травиата» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини.

Был приглашен в Минский гос. театр драмы (Первый Белорусский драматический театр) как дирижер и заведующий музыкальной частью (1928-1930). Организовал в Минске городской симфонический оркестр по обслуживанию рабочих клубов города, который еженедельно давал концерты, а затем в полном составе был приглашен в Белорусский Радиокомитет. Михайлов был назначен главным дирижером симфонического оркестра Минского Радиокомитета (1928–1930).

Начал преподавательскую деятельность в Минском музыкальном техникуме, где вел оперный и оркестровый класс, инструментовку и класс альта (1928-1930). Подготовил и поставил силами учащихся оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (с хором и оркестром).

Приглашен на Московское Радио в качестве дирижера оперной труппы (1930-1933). Дирижировал оперными программами и спектаклями радиотеатра. Подготовил и поставил оперы «Мазепа» П. И. Чайковского, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова.

Одновременно преподавал в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, ныне ГИТИС), где вел оперный класс и поставил с учащимися оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (1930–1933).

Постоянный дирижер Государственного оркестра народных инструментов имени В. В. Андреева (1933–1936; 1938–1940).

Был главным дирижером симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета. Вместе с артистами академических театров подготовил десятки оперных передач и симфонических программ (1934–1938).

Летом 1938 и 1940 годов руководил симфоническими программами оркестра Ленинградской гос. филармонии в Кисловодске. Во время блокады работал как дирижер оперного театра Народного Дома (1941–1942). Затем был эвакуирован в Ташкент, где продолжал преподавательскую и концертную деятельность. С 1944 по 1946 – дирижер и заведующий музыкальной частью Ансамбля НКВД (Москва).

В Консерватории: дирижёр Оперной студии (1933–?); преподаватель дирижерского и оркестрового кл. на отд. народных инструментов (1934–1938); и. о. доцента оркестрового кл. и кл. специального дирижирования, зав. кафедрой народных инструментов (1938/1939); доцент кл. специального дирижирования и чтения партитур на военно-морском факультете (1939–1943); доцент кафедры хорового дирижирования (1943–1951), и. о. профессора кл. специального хорового дирижирования на дирижерско-хоровом факультете (1951–?); декан дирижерского и фортепианного факультетов (1949–1953), зав. кафедрой хорового и симфонического дирижирования (1949–1955; 1957–1961); музыкальный руководитель Оперной студии (1952–1955); профессор кафедры хорового дирижирования (1958–1962). Среди учеников — С. Ф. Грибков, С. Н. Нечипоренко и другие.

В Оперной студии Консерватории дирижировал операми «Пиковая Дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Риголетто» Дж. Верди.

Принимал участие в методических разработках кафедры. Автор программ и пособий по оркестровому кл. для кафедры народных инструментов, по кл. специального дирижирования для дирижёрско-хорового факультета, по кл. чтения партитур для военно-морско факультета.

Работал над кратким учебным пособием по технике дирижирования для музыкальных училищ, принимал участие в составлении хоровой хрестоматии для учащихся отд. хорового дирижирования.

Делал переложения для оркестра народных инструментов. Среди них — симфоническая увертюра М. И. Глинки «Камаринская», Каватина Людмилы и Рондо Фарлафа из его оперы «Руслан и Людмила», а также «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга» А. К. Лядова, фрагменты из опер П. И. Чайковского «Черевички» и «Иоланта», «Сцена в корчме» и «Сцена у фонтана» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», переложение Увертюры из оперы Д. Б. Кабалевского «Кола Брюньон», Менуэт из симфонии Д. Д. Шостаковича № 5, Марш И. О. Дунаевского из кинофильма «Цирк», Скерцо из музыки Ф. Мендельсона к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Фантазия на темы оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана», сюита из балета Р. Дриго «Эсмеральда» и другое.

Библиография

Сочинения: Замечательный педагог, композитор, воспитатель // Музыкальные кадры. 1960. № 11 (6 июня). С. 3. Прим.: к годовщине смерти проф. А. А. Егорова.

Литература: Николай Васильевич Михайлов: [некролог] // Вечерний Ленинград. 1962. № 210 (5 сент.) С. 4.; Крылов А. Н. В. Михайлов // Деятели хорового искусства СПб консерватории. СПб., 1993. С. 103–136.

Архивные источники

Списки председателя экзаменационной комиссии. 1926. [Михайлов Николай Васильевич]. ГАОРСС. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 339. Л. 459 об, 460. Прим.: характеристика Малько по окончании консерватории; по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК; Личная карточка Н. В. Михайлова. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих Консерватории за 1930–1942. Д. 51. С. 97–98; Личная карточка Н. В. Михайлова. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1962. Д. 1137. С. 171–176; Ученый совет. Дело Н. В. Михайлова на утверждение ученого звания профессора Консерватории за 1952. Архив СПбГК. Д. 546. С. 61–81; Дело на утверждение в ученых званиях Консерватории за 1952. Михайлов Н. В. Архив СПбГК. Д. 546. С. 61–81; Дело Н. В. Михайлова на утверждении в ученом звании профессора. Ученый совет от 27. 03. 1954. Архив СПбГК. Д. 633. С. 1–13; Дело на утверждении в ученых званиях. Ученый совет от 17.06.1957. Михайлов Н. В. Архив СПбГК. Д. 824. С. 63–81; Личное дело Н. В. Михайлова. Архив СПбГК. Д. 152. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1926–1957. С. 56–65; Личное дело Н. В. Михайлова. Архив СПбГК. Д. 48. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1962. С. 18–54.

Н. Б. Селиверстова, 2017